Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Н. А. Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста / Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5951/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи детей средней группы, дана краткая характеристика педагогического проекта по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела».

Ключевые слова: звуковая культура речи, средний дошкольный возраст, ИКТ-технологии, би-бот, робот, «Умная пчела».

The article discusses the basic terms on the subject of the study, describes the capabilities of bi-Bot «Smart bee» in the development of sound of speech culture of children of secondary school age; the results of diagnostics of level of formation of the sound of speech culture of the children of the middle group, the brief description of the pedagogical project to build a sound culture of speech of children of pre-school age through bi-Bot «Smart bee».

Keywords: sound culture of speech, middle preschool age, ICT technologies, bi-bot, robot, «Smart bee».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является понимание ребенком устной речи и умение выражать свои мысли и желания посредством речи. Именно понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка — приобщения его к человеческому обществу, полноценной жизни в нем.

Овладение речевой деятельностью подразумевает формирование и развитие такого ее аспекта, как звуковая культура. Фонематическая составляющая речевого развития крайне важна, поскольку позволяет дошкольнику формировать высказывания фонетически правильно и, соответственно, понятно для окружающих.

В современной системе дошкольного образования возникает противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела» для решения данной задачи. Также в качестве противоречия можно отметить недостаточность материально-технической оснащенности групп современными робототехническими устройствами, разрозненность и несистематизированность учебно-методических материалов и программ, раскрывающих специфику использования данного дидактического средства в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию [2, с. 212].

Понятие «звуковая культура речи», по мнению А. М. Бородич, включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи [3, с. 149].

В целом, как указывает А. И. Максаков, звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — основные условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста [4, с. 2].

На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

Формы, методы и приемы формирования фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста достаточно разнообразны. Но поскольку ведущей деятельностью на данном этапе онтогенеза является игра, то предпочтительным является выбор дидактических средств, обеспечивающих реализацию игровых форм, методов и приемов работы. Оптимальным средством для решения данной задачи является би-бот «Умная пчела».

Программируемый робот «Умная пчела» отвечает требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Это универсальное дидактическое средство, которое позволяет решать задачи реализации различных образовательных областей (развивать начальные математические представления, коммуникативные навыки, все стороны речевого развития). Работа с роботом учит дошкольников структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает много возможностей для определения причинно-следственных связей, развивает логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Вместе с тем использование мини-робота «Умная пчела» должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологии имело развивающий эффект, поэтому би-ботов необходимо использовать в комплексе с традиционными формами и средствами обучения.

Би-бот «Умная пчела» будет являться эффективным средством развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, поскольку позволяет:

— сформировать правильное произношения звуков (свистящих, шипящих, сонорных);

— научить дифференцировать сходные по произношению, а также сходные по мягкости-твердости звуки.

Нами была проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. В ходе диагностики применялись авторские методики, разработанные Е. А. Стребелевой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, и направленные на:

— выявление правильного произношения звуков в том числе сложных в фонетическом плане (свистящих, шипящих, сонорных);

— выявление умения дифференцировать сходные по произношению звуки;

— выявление умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости.

На основании результатов исследования был сделан вывод о том, что диагностируемые параметры (умение четко артикулировать звуки и дифференцировать их по сходству произношения, а также твердости — мягкости) у группы респондентов находятся на среднем либо низком уровне, что послужило обоснованием для разработки педагогического проекта по развитию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела».

Цель проекта: развитие звуковой культуры речи.

Задачи:

— формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных);

— развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки;

— развитие умения дифференцировать звуки по твердости — мягкости.

Планируемый результат:

— дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).

— дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов;

— дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости — мягкости.

Проект представляет собой комплекс игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела». В рамках проекта дошкольники учатся произносить сложные в артикуляционном отношении звуки, дифференцировать схожие как по произношению, так и по твердости — мягкости звуки.

Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах.

Педагогический проект по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела»

Цель проекта: развитие звуковой культуры речи.

Задачи:

— формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных);

— развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки;

— развитие умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости.

Вид проекта: краткосрочный (3 недели).

Интеграция образовательных областей в рамках проекта: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Участники проекта: педагог группы, дети старшего дошкольного возраста.

Принципы проекта:

— принцип системности (работа проводится в рамках образовательного процесса таким образом, что знания и умения, приобретенные воспитанниками в процессе работы, фиксируются в систематической и регулярной дальнейшей деятельности);

— принцип доступности (игры разрабатывались с учетом возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста);

— принцип наглядности и интерактивности, (переход от пояснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором воспитанник становился субъектом педагогического взаимодействия, что способствует осознанному формированию звуковой культуры речи).

Виды деятельности в рамках проекта: игровая, коммуникативная.

Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах.

Планируемый результат:

— дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).

— дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов;

— дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Комплекс игр по развитию звуковой культуры речи в рамках проекта представлен в Таблице 1.

Таблица 1

п/п

Название игры

Цель

Оборудование

1

«Шипелки»

Формирование умения находить и верно артикулировать шипящие звуки

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные»

2

«Твердый-мягкий»

Формирование умения дифференцировать звуки по мягкости — твердости

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные»

3

«Опасность на болоте»

Формирование умения дифференцировать схожие звуки (свистящие и шипящие)

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «С — Ш».

4

«Свистульки»

Формирование умения находить и верно артикулировать шипящие звуки

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Продукты»

5

«Птичий дом»

Формирование умения дифференцировать звуки по твердости — мягкости

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Птицы»

6

«Найди пару»

Формирование умения дифференцировать слова, различающиеся только одним звуком

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Один звук»

7

«Сонорные звенелки»

Формирование умения находить и верно артикулировать шипящие звуки

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные»

8

«Сладости»

Формирование умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Сладости»

9

«Похожие слова»

Формирование умения дифференцировать слова, различающиеся только одним звуком

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Похожие слова»

10

«Непростые Г,К,Х»

Формирование умения находить и верно артикулировать заднеязычные звуки

Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные»

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155). — М.: Просвещение, 2014. — 65 с.
  2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
  4. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
Задать вопрос