«Марафон предприимчивости» как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Кудрекова, Т. В. «Марафон предприимчивости» как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся / Т. В. Кудрекова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6033/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье освещается деятельность Гимназии № 12 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области по формированию предприимчивого мышления учащихся.

Ключевые слова: марафон предприимчивости, предприимчивое мышление, участник, дистанция, учащийся, проектная деятельность.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов поставило каждую образовательную организацию перед необходимостью актуализировать деятельность в различных направлениях. Особая роль отведена созданию развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся. При этом обязательным условием является использование системно-деятельностного подхода. В Гимназии № 12 г. Ленинска-Кузнецкого все эти требования нашли отражение в Марафоне предприимчивости.

Под предприимчивым мышлением мы понимаем открытое, творческое, проблемное, образное, системное мышление, то есть мышление, обеспечивающее инновационное поведение обучающихся в условиях постоянных изменений и неопределенности.

В ходе формирования предприимчивого мышления, обучающиеся осваивают 4 модуля: «Системное мышление», «Речевое мышление», «Стратегия жизненного успеха», «Предприимчивость и ценности творческой личности». Модули направлены на развитие навыков планирования и проектирования любой деятельности, навыков управления временем (тайм-менеджмент), умения анализировать собственную мотивацию, критически подходить к оценке собственной деятельности.

Марафон предприимчивости состоит из двух составляющих: первая — это подготовка, где у обучающихся формируются новые знания и универсальные учебные действия (УУД), и вторая составляющая — это оценка, где проверяется умение применять эти знания и УУД при решении практических задач и в ситуации реальной жизнедеятельности.

Марафон предприимчивости включает в себя прохождение 4-х дистанций:

«Эрудит» — это дистанция, на которой участники проверяют собственные знания в различных областях. Участникам предлагаются вопросы разного уровня сложности, на которые за определенное время они должны дать ответы. При прохождении данной дистанции используем такие формы как тестирование, квест, при прохождении которого участники получают новые знания посредством преодоления трудностей для достижения цели, поставленной в начале игры; квест по книге при составлении, а затем и выполнении заданий которого участники получают знания о том или ином деятеле, персонаже и т. д.

«Эффективный спикер» — это дистанция, на которой участники соревнуются в ораторском искусстве. Участники учатся ясно, четко, логично и аргументировано излагать свои мысли, работать со словом, выстраивать свою речь грамотно.

При подготовке к дистанции «Эффективный спикер» учащиеся знакомятся с правилами эффективной коммуникации и делового общения, знакомятся с приемом «Презентация в лифте», «Аргументированное лото», с которыми вы ознакомитесь в ходе нашего семинара; осуществляют пробы в проведении ток-шоу, дебатов.

Оценкой данных умений служит грамотно построенные аргументы по тому или иному вопросу, лаконичность и содержательность речи выступающего, его собранность и находчивость. Обучение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

В рамках дистанции «Экспериментальный коллайдер» участники учатся получать новое знание, экспериментально проверять гипотезы, соединять несовместимое, видеть в обычном оригинальное, выявлять новые проблемы и противоречия. При подготовке к данной дистанции участники учатся решать возникающие проблемы нестандартными методами в условиях постоянных изменений, знакомятся с изобретениями и учатся изобретать сами. Учащиеся участвуют в таких составляющих дистанции, как Конструкторское бюро, технология ТРИЗ, Лента времени.

Огромное значение в настоящее время уделяется так же проектированию или проектной деятельности. Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высокими показателями метапредметных компетенций, уровнем предприимчивого мышления.

Проектную деятельность мы не обошли и в нашем Марафоне предприимчивости. Ей посвящена дистанция «Проблем.net». Обучающиеся обязательно работают с теми проблемами, которые имеют социальную значимость для школы, для микроучастка.

При прохождении дистанции «Проблем нет» учащиеся активно работали над различными проектами. Для того чтобы выполнить их, гимназисты изучили основы профессий садовода, учителя, библиотекаря и других. В ходе выполнения проектов у учащихся формируются навыки сотрудничества, умения работать в группе выполняя различные роли.

Работа по формированию предприимчивого мышления осуществляется на уроках, на занятиях внеурочной деятельности, при проведении классных часов. Например, при подготовке к Марафону предприимчивости учащимся на пятиминутках, которые в нашей гимназии проводятся ежедневно перед началом уроков, предлагались различные методики как для изучения, так в дальнейшем и для проверки полученных знаний. Так, для развития умения эффективного общения предлагалось несколько приемов работы. Одним из них является прием НГОК-НГОК. На доске записана аббревиатура, необходимо расшифровать ее так, чтобы получилось предложение. Например, набор букв, (НГСШТ) можно расшифровать так: «Наш город славен шахтерским трудом».

Или задание из ТРИЗ: предложите способы решения для следующей задачи: в холодное время года ступени лестниц, расположенных под открытым небом, покрываются уплотненным снегом, что опасно. Снимать снег скребком трудоемко, посыпать солью малоэффективно. Как быть? Дети предлагают различные варианты решений.

При составлении заданий дистанций учитываются возрастные особенности участников. Предлагаемые задания носят развивающий, творческий характер и содержат в себе потенциал для самопознания, самореализации, повышения социальной активности, творческого проявления личности. Необходимо отметить, что из года в год содержание заданий, предлагаемых в рамках марафона предприимчивости, усложняется. Если в самом начале работы задания были достаточно простыми, учащиеся только начинали видеть необычное в обычном, строить свои высказывания, не бояться предлагать решения, то в настоящее время эти барьеры снимаются, участники предлагают все более интересные идеи, раскрывают свои таланты.

«Марафон» — это одновременно и обучение, и своеобразная оценка полученных умений. Как же осуществляется оценивание? Во-первых, для каждой дистанции разрабатываются определенные критерии к заданиям, определяются показатели. Во-вторых, оценивается качество прохождения дистанций. Ученики совместно с педагогами сначала проходят «остановки» — дистанции, которые наглядно представляют участникам ход продвижения их команд в течение марафона. В первом марафоне предприимчивости команды продвигались к победной цели — Москве (как главному призу). Движение было отражено на карте России в виде вагончиков поезда. А индивидуальное первенство отражалось в таблице, где за участие и победы вручалась местная валюта — «шахтерики». В следующем марафоне, посвященном угольной промышленности, участники получали угольки. Победитель определялся количеством собранных угольков. При проведении марафона каждый кабинет соответственным образом оформляется, участники видят свои результаты, могут познакомиться с результатами других команд. Но в Марафоне предприимчивости имеется незыблемый принцип — каждый ученик успешен. Следуя ему, каждый участник, даже если он не является победителем Марафона, будет награжден в классе, так как Марафон предприимчивости, как это ни странно, заставляет работать каждого, увлекает даже самого возможно не особо успешного в учебной деятельности ученика. Необходимо отметить, что очень часто именно такие «неуспешные» учащиеся раскрывают свои таланты, на них по-другому начинают смотреть и одноклассники, и учителя.

Главный результат нашей работы — продвижение каждого учащегося.

Ключевые слова

учащийся, проектная деятельность, дистанция, участник, марафон предприимчивости, предприимчивое мышление
Задать вопрос