Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 04.04.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6243/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье рассматривается комплексный подход к стимуляции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Описываются интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство активизации речевого развития. Представлены методические рекомендации по «запуску» речи и формированию элементарных коммуникативных умений.

Ключевые слова : интерактивно-игровые комплексы, интерактивно-игровые модули, интерактивные игры, LogoSmart, ЛогоСмарт, речевое развитие, вызывание речи, задержка речевого развития, задержка психического развития.

Ценностные основания преобразования педагогической практики побудили авторов к творческому поиску эффективных средств, направленных на развитие речи детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным и нарушенным развитием. В результате проведена работа от создания первых интерактивно-игровых упражнений до представления комплексной авторской разработки «LogoSmart Technology», объединяющей более 638 интерактивных игр и упражнений, серию настольных игр и ряд печатных заданий, а также методические рекомендации, консультационные материалы и обучающие вебинары для педагогов и родителей.

Для решения проблем отставания в речевом развитии и формирования простых фраз у детей с нормативным развитием, задержкой речевого и психического развития в авторской учебно-методической разработке «LogoSmart» («ЛогоСмарт») имеется серия анимированных заданий «Запускаем речь». Интерактивные приемы и методы, применяемые в разработке «LogoSmart» («ЛогоСмарт»), погружают в игровую ситуацию; формируют умения вслушиваться в речь окружающих и давать ответные двигательные и речевые реакции; совершенствуют артикуляторную, мелкую и общую моторику; развивают понимание и называние предметов, которыми пользуются дети в быту, различение значений слов и понимание обозначаемых действий; формируют простую фразовую речь; способствуют выработке правильного произношения и интонирования; развивают плавность и беглость речи. Интерактивно-игровые упражнения данной серии предназначены для специалистов коррекционного и развивающего профиля, работающих с детьми в возрасте от 2-х лет. Визуализация акустических компонентов речи в интерактивно-игровых комплексах «LogoSmart» («ЛогоСмарт»), обеспечивает незаметный для детей переход от игровой деятельности к коррекционно-развивающей и образовательной.

Авторские интерактивные игры «LogoSmart» («ЛогоСмарт») учитывают специфику потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи: инструкции к выполнению заданий просты и понятны, в них используются простые короткие слова, помогающие понять поставленную задачу; подобраны доступные в произношении слова и элементарные фразы, позволяющие легко их запомнить и применять в дальнейшем общении. Блок упражнений проставленной серии «Запускаем речь» основан на реализации комплексного похода в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, базирующегося на взаимосвязи речи и движения, способствующего активизации словаря, формированию фразовой речи, развитию моторики, координации движений и речи, развитию фонетического и фонематического слуха, мелодико-интонационной стороны речи и формированию основ звукопроизношения.

Каждое интерактивно-игровое заданием серии «Запускаем речь» комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») создает ситуацию диалога, вовлекая детей в общение с педагогом или персонажем. Например, в анимированном упражнении «Маркиз, кис-кис» дети выбирают предметы, наблюдают за действиями кота Маркиза и озвучивают его действия. Интерактивные задачи различны: воспроизвести мимику персонажа, одеть героя, отыскать домик для животного, покормить обитателей фермы, позаботиться о птицах зимой, выгулять питомца, собрать игрушки, накрыть на стол, полить растения, протереть пыль, расчистить сугроб. Так в ненавязчивой игровой ситуации стимулируется речевое развитие и формируются полезные навыки: расширяется и активизируется словарь, формируются элементарные математические представления, осуществляется ознакомление с окружающим миром и правилами поведения, происходит первичное погружение в мир художественной литературы.

В серии «Запускаем речь» интерактивно-игровых комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») имеются игровые упражнения на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления и воображения, предусматривающие сравнение предметов, выделение схожих объектов, выстраивание логических цепочек, отгадывание загадок и т. д. Вызыванию интереса у детей раннего и младшего дошкольного возраста, удержанию внимания, а также установлению контакта и повышению мотивации помогают сказочные сюжеты и яркие герои. В представленном блоке заданий игры разработаны с учетом возрастных, речевых и познавательных особенностей детей. Игровые упражнения построены на знакомых ситуациях и известных персонажах, а краткость игровой задачи способствует сохранению познавательной активности, при этом позволяя ребенку работать в своем темпе. Яркие, четкие, крупные изображения легки для восприятия детей раннего возраста, а имеющиеся настройки позволяют адаптировать интерактивные задания под особенности конкретного ребенка.

Интерактивно-игровые комплексы «LogoSmart» («ЛогоСмарт») построены на принципах постоянной обратной связи, диалогизации образовательного процесса, активной стимуляции, погружения в проблему и гармонизации развития [творчество]. Большая часть анимированных упражнений серии «Запускаем речь» предполагает построение диалога. Так в интерактивных заданиях «Повторяй за мной», «Сеня и Саня», «Поливай-ка», «Дай, Буренка, молока», «Любимые игрушки» дети слышат и повторяют простые диалогические конструкции, тем самым стимулируется речевое развитие, развивается понимание обращенной речи, закрепляется использование частных выражений в самостоятельной речи.

Игры «Чудо-гусенка», «Веселый Пых», «Длинные хвосты», «Бэби Бум», «Мозаика для зайки» развивают неречевой слух, активизируют речь и знакомят с окружающим миром: дети слышат звук или звукосочетание, воспроизводят или анализируют его. В анимированных заданиях «Настоящему индейцу», «Идет бычок», «Веселые шифровки» дети говорят в микрофон и слышат свою речь со стороны. Дети активно воспроизводят слоги и переходят к проговариванию слов простой слоговой структуры в игровых упражнениях «Раз, два, три — повтори!», «Ой-ой, это мой!», «Крот в огород», «Мастер слов», которые оптимально подходят для начального этапа коррекционно-педагогической работы и активно стимулируют речь детей.

Формировать умение произносить слова простой слоговой структуры, начиная с произнесения части слова можно в интерактивно-игровых модулях «Дай ням-ням», «Анины прятки», «Молот-молоток». Научить детей раннего и младшего дошкольного возраста употреблять простые фразы в повелительном наклонении позволяют анимированные задания «Хорошие дела», «На игровой площадке», «Добрый помощник». Представленная серия заданий комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») активизирует речь, стимулирует к выражению собственных просьб, развивает желание отвечать на просьбы окружающих, знакомит детей с частными разговорными фразами и формирует правила общения.

Знакомить детей с простыми фразами разговорной речи, расширить и активизировать лексический запас, развить понимание обращенной речи с большей вариативностью действий можно в ходе работы с ожившими картинами в играх «Проделки одной белки», «Приключения маленького ежика», «Что, откуда и куда?», «В деревне Потешкино», «Этот мир вокруг» и др. Помочь детям накопить достаточный словарный запас и формировать простые грамматические конструкции можно с помощью интерактивных упражнений «Кукольный домик», «Едем в зоопарк», «Что за зверь?», «Уютный домик», «Кручу — верчу» и др.

Таким образом, интерактивно-игровые технологии можно активно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями и речевыми расстройствами как дополнительный ресурс логокоррекционной работы, решающий задачи речевого и познавательного развития [2; 3]. Включение современных средств обучения на базе информационных технологий в практику коррекционно-развивающей работы позволяет выстраивать эффективное индивидуально-ориентированное обучение, активизировать речь у детей с задержкой речевого и психического развития [4; 5].

Создать творческую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность, организовать словарную работу, отработать грамматические категории и сформировать связную речь позволяют яркие привлекательные картинки, крупные, хорошо узнаваемые изображения, сравнение естественных звуков и звукоподражаний в интерактивно-игровых комплексах «LogoSmart» («ЛогоСмарт») [6]. Целенаправленное системное коррекционное воздействие, основанное на использовании интерактивно-игровой технологии, позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в ходе системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации [1].

Литература:

  1. Бурачевская, О. В. Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 15–18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2606/ (дата обращения: 18.01.2021).
  2. Бурачевская, О. В. Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 18–21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2607/ (дата обращения: 18.01.2021).
  3. Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 21–26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 18.01.2021).
  4. Бурачевская, О. В. Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда и дефектолога // V Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (25–28 апреля 2016 г.). — URL: http://birskin.ru/index.php/2012–03–27–12–36–17/45–5-/236–2016–04–25–18–11–34 (дата обращения: 15.01.2021).
  5. Бурачевская, О. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская // VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.). — URL: http://birskin.ru/index.php/2012–03–27–12–36–17/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 15.01.2021).
  6. Бурачевская, О. В. Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6127/ (дата обращения: 10.03.2021).
Задать вопрос