Силовые упражнения студентов вне учебной деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 24.12.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Барков, Ю. А. Силовые упражнения студентов вне учебной деятельности / Ю. А. Барков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5895/ (дата обращения: 17.01.2021).

Препринт статьи



В статье рассматривается важность подготовки студентов специалистов по физической культуре в вузе во вне учебное время т. к. все большую популярность в нашей стране получают занятия оздоровительными системами силовой направленности.

Ключевые слова: физические упражнения, виды спорта, атлетические виды спорта, виды спорта, оздоровительное направление.

Все большую популярность в нашей стране в последние годы получают занятия оздоровительными системами силовой направленности. Среди них наиболее популярен атлетизм — атлетическая гимнастика. Среди специалистов существуют определенные разногласия в трактовке рила терминов и понятий, относящихся к различным системам силовой (атлетической) направленности. Согласиться с современной трактовкой некоторых авторов атлетической гимнастики как вида спорта — нельзя. Выделение атлетизма, как спортивного и массово-оздоровительного направления произошло во второй половине 80-х гг. XX века. Например, в атлетической гимнастике отсутствуют утвержденные правила соревнований, она не входит в единую всероссийскую спортивную классификацию, нет одноименной федерации, хотя и была она создана в 80-х гг. XX века, но через некоторое время распалась, других атрибутов вида спорта. Мы рассматриваем атлетическую гимнастку как вид гимнастики оздоровительной, представляющий собой систему физических упражнений с отягощениями и сопротивлениями, направленную на укрепление здоровья занимающихся, развитие силовых качеств и формирование телосложения. Если бодибилдинг, который часто отождествляют с атлетической гимнастикой, целесообразно рассматривать как силовой вид спорта, выделившиеся в отечественной практике физической культуры из рамок спортивного направления атлетизма.

Сегодня популярность этих видов спорта, в основу содержания соревновательной или подготовительной деятельности которых положены упражнения с отягощениями, привели к их широкому распространению. Это такие виды как пауэрлифтинг, бодибилдинг, гиревой спорт, армрестлинг. Т. к. тяжелая атлетика, имеет статус олимпийского вида спорта. Проведение чемпионатов по этим видам на международной арене, развитие их в отдельных странах диктует требование систематизации этих видов как атлетических видов спорта. Объединяющим указанные виды спорта является решающая роль отдельных силовых способностей для достижения наивысших соревновательных результатов, индивидуальный и суммарно-групповой характер соперничества, деление на весовые категории, единая система средств, методов развития силовых качеств, использование сходных видов сопротивлений и некоторых упражнений. Однако каждый атлетический вид спорта имеет своеобразие, проявляющееся в различных правилах и условиях.

В последние десятилетия появились и стали популярными авторские системы бодибилдинга, которые широко применяются в атлетизме. Также появляются новые физкультурно-оздоровительные технологии силовой направленности, среди которых «Аквабилдинг» система физических упражнений силовой направленности. Сегодня приобретают популярность, новые формы физкультурно-оздоровительные системы, основанных на сочетании упражнений силовой и аэробной направленно. Целью которых являйся воздействие на организм занимающихся, коррекция массы и улучшение формы тела, «Супер-стронг» — силовую аэробику, основанная на использовании утяжеленных палок («бодибар») и других видов сопротивлений (гантелей, амортизаторов).«Памп-аэробика» оздоровительная аэробика ярко выраженной атлетической направленности с использованием штанги, что не мешает, однако, развивать и выносливость. Возрастающей популярностью пользуются занятия такой аэробикой среди мужчин. Промежуточное положение между аэробными и силовыми упражнениями занял вид упражнении, появившийся в России системы «Шейпинг». Шейпинг — (от англ. «shape»- «формирование») — разработанная Ленинградскими специалистами под руководством И. В. Прохорцева в конце 80-х гг. XX века система физкультурно-оздоровительных занятий, направленная на достижение гармонично развитых форм тела в сочетании с высоким уровнем двигательной подготовленности. В основе шейпинг — тренировок лечит принцип рационального использования потенциала аэробных и силовых упражнений, синтез которых способствует коррекции телосложения и состава тела.

Оздоровительная физическая тренировка широко используется во всём мире с целью предупреждения заболеваний, оптимизации функционального состояния, увеличения продолжительности жизни и улучшения её качества. В виде критериев эффективности занятий оздоровительной физической культурой специалисты отмечают: оздоровительное воздействие, (содействие укреплению здоровья путём улучшения физического развития. физической подготовленности, эмоционального состояния, сопротивляемости внешним факторам); воспитательное воздействие (содействие нравственному, эстетическому, трудовому, патриотическому воспитанию, умственному развитию); образовательный результат (освоение знаний о здоровом образе жизни); социальный результат (содействие повышению результативности в основном виде занятий (учёба, работа), что может выражаться в конкретных социально-экономических показателях: в повышении производительности труда, уменьшении количества заболеваний, снижении текучести кадров и других результативных формах); экономичность процесса (достижение запланированного результата при наименьших из возможных затрат времени, энергии, средств).

Занятия атлетической гимнастикой пользуется большой популярностью среди студентов, особенно в учебных заведениях, имеющих достаточную материальную базу. По посещаемости занятий с этим видом физической активности могут соперничать лишь некоторые спортивные игры (баскетбол, футбол в зале, волейбол). Рекреативные занятия с отягощениями способствуют повышению успеваемости студентов за счет улучшения психических качеств (в частности, памяти) и состояния здоровья, обеспечивают антидепрессивный эффект.

Средствами атлетизма можно решать следующие задачи: увеличение максимальной силы, совершенствование мышечной мощности, наращивание мышечных объемов, улучшение «рельефа» мыши, развитие локальной мышечной выносливости (выносливости отдельных мышц), развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Результатом выполнения силовых упражнений может быть высокий уровень работоспособности, соответствие здоровья и телосложения нормам определенной возрастной группы

Атлетическая гимнастика по сравнению с другими системами упражнений наиболее существенно изменяет телосложение занимающихся, формируя гармонично развитую атлетическую фигуру, она способствует совмещенному развитию силовых показателей и двигательной работоспособности, внутри- и межмышечной координации.

Атлетическая гимнастика предполагает проведение занятий в любых условиях: в тренажерном зале, на воздухе и дома и т. д. Можно обходиться без отягощений и специальных тренажерных устройств, используя вес собственного тела. Также можно составить эффективный комплекс силовых упражнений с весьма разнообразными предметами (камнями, стулом, ведром, мешком с песком и мн. др.).

Литература:

  1. В. П. Бароненко, Л. А. Рапопорт. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов учреждений среднего и профессионального образования. — М.: Альфа_М, 2003.
  2. Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем. — СПб: СПбГУИТМО, 2008.
  3. Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Захаров П. Я. История физической культуры и спорта: учебно — методический комплекс. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.
  5. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  6. Рахматов, А. И. Оздоровительное влияние силовых упражнений / А. И. Рахматов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1357–1361. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18502/ (дата обращения: 21.12.2020).
Задать вопрос