Воспитание эмоций и чувств дошкольника | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 26.01.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Добродомова, О. С. Воспитание эмоций и чувств дошкольника / О. С. Добродомова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5973/ (дата обращения: 20.04.2021).



В статье раскрывается проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка. Одна из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Ключевые слова: эмоции, чувства, воспитание, психология

Воспитание человека, крепкого и физиологически здорового, разносторонне развитого, широко образованного, владеющего высоконравственными качествами, стало в нашей стране актуальным. Ведь от того, как мы воспитаем подрастающее поколение, зависит не только счастье и благополучие каждой семьи, но также и формирование сообщества в целом.

Трудности обучения и воспитания свободно дискуссируются в педагогической деятельности. При всем при этом обычно в центре внимания оказываются детки старших возрастов: их успехи и неудачи в образовательном процессе, увлечения, совершенства и недостатки их поведения, достижения и просчеты в их подготовке будущей общественно полезной, трудовой деятельности. Что касается воспитания детей дошкольного возраста, то эта проблема не активизирует такого пристального внимания. Как не прискорбно, довольно распространена точка зрения, что воспитание малыша — это дело не очень важное и совсем нехитрое, не составляющее особого труда для человека, обладающего добрым сердцем и элементарными познаниями [3, с.121].

А ведь таковое представление проблемы является совершенным заблуждением. Педагоги детской психологии и возрастной физиологии удостоверяют о том, что дошкольное образование и воспитание играет значимую роль в физическом и духовном формировании человеческой личности.

При благоприятных условиях у ребенка-дошкольника интенсивно формируются практические навыки, интеллектуальные и художественные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Совместно с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают погибельное воздействие на все дальнейшее развитие ребенка.

Родоначальники педагогики Н. К. Крупская и А. С. Макаренко считали, что от воспитания ребенка в дошкольные годы во многом зависит его будущее, имея в виду не только эффективность его школьного обучения, но, в известной мере, и индивидуальное развитие, и успехи в общественно-полезной трудовой деятельности.

Именно в сегодняшнее время, в процессе развития общества возникла грандиозная задача вырастить из каждого ребенка человека-творца, подлинного созидателя новых материальных и духовных ценностей, дошкольное воспитание приобретает особое значение, ибо фундамент гармонической личности закладывается в первые годы жизни. Процесс становления личности чрезвычайно сложный, и невозможно управлять им, не зная закономерностей психического развития ребенка.

Рассмотрим некоторые главные проблемы психологии развития ребенка, и прежде то, какую роль играют в данном процессе биологические предпосылки, общественная среда и воспитательные воздействия.

Современные научные данные говорят про то, что органические предпосылки не исключительно важны, но также, абсолютно важны для духовного развития [2, с.89]. Мозг новорожденного кардинально отличается от мозга взрослого человека, как размерами, так и структурой. На протяжении младенчества происходит созревание организма ребенка в целом и его мозга в частности, совершенствуются его функции. Иначе говоря, психическое развитие происходит в условиях беспрерывного органического взросления, что создает различные возможности для психической деятельности ребенка на разных возрастных этапах.

Кроме природных свойств и хода их созревания, имеются и индивидуальные различия во врожденных анатомо-физиологических свойствах организма.

Признав значение природных особенностей человека, мы обязаны подчеркнуть, что они являются исключительно лишь условиями, предпосылками, но не движущими причинами психического развития ребенка. Ни одно из специфических для человека психических качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий) не может возникнуть путем созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания.

Однако мало указывать на важное значение социально-педагогических факторов, необходимо более конкретно представить себе роль данных факторов в психическом развитии.

Психологическое развитие ребенка идет своеобразным путем, не имеющим аналогий с развитием животных. Этот путь в общефилософском плане был рассмотрен классиками марксизма К. Маркс рассказывал о том, что духовное развитие человеческого индивида происходит в процессе присвоения продуктов материальной и духовной культуры, созданной обществом: Ф. Энгельс именовал это процесс социальным наследованием [1, с.37].

Советские психологи и педагоги Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова и другие, показали, что так нарекаемые высшие, специфически человеческие психические функции: логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение осуществляются с помощью перенимаемых ребенком общественных способов познания и преобразования действительности, а следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания.

Огромные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Литература:

  1. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольников / А. В. Запорожец. — Э57. —: просвещение, 1985. — 176 c.
  2. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшанникова. — 10. —: Знание, 1983. — 133 c.
  3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский —Киев, 1969. — 209 с.
Задать вопрос