Диагностика необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе ДОО | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 31.03.2021

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Перова, А. В. Диагностика необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе ДОО / А. В. Перова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6216/ (дата обращения: 19.04.2021).



Современное дошкольное образовательное учреждение — это сложная социально-педагогическая, динамическая система связей, включающая в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются как осуществление воспитания, обучения и развития детей, так и психолого-педагогическое обеспечение и формирование педагогического коллектива. В настоящее время реформирование системы дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требует сегодня от дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение воспитателей ДОО, которое может включать в себя различные диагностические исследования, методическую работу, психологическое консультирование, просветительскую деятельность, позволит индивидуально подойти к образовательной деятельности каждого воспитателя, учитывая его индивидуальные возможности [1]. Также не следует забывать, что в современных условиях реформирования системы дошкольного образования усиливается роль и профессионализм педагога. От педагогического коллектива требуется высокий уровень мобильности, стрессоустойчивости, способность к самообразованию, быстрота реагирования на вводимые изменения требований к качеству их профессиональной деятельности.

Профессиональная образовательная деятельность воспитателей ДОО насыщена различными эмоционально напряженными факторами и ситуациями, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Это обусловлено тем, что коллективы в основном женские, в них наблюдается повышенная эмоциональность и тревожность, низкая стрессоустойчивость, постоянная концентрация внимания, чувственное пресыщение деятельностью, высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Также актуальными вопросами педагогической профессии является ежегодное увеличение количества детей, в том числе детей с ОВЗ, к которым требуется индивидуальный педагогический подход, и проблема профессионального выгорания педагогов [2]. Поэтому в настоящее время актуальными вопросами считаются сотрудничество педагога-психолога ДОО с воспитателями для создания психологически комфортных условий их профессиональной деятельности и разработка и внедрение в системе современного дошкольного образования инновационного центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе действующего ДОО.

В связи с этим, нами было предложено провести диагностику и выявить необходимость психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива ДОО, а также обосновать важность создания центра психолого-педагогического сопровождения для воспитателей. Под психолого-педагогическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого воспитателя, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [1].

Психолого-педагогическое сопровождение воспитателей в образовательном процессе, являясь одним из направлений деятельности образовательной организации, также представляет собой и задачу педагога-психолога, который, взаимодействуя с педагогическим коллективом, реализует ее на модели психологического сопровождения. В рамках данной задачи педагогом-психологом и был проведен диагностический опрос в виде анкетирования с воспитателями МБДОУ детский сад № 45 «Сказка» пос. Развилка Московской области, в котором приняло участие 47 респондентов: 22 воспитателя основного корпуса детского сада и 25 воспитателей филиала.

Проведенная диагностика, направленная на изучение педагогического коллектива детского сада, выявила не только отношения респондентов к своей непосредственной педагогической деятельности и ее перспективам, но и показатели психоэмоциональной стороны педагогической профессии воспитателя. Вопросы анкеты имели различную направленность, они собрали объективное мнение о проектируемом центре психолого-педагогического сопровождения воспитателей ДОО по желаемым видам педагогической и психологической помощи.

Согласно проведенного анкетирования и проанализированной информации были получены следующие показатели по детскому саду, которые были представлены в виде таблиц.

Таблица 1

Количественные и качественные показатели педагогической деятельности воспитателей (от общего числа 47 чел.):

Показатели педагогической деятельности воспитателей

Основной корпус, кол-во чел.

Филиал, кол-во чел.

Соотношение от общего числа пед.работников ДОО, в %

Полностью удовлетворены своей профессией

14

18

68,1

В профессии уже чувствуют некоторое разочарование

8

7

31,9

Занимаются дополнительно самообразованием

9

13

46,8

Не занимаются дополнительно самообразованием

13

12

53,2

Имеют собственную профессиональную перспективу

10

16

55,3

Не задумываются о своей перспективе

12

9

44,7

Как видно из таблицы 1, доля удовлетворенных своей профессией воспитателей больше в филиале, чем в основном корпусе. Также отчетливо заметно и отношение воспитателей к своей перспективе и дополнительному самообразованию, и здесь опять показатели филиала лучше, чем показатели основного корпуса. В связи с этим можно сделать предварительный вывод, что педагогический коллектив основного корпуса детского сада на данном этапе предрасположен к профессиональному выгоранию больше, чем коллектив филиала детского сада.

Таблица 2

Психоэмоциональные особенности педагогической деятельности воспитателей (от общего числа 47 чел.)

Психоэмоциональные особенности педагогической деятельности воспитателей

Основной корпус, кол-во чел.

Филиал, кол-во чел.

Соотношение от числа пед.работников ДОО, в %

Имеют трудности при общении с участниками образовательного процесса

19

19

80,8

Не имеют трудности при общении ни с кем

3

6

19,2

Вполне воспринимают критику в свой адрес

5

11

34,0

Не воспринимают критику в свой адрес

17

14

66,0

Редко раздражаются на работе

11

12

48,9

Часто раздражаются на работе

11

13

51,1

Согласно таблице 2, в которой представлены показатели психоэмоциональной стороны педагогической профессии воспитателей, можно проследить примерно одинаковые показатели в обеих группах респондентов, что может быть свидетельством того, что специфика работы воспитателя одинакова в любом структурном подразделении, и трудности и особенности в профессиональной деятельности воспитателей могут быть связаны с присутствием факторов психологической напряженности. Также можно сюда отнести и похожие показатели ответов респондентов по детям с ОВЗ. На вопрос о возможности «существенно ли поменяется жизнь и жизнедеятельность детей с ОВЗ при организованном инклюзивном обучении и воспитании», обе группы воспитателей основного корпуса и филиала ответили в равной доле пропорциональности, где согласные оказались в числе 15 и 19 человек соответственно, а полностью отрицающие — 7 человек по основному корпусу детского сада и 6 человек по филиалу. Все сказанное в совокупности говорит нам о схожих особенностях профессиональной деятельности воспитателей ДОО.

Дополнительно, по мнению респондентов диагностического анкетирования, была собрана и обработана информация о пожеланиях педагогического коллектива по вопросам методической, педагогической и психологической помощи, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Общая информация по проектируемому центру психолого-педагогического сопровождения воспитателей ДОО:

Пожелания воспитателей для проектируемого центра психолого-педагогического сопровождения

Основной корпус, кол-во чел.

Филиал, кол-во чел.

Желают прослушать дополнительную информацию на темы :

Возрастная психология;

3

7

Педагогические ситуации;

11

9

Профессиональное выгорание;

3

6

Конфликтология;

3

9

РАС и аутизм у детей;

1

8

Способы самоконтроля и самопомощи на работе;

4

8

Общее тестирование и анкетирование с рекомендациями

2

7

Пожелание для центра помимо методической помощи:

Арт-терапия;

5

7

Музыкотерапия;

5

7

Ароматерапия;

1

2

Фитотерапия;

4

10

Светотерапия;

0

4

Массаж шейно-воротник. зоны

17

16

Пневмо-массаж ног

1

4

Таблица 4

Мнение воспитателей о психолого-педагогическом сопровождении и общении с психологом в профессиональной деятельности

Мнение воспитателей о сопровождении и общении с психологом на работе

Основной корпус, кол-во чел.

Филиал, кол-во чел.

Заинтересовались и хотели бы посещать проектируемый центр

15

20

Не заинтересовались и считают лишней тратой времени

7

5

Считают, что необходимо обращаться к психологу на работе

16

25

Не считают необходимым посещать психолога на работе

6

0

Согласно таблицам 3 и 4 можно сделать общий вывод, что педагогический коллектив обоих структурных подразделений в большинстве своем нуждается в проектируемом центре психолого-педагогического сопровождения. Большинство воспитателей возлагает надежды на центр в целях получения дополнительной информации, связанной с профессиональной деятельностью, для проведения различных мероприятий во время или после рабочего дня, а также в целях получения дополнительной психологической помощи и собственной разгрузки.

Наряду с общими вопросами анкеты респондентам было предложено оставить собственные рекомендации по желанию на отдельных строчках анкеты в конце, и полученная информация, на наш взгляд, получилась информативной и разноплановой. В дополнительные пожелания воспитателями были отнесены: библиотека для педагогического состава; тренинги по практической психологии; индивидуальные занятия с психологом; «круглый стол» по обмену педагогическим опытом; тимбилдинг для коллектива; релакс и успокоительные процедуры для детей, в т. ч. для детей с ОВЗ; «школа молодого воспитателя».

Таким образом, после проведенного анкетирования педагогического коллектива действующего детского сада, можно сделать общий вывод, что воспитатели нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в своей профессиональной деятельности и в проектируемом центре на базе детского сада. Согласно результатам анкетирования большинство воспитателей согласны взаимодействовать с педагогом-психологом по вопросам педагогического процесса и в целях получения дополнительной информации, а также для получения психолого-педагогической помощи и собственной разгрузки. Из проведенной диагностики видно, что психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива является необходимым и теоретически обоснованным, как и создание центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе МБДОУ детский сад № 45 «Сказка».

Диагностирование необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей ДОО, включающее в себя анкетирование и ранжирование результатов, подтвердило успешную апробацию анкеты, на основе которой и удалось определить показатели дальнейшей перспективной социально-психологической работы педагога-психолога ДОО. А для того, чтобы выявить необходимость психолого-педагогического сопровождения и обосновать важность создания центра для воспитателей на базе ДОО, нами был, во-первых, определен объект диагностирования (психолого-педагогическое сопровождение воспитателей), а во-вторых, проведена сама диагностика, определившая социально-психологическую работу педагога-психолога ДОО по вопросам практической психологии внутри педагогического коллектива.

Следовательно, необходимость психолого-педагогического сопровождения доказана, создание центра для воспитателей обосновано, а обеспечение дополнительной психолого-педагогической поддержки воспитателей с целью улучшения их социально-психологической компетентности становится инновационным содействием в образовательном процессе их педагогической деятельности и в системе образования в целом.

Литература:

  1. Вербицкая И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207) — с. 467–469.
  2. Перова А. В. Обоснование психолого-педагогического сопровождения педагогов в качестве инновационной деятельности / А. В. Перова // Исследования молодых ученых: материалы XIII Междунар.науч.конф.-Казань: Молодой ученый. — 2020. — № 10. — с. 68–70.
  3. metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou.pdf
  4. https://infourok.ru/primernaya-programma-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogov-v-usloviyah-fgos-3906990.html
Задать вопрос