Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста
Автор: Кузьменкова Екатерина Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 29.01.2021
Статья просмотрена: 130 раз
Библиографическое описание:
Кузьменкова, Е. В. Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста / Е. В. Кузьменкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6012/ (дата обращения: 12.11.2024).
Ключевые слова: речь дошкольников, дидактические пособия, автоматизация, дифференциация.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил [1].
В настоящее время грамотная речь у детей дошкольного возраста встречается очень редко. В речи детей мы нередко наблюдаем многочисленные проблемы:
— несформированность грамматического строя речи;
— использование простых предложений;
— нарушение звукопроизношения;
— неумение использовать связную речь;
— плохая дикция;
— бедность диалогической речи;
— недостаточно развитый словарный запас.
Одной из самых главных задач в работе учителя-логопеда является формирование у детей всех сторон речи. Для продуктивной работы учителю-логопеду необходимо тщательно подбирать дидактические и игровые пособия для того, чтобы занятия не казались скучными и однообразными, а наоборот ребенок испытывал интерес к занятиям, быстрее и правильнее усваивал предложенный материал.
Поэтому данная проблема ведёт к поиску новых приёмов в работе, а именно — использование новых дидактических пособий, которые помогут в работе над всеми сторонами речи.
Пособия, изготовленные своими руками, помогают в устранении речевых нарушений и в активизации высших психических функций, таких как: мышление, память, внимание и повышают работоспособность детей.
Нижеприведенное пособие может использоваться в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми дошкольного возраста при автоматизации и дифференциации звуков.
Данным пособием может пользоваться как логопед, так и воспитатель (во время образовательной деятельности и на логочасе).
Цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию всех сторон речи у детей дошкольного возраста.
Логопедическое пособие «Портфель Незнайки». Автоматизация и дифференциация звуков в словах
Область применения: пособие используется для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.
Таблица 1
Автоматизация звуков: [Р, Л, С, Ш, Ж, З]
Задачи |
Ход |
Материал |
Коррекционно- образовательные: — закреплять зрительный образ букв [Р, Л, С, Ш, Ж, З]; — закреплять правильное произношение звуков в словах; — закреплять понятие «согласный, твёрдый, звонкий»; — учить определять позицию звука в словах. Коррекционно-развивающие: — развитие фонематического слуха; — развитие мелкой моторики. коррекционно-воспитательные: — воспитывать самоконтроль за речью; — воспитание активности и внимательности на занятии; — воспитание интереса к занятиям; — формировать положительную мотивацию на занятии через игровые моменты. |
Дети, сегодня к нам пришел Незнайка и принес свой необычный портфель. Давайте откроем его с разрешения Незнайки. Посмотрите, здесь какие-то изображения, схемы, карточки со звуками…. А, понятно… Незнайка не умеет правильно выговаривать звук «__» [Р, Л, С, Ш, Ж, З] и определять место звука в слове. Но очень хочет этому научиться. Вы хотите ему помочь в этом? В портфеле лежат изображения, в которых есть звук «__» [Р, Л, С, Ш, Ж, З]; схемы, для того, чтобы определить место этого звука в слове. Наша задача: правильно назвать все изображения и распределить под схемами. А Незнайка все запомнит и повторит это дома у себя в Цветочном городе. |
Незнайка, портфель Незнайки, образ буквы, кармашки с отдельными изображениями, схемы для определения позиции звука. |
Таблица 2
Дифференциация звуков ([Л] — [Р]; [С] — [Ш]; [З] — [Ж])
Задачи |
Ход |
Материал |
Коррекционно-образовательные: — учить дифференцировать звуки ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах; — закреплять умение различать звуки([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах; — учить определять позицию звука в слове; — учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки на материале слов. Коррекционно-развивающие: — развитие фонематического слуха; — развитие мелкой моторики. коррекционно-воспитательные: — воспитывать самоконтроль за речью; — воспитание активности и внимательности на занятии; — воспитание интереса к занятиям; — формировать положительную мотивацию на занятии через игровые моменты. |
Дети, сегодня к нам пришел Незнайка и принес свой необычный портфель. Давайте откроем его с разрешения Незнайки. Посмотрите, здесь какие-то изображения, схемы, карточки со звуками…. А, понятно… Он просит вас научить его различать звуки __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах. Вы хотите ему помочь в этом? В портфеле есть много различных картинок со звуками __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]). Наша задача научить Незнайку правильно называть все картинки и различать звуки __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]).Будем прикреплять картинки под буквой, которую мы произносим в слове. |
Незнайка, портфель Незнайки, кармашки с отдельными изображениями, образы букв __и__ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]). |
Благодаря таким пособиям в работе учителя-логопеда удается повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста, повысить уровень восприятия, мышления, памяти и внимания дошкольников. Использование дидактических пособий позволяет детям усвоить информацию быстрее и в более интересной форме.
Литература:
- Речь. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Речь
Похожие статьи
Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников
В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста
В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
Особенности речевого развития младшего школьника
Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Похожие статьи
Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников
В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста
В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
Особенности речевого развития младшего школьника
Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.