Здоровье как основной фактор успешного обучения в школе
Автор: Ануфриева Евгения Владимировна
Рубрика: Медицинские и педагогические инновации
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 23.12.2020
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Ануфриева, Е. В. Здоровье как основной фактор успешного обучения в школе / Е. В. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5901/ (дата обращения: 16.12.2024).
Здоровье человека всегда являлось актуальной темой для различных отраслей биологических наук.
По определению ВОЗ: «Здоровье — это состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Болезнь же определяется как состояние физического. Душевного и социального дискомфорта(неблагополучия) человека, которое мешает ему жить полноценной жизнью.
К сожалению, по удручающей статистике, в мире рождается все меньше и меньше абсолютно здоровых детей. Все заболевания «молодеют» и заболевания, характерные для лиц среднего и пожилого возрастов, переносятся и в юном возрасте (инфаркты, инсульты, гипертензия, сахарный диабет и пр.). К школьному возрасту, по данным Минздравсоцразвития России, из 13.4 миллионов детей более половины (53 %) имеют ослабленное здоровье, 2/3 имеют хронические заболевания.
Тенденция снижения процента здоровых школьников стремительно изменилась за последние 5 лет.
Каждый из нас не раз слышал поговорки и пословицы о здоровье, которые дошли до нас со времён наших предков:
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровье не купишь — его разум дарит.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость!
В здоровом теле-здоровый дух!
Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Живот — не нитки: надорвешь — не подвяжешь.
И множество других.
Зачем наши предки столько говорили о здоровье? В чем смысл этих слов? А смысл в том, что здоровье — самое важное и дорогое для любого человека. Если человек болен душой или телом, то и жизнь не в радость.
В чем же причина такого спада развития здоровых людей? С чем это связано?
На мой взгляд, существует множество различных факторов. Я разделю их на 4 группы:
– Экологический фактор.
– Генетический фактор.
– Личностный фактор.
– Социальный.
Попробуем понять, как влияет воздействие того или иного фактора на развитие школьника и его успеваемость в школе.
Суть экологического фактора заключается в том, что за последние годы сильно изменилось качество окружающей нас среды. В процентном соотношении на долю экологического фактора выпадает 25 % негативного влияния.
Одним из важнейших компонентов экологического фактора является атмосферный воздух. За сутки человек вдыхает 12–15 м. куб. кислорода и выделяет 580 л. углекислого газа.
Ежегодные показатели смертности по причине загрязненности воздуха, по данным ВОЗ, составляю около 7 миллиардов человек. Страдают почти все системы органов человеческого организма:
Дыхательная система. Подвержена риску более всего, так как именно через дыхательные пути поступает грязных воздух, который далее попадает в легкие и насыщает кислородом кровь. Вдыхание грязного воздуха приводит к развитию астмы, снижению иммунитета, нарушению дыхания.
Сердечно-сосудистая система. Ученые доказали, что высокая концентрация оксида азота вызывает инфаркт и нарушения работы сердца. Грязный воздух приводит к кислородному голоданию и повышению тромбоцитов в крови. Кроме этого, жители загрязненных районов страдают от сильных колебаний артериального давления.
По данным ВОЗ во всем мире на долю загрязнения атмосферного воздуха приходится:
– 29 % всех случаев болезни и смерти от рака легких;
– 17 % всех случаев болезни и смерти от острых инфекций нижних дыхательных путей;
– 24 % всех случаев смерти от инсульта;
– 25 % всех случаев болезни и смерти от ишемической болезни сердца;
– 43 % всех случаев болезни и смерти от хронической обструктивной болезни легких. [https://www.who.int/airpollution/ambient/health-impacts/ru/].
Помимо всего прочего, при кислородном голодании мозга невозможно долго поддерживать умственную активность. Вот успеваемость у школьников и падает. Учитывая этот фактор, разработаны основные правила нахождения детей в учебных аудиториях, в которые входит и проветривание кабинетов и прогулки на свежем воздухе и проведение уроков в «зелёных классах» с экскурсиями на природе.
К генетическому фактору, прежде всего, относится наследственность. Ни для кого не секрет, что существует множество заболеваний, передающихся из поколения в поколение. Многие из этих заболевание значительно влияют на уровень мозговой активности у ребёнка. Это примерно 20 % всего воздействия.
По мнению биосоциального криминологом Кевина M. Бивер из Флоридского государственного университета, на успеваемость в школе сильно влияет ген допамина.
Подростки не будут справляться с программой одного из четырех предметов, включающих английский язык, математику, естественные науки, историю, если их ДНК будет содержать один или больше измененных генов допамина из известных трех. Исследование было посвящено влиянию генетических факторов на успеваемость в школе и поведение подростков. Ученые полагают, что гены допамина оказывают такое влияние, поскольку они связаны с развитием рабочей памяти, познавательных способностей и синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Ученые провели инновационный анализ, используя ДНК и данные образа жизни 2500 учеников американских средних школ. Оказалось, что по мере возрастания количества изменений в генах допамина происходило уменьшение среднего балла успеваемости в школе. Так наличие одного варианта обуславливало балл на уровне 2,8, а ученики без генетических изменений набирали в среднем по 3,3 балла.
К тому же ученые нашли влияние определенных мутаций генов на знание определенных предметов. Изменения в гене DAT1 влияли на успехи по английскому, а мутации гена DRD2 влияли на успеваемость по всем четырем предметам. Студенты с измененным вариантом DRD4 не успевали по математике и английскому, но зато знали хорошо естественные науки. [https://www.med-practic.com/].
С развитием диагностической медицины, все чаще стали выявлять такие заболевания как аутизм, слабоумие, дислексия и пр.
Что же даёт данное исследование для педагогической практики? Как мы можем использовать его в работе со слабоуспевающими детьми?
Для школьников, которым необходима помощь в усвоении материала, разрабатывается отдельный маршрутный лист, по которому каждый учитель направляет ребёнка и помогает ему в изучении школьной программы. Работа на уроке планируется с учетом особенности развития каждого ученика в классе.
К личностному фактору я отношу процесс саморазвития и самовоспитания.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Оба этих понятия дают каждому школьнику возможность самосовершенствования.
Прежде всего, это понимание важности образования и воспитания сами школьником, умение выстроить свой рабочий день так, чтобы работа с учебным материалом была наиболее продуктивной. Основным направление воспитательной работы является развитие навыка следовать режиму дня, применять правила дисциплины и личной гигиены.
Если ребёнок не следует распорядку и выполняет, к примеру, домашнее задание в 10 часов вечера, то у него остаётся мало времени для сна. Учащийся не высыпается, следовательно, у него накапливается усталость, что снижает уровень мозговой активности и, внимание его на уроках притупляется.
Задача учителя в ходе воспитательного процесса объяснить ребёнку, как важно соблюдать режим дня и рациональное распределять свои силы и время.
Правила личной гигиены также важны. Если учащийся не понимает важности соблюдения санитарных правил: обработка рук, профилактика педикулёза, интимная гигиена, регулярная диспансеризация и следование графику прививания, он может нанести ущерб и своему здоровью и поставить под угрозу здоровье других учащихся, что может привести к болезни, которая помещает учебному процессу.
Самообразование же влияет на развитие самостоятельности, ответственности, расширению кругозора
К социальному фактору относится влияние окружающих нас людей, их отношение к нам, темп развития общества и гармоничные отношения внутри семьи или школьного коллектива.
На степень успешности обучения школьника влияют и особенности его жизнедеятельности вне стен высшего учебного заведения, как сопровождающие процесс обучения, так и предшествующие его началу.
Семейная атмосфера оказывает большое влияние на ребенка. Так, благоприятная обстановка и доброжелательность способствуют созданию условий, в которых школьник сможет с удовольствием учиться и развиваться. Условия воспитания в семье, роль родителей в интеллектуальном развитии своих детей, начиная с дошкольного возраста (развивают и поддерживают ли родители в своих детях познавательные интересы, готов ли ребенок к школьному обучению, вырабатывается ли и поддерживается ли на должном уровне учебная мотивация и т. д.). Существует ли достаточный культурный уровень в семье для того, чтобы ребёнок мог взять пример со своих родителей, бабушек, дедушек и старших братьев и сестёр.
Чем больше усилий родители вкладывают в воспитание своего ребёнка, тем больше вероятности, что он будет социально адаптированным членом общества. Материальное благополучие семьи также является одним из факторов влияния на успеваемость ребёнка в школе. Если у родителей нет возможности приобрести необходимые учебные пособия, канцелярские принадлежности и элементарные элементы школьной формы, у ребенка не будет возможности полноценно изучать программу.
В школьном возрасте ребёнок проходит одну из самых важных ступеней своего развития- становление личности. Если круг его общения в классе и на улице будет ограничен людьми с низкой мотивацией к обучению и воспитанию, то и сам ребёнок начнёт «сползать» на тот уровень, на котором находится его оппонент.
Ещё одна проблема, которая влияет на развитие личности и мозговой деятельности, — употребление в подростковом возрасте алкоголя, табакокурение и применение наркотических средств. По данным всемирного исследования ВОЗ 2008- 2009 гг. в России 33,4 % подростков 13–15 лет постоянно курят сигареты, употребление табачных изделий (любого табачного продукта) среди этой категории наблюдается в 35,1 % случаев. Особенно велико отрицательное действие на неокрепший растущий организм подростка. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25–30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной — одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята думают, что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1–20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье.
Если друзья в окружении ребёнка употребляют алкоголь, табачные изделия и наркотические средства, то велика вероятность, что он сам попадёт под влияние детей с низкой социальной ответственностью, не заботящихся о своем здоровье.
Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3–4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1–3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Отличительная особенность раннего алкоголизма — его большая зависимость от преморбидных особенностей, в частности от типа акцентуации характера. При эпилептоидном типе быстро нарастают эксплозивность, злобность, склонность сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами (ацетон, клей), употреблять суррогаты. Нередко присоединяются гашишизм, барбитуромания.
Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т. д. [https://infourok.ru/doklad-na-temu-tabakokurenie-upotreblenie-alkogolya-podrostkami-kak-socialnopedagogicheskaya-problema-1741660.html].
Проблема так же в том, что именно организм подростка тяжелее переносит интоксикацию и сильно страдает мозговая деятельность. Отравление ядами разрушает нейронные связи, снижается концентрация и работоспособность, в следствии чего успеваемость падает.
Подводя итог всего вышесказанного, мы можем сделать вывод: только здоровому ребёнку легче усвоить школьную программу, активно принимать участие в социально значимых проектах, соблюдать все этические нормы и развиваться как гармоничная личность. Таким образом, состояние здоровья ребенка ставит перед обществом ряд вызовов, без адекватного ответа на которые невозможно сохранение здорового поколения.
Для оценки функционального состояния организма ребенка необходимо использовать комплексные методы изучения, так как нужна интегральная характеристика всех свойств и качеств детского организма, определяющих эффективность его деятельности. Исследование какой-либо одной физиологической системы или процесса, даже при изучении на различных уровнях её организации (субклеточном, клеточном или органном), не предоставит полной и ясной информации. Особое внимание должно уделяться исследованию уровня и гармоничности физического развития и динамике функционального состояния таких жизненно важных систем, как сердечно-сосудистая и дыхательная, деятельность которых очень тесно связана с деятельностью других систем, поэтому эти данные могут служить индикатором состояния целостного организма.
Только комплексная диагностика позволить преподавателю помочь учащемуся грамотно развить необходимые навыки и умения. Особенности морфофункционального развития детей диктуют учителю методику организации учебного процесса.
А воспитательные и профилактические беседы помогут учащемуся выбрать правильное направление для повышения уровня мозговой активности и развития интеллекта.