Особенности коллективного воспитания дошкольников в современных условиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 08.01.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Агапова, Н. Н. Особенности коллективного воспитания дошкольников в современных условиях / Н. Н. Агапова, А. М. Меркушина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5929/ (дата обращения: 18.01.2021).

Препринт статьи



Детство — период введения ребенка в мир социальных отношений, его ознакомления с миром культуры, нравственных норм и общечеловеческих ценностей, установления элементарных связей с окружающим миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.

Безусловно, ребенку необходимо расти и развиваться в крепкой семье, где любят друг друга, принимают и понимают каждого. За семьей закреплена и остается важнейшая воспитательная функция — создание условий для всестороннего формирования личности ребенка, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей, воспитание ответственного семьянина и настоящего человека. Кроме того, семья выполняет функцию первичной социализации как первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, введение его в общество, обучение ребенка социальному опыту, семейным и культурным традициям и т. д.

Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.

Разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию.

Значительная часть времени дошкольника, его игровой, познавательной, творческой деятельности, его общения и отношений складывается и протекает в условиях детского сада, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет детский коллектив дошкольной организации.

В коллективе дошкольников с его многосторонними связями, благодаря совместной деятельности сверстников достигается всестороннее развитие личности, приобретается первый опыт активного участия в жизни общества.

Для большинства дошкольников детский коллектив — это одна и та же группа дошкольного учреждения. Групповая форма организации воспитания называется коллективной.

Воспитатели тоже, как правило, в течение нескольких лет работают с одним коллективом воспитанников, поэтому, естественно, перед каждым воспитателем, набирающим группу детей, встают вопросы, определяющие задачи коллективного воспитания:

– как сделать, чтобы группа стала одной большой семьей, где ребенка принимают, понимают, любят, где ему комфортно, спокойно, благополучно;

– как сделать проживание дошкольного периода, жизнь ребенка в группе сверстников интересной, насыщенной событиями, важными для развития личности каждого из детей;

– как сделать коллективную деятельность значимой для каждого ребенка;

– как сделать, чтобы в коллективе сверстников каждый воспитанник не потерял, а развивал свою индивидуальность и уникальность.

По отношению к детям дошкольного возраста коллектив выступает как среда их ежедневного обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.

Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждение возникших вопросов, совместный поиск решений.

Деятельный уровень предполагает развитие взаимодействия в коллективе в процессе сотрудничества детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, разработку и практическую реализацию совместных проектов, корректировку действий, направленных на достижение.

Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает преобладающие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива. Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

Таким образом, в детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большей теплотой его бывшие участники.

Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Это обусловлено, во-первых, тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного достоинства человека так или иначе обусловливают развитие коллективных основ жизни людей, их стремление к различным объединениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива.

Второе, коллектив имеет богатую духовную и эмоциональную жизнь, характеризуется многогранной деятельностью своих членов. Все это создает большие возможности для всестороннего развития каждой личности. Для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет и другого. Но в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравнения, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти.

Наконец, третье, коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. В статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» А. С. Макаренко писал: «Я считаю, … что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой».

В основе современных подходов к коллективному воспитанию в детском саду лежит признание педагогом уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимании детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий, самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективного индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.

Решая проблему развития детского коллектива, педагог руководствуется следующими положениями:

– развитие коллективного сотворчества происходит при условии творческой реализации каждого воспитанника;

– определение ролевого места в коллективном взаимодействии производится при условии учета индивидуальных особенностей;

– коллективная деятельность сопровождается ее управлением;

– каждый ребенок должен себя чувствовать комфортно, пребывая в коллективе сверстников.

И тогда результат коллективного воспитания дошкольников будет проявляться в достижении ребенком целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Т. М. Бабунова. Москва: Сфера, 2007.
  3. Буре Р. С. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Просвещение, 1985.
  4. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. Москва: ВЛАДОС, 2003. 160 с.
  5. Трофимова К. А. Проблема психолого-педагогической коррекции поведения детского коллектива / К. А. Трофимова. Москва: «Эксмо», 2002.
Задать вопрос