Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.04.2021

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Кузькина, Ю. Н. Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО / Ю. Н. Кузькина, О. М. Макаренко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6241/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы описывают опыт работы по социализации дошкольников посредством музейной педагогики.

Ключевые слова: дошкольный возраст, музейная педагогика, русская культура, социальный кругозор жизни ребенка, социализация дошкольников.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру» [1, c. 558].

Социализация детей дошкольного возраста является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире, от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений и актуализации собственного опыта. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы [3].

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Музейная педагогика как средство социализации дошкольника позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Это проявляется в активизации познавательных способностей, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов, знать свою историю. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое — далекое и близкое [2]. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, а целью является — позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Перед нами стоят задачи формирования с детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов [4].

В нашем детском саду функционирует музей «русского быта» — «Русская изба». Музей позволяет знакомить дошкольников с бытом, традициями, русской культурой, отдельными историческими моментами, фольклором. В настоящее время в музее собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь (рубель, утюги на углях, ухват, чугунки, ступа, прялки, маслобойка, туески, и т. д.), народные игрушки и куклы в русских костюмах, предметы народного и декоративно-прикладного творчества. На базе музея проходят разнообразные досуговые мероприятия, «посиделки», проводится организованная образовательная деятельность. Для большого понимания детьми устных фольклорных произведений в «избе» на традиционном месте располагается люлька (зыбка) с младенцем-куклой, которому адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки. Организация образовательной деятельности в «избе» связана с игровыми персонажами. С младшего и среднего возраста используем животных наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях: медведь, волк, лиса, заяц, петух. Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми 3–4 лет, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например, персонажи кукольного театра. Интересный персонаж, любимец детей -домовёнок Кузя.

Для среднего возраста интересной находкой стало проведение экскурсионных мероприятий ребенком-экскурсоводом из более старшей группы. Дети не только могут посмотреть экспонаты, но и потрогать, и поддержать их в руках: примеряют лапти и валенки, сеют муку, играют с утюгами и т. д.

В старшем дошкольном возрасте интересна проектная деятельность, например, «История одного экспоната» — воспитанники старшей группы презентовали проект о истории утюга и даже провели исследовательскую деятельность: гладили одежду с помощью старинных утюгов и делились своими выводами с детьми из других возрастных групп. Особой ценностью является то, что в проектах принимают участие и родители воспитанников.

Также для родителей воспитанников предлагаем разнообразные информационные материалы: «Музей в детском саду», «Музей и дети» и др.

Особый интерес у детей приобрели «посиделки» у самовара. Во время настоящего чаепития дети рассказывают прибаутки, шуточные истории, общаются между собой. Такая деятельность развивает коммуникативные навыки, умение сотрудничать. Во время проведения ООД используем игровые упражнения, направленные на налаживание контакта, формирования навыков сочувствия, помощи в трудной ситуации, например, такие игры «Ты — дрозд, я — дрозд», «Дударь», «Звонарь», «Печные горелки» и др. Таким образом, воспитанники знакомятся с русскими традициями и учатся взаимодействовать друг с другом.

Проводим досуговые мероприятия. В младшие возрастные группы приходят старшие воспитанники с фольклорными композициями: водят хороводы, поют заклички, потешки, общаются с малышами, показывают и рассказывают им о русских народных музыкальных инструментах. Межвозрастное общение является неотъемлемой частью социализации воспитанников.

Многообразие народных праздников «Коляда-коляда», «Масленица», «Пасха» и другие проявляется в активизации познавательных способностей, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. Воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, мы формируем основы нравственности: уважительное отношение к старшим, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми. Использование праздников позволяет сформировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

Народные игры, как средство социализации дошкольника, позволяют расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.

Важным компонентом русской культуры являются куклы-обереги. Дети с удовольствием мастерят кукол «Неразлучники», «Зернушка», «Кувадка», «Кукла Пеленашка» и другие, знакомятся с традициями изготовления и значением данных кукол. Воспитанники с удовольствием с ними играют, а также сочиняют коллективные сказки на русский народный манер, или воспроизводят их по прочитанным произведениям. Дети с удовольствием включаются в театрализацию русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие.

Таким образом все средства музейной педагогики (экскурсии, проводимые самими детьми, организованная образовательная деятельность, народные игры, праздники, досуговые мероприятия, театрализация и др.) помогают решать вопросы социализации дошкольников.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва: Смысл, 2005. — 1136 c. — Текст: непосредственный.
  2. Каханович, С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста / С. В. Каханович. — Текст: электронный // https://cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: /article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-sredstvo-sotsiokulturnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.03.2021).
  3. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А. Д. Попова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 477–479. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14557/ (дата обращения: 31.03.2021).
  4. Федерельный государственный стандарт дошкольного образования. — Текст: электронный // https://base.garant.ru: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 31.03.2021)

Ключевые слова

дошкольный возраст, русская культура, музейная педагогика, социальный кругозор жизни ребенка, социализация дошкольников
Задать вопрос