Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Большенко, Д. И. Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий / Д. И. Большенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5871/ (дата обращения: 25.01.2021).

Препринт статьи



В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в более сложных для этого условиях.

Ключевые слова : иностранный язык, ученик, английский язык, онлайн-формат, занятие, обучение.

Цель исследования : определить особенности обучения иностранному языку в формате онлайн-занятий.

Задачи исследования :

  1. выявить ключевые различия в обучении навыкам и умениям в иностранном языке;
  2. разобрать техническую составляющую обучения в онлайн-режиме.

В связи с распространением коронавирусной инфекции очное обучение иностранному языку на всех уровнях (дошкольные, школьные учреждения, учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, частные образовательные школы) приостанавливается или переводится в дистанционный режим. Данная ситуация увеличила интерес родителей к способам получения знаний «по сети»: многие курсы иностранного языка, репетиторы и целые лингвистические школы изменили свою форму деятельности. Дистанционный формат обучения выгоден для всех сторон: образовательные учреждения не тратятся на содержание, аренду помещения и налоги, преподаватели не тратят лишнее время и деньги на дорогу к месту работы, а ученики с родителями получают тот же уровень знаний без финансово-временных издержек, находясь в комфортных условиях. Количество преподавателей, работающих «по сети», увеличивается, и поэтому спектр способов обучения иностранному языку увеличивается. Сейчас мы рассмотрим несколько способов проведения урока английского языка в дистанционном режиме.

В первую очередь стоит рассмотреть функционал преподавателя в режиме онлайн. Методом связи с учеником можно выбрать популярные программы, как Microsoft Teams или Zoom, особенно эффективны они могут быть при занятиях с большой группой учеников. При индивидуальных занятиях неплохим вариантом может быть обычная телефонная связь, однако ее функционал довольно ограничен. Кроме того, телефонная связь в 60 и больше минут сильно ударит по кошелькам абонентов. Мультимедийность мессенджеров WhatsApp, Viber, Skype позволяет успешно проводить занятия на любой из данных платформ [1].

Работа на более удобных устройствах у всех участников урока обеспечит бОльшую продуктивность обучения. Так, ученик, который читает страницы учебника в телефоне и одновременно находящийся на связи по этому же телефону, явно будет путаться в использовании устройства и не успевать за ходом занятия, а возможно, и отвлекаться. Поэтому здесь преимуществом будет наличие любого компьютера или ноутбука, а также смартфона для разделения функционала урока: смартфон для общения, ноутбук для непосредственной работы с языком. Также такой способ обеспечит вариативность обучения [2].

При работе с обучающимися школьного возраста обязательна фонетическая зарядка . Ее можно провести с помощью сборника скороговорок на английском языке. Его можно отправить в общий чат с учениками, с указанием конкретной страницы или номера скороговорки для конкретного урока. Можно и делать скриншоты или фотографии учебника и отправлять отдельно перед каждым уроком. Некоторые популярные скороговорки есть в видео- и аудиоформатах во Вконтакте и на Youtube, и в начале занятия ученики могут прослушать правильный ритм и произношение скороговорки.

Обучение чтению является одним из самых невариативных из всех умений и навыков в онлайн-формате. Преподаватель может вывести на экран нужную страницу пособия, страницу в Интернете или текст, используя приложения MS Teams, Zoom или Skype. Ученики могут работать по нужным страницам пособия в формате PDF на компьютере и выписывать нужные слова и выражения в тетради, делать пометки. В этом аспекте лучшим выходом станет печать страниц, где дети могут выделять нужные моменты, не отрываясь от хода занятия. Однако лучшим вариантом будет использование чтения в качестве домашнего задания, вместе с переводом и пересказом. На следующее занятие текст будет не в новинку для учеников, и они смогут быстро сориентироваться по экрану, найти нужный фрагмент или слово, перевести предложение быстрее, чем они бы делали это с новым текстом. Таким образом экономится время занятия.

Онлайн-формат обучения аудирования определенно является более удобным, чем оффлайн. Преподаватель может поделиться с учениками аудиофайлами задолго до занятия, попросив их скачать их заранее. Ученик может прослушать запись самостоятельно не единожды для лучшего усвоения материала. Кроме того, более близкое нахождение динамиков или звуковых колонок на занятии станет преимуществом на ранних этапах обучения иностранному языку. На этапе уровня В1 и выше создание помех и дальний звук является приоритетом. Само проведение занятий в онлайн-формате представляет собой элемент аудирования, с прерывающимся полилогом между обучающимися. Рекомендуется прорабатывать все задания аудирования вместе с обучающимися, в таком случае им будет легче адаптироваться к быстрой смене рода деятельности: от учебника к тетради, от тетради к аудиозаписи в гаджете, от аудиозаписи в одном гаджете к учебнику в другом и т. д. Технологический фактор в данной ситуации помогает развивать мультизадачность учеников, что повышает их концентрированность в рамках занятия и не дает времени на сторонние детали.

Несмотря на дистанционную форму, прослушать проблемные участки аудиозаписи можно и вместе: преподаватель включает аудио на полную громкость и делает остановки после каждого предложения или значимого участка текста. Если речь оказалась совсем непонятна, в группу одной из соцсетей можно отправить скрипт и прослушать запись вместе с ним, или отправить скрипт только одному или нескольким отстающим обучающимся [3].

При обучении говорению различий в дистанционной и очной форматах работы не так много. Как и в случае с обучением аудированию, занятие по сети повышает фактор обучаемости говорению из-за большей вовлеченности учеников. Однако в случае большого количества учеников возникает риск коммуникативной неудачи: люди перебивают друг друга или слишком долго молчат из ожидания, что их не станут опрашивать на занятии. В таком случае преподавателю важно быть тем метрономом, который будет четко регулировать очередность ответов на занятии.

Обучение лексике имеет свои особенности в формате «по сети». В первую очередь это использование раздаточного материала иными способами. Карточки и рисунки слов и выражений заменяются фотографиями, которые выводятся преподавателем на общий для всех экран, и это очевидный минус. Визуализация в данном случае будет работать лишь в те моменты, когда взгляд ученика обращен на экран. И когда преподаватель поменяет картинку, исчезнет возможность вернуться к предыдущей лексеме. Кроме того, в онлайн-формате кольцевая отработка лексики «in a chorus», хором, невозможна. Для детей младшего школьного возраста это существенный недостаток. В таком случае выходом из положения станет отдельная интерактивная презентация с подробным разбором лексики на нынешнее занятие, с индивидуальным опросом каждого ученика до полного понимания каждой лексической единицы.

Дистанционный формат обучения иностранным языкам сочетает большой потенциал к новым подходам в обучении и, зачастую, невозможность проделать те обучающие действия, которые всегда проделывались в классах на уроках английского языка. Однако уже сейчас очевидно, что преподавателям необходимо адаптироваться к использованию новых технологий и научиться комбинировать в своей деятельности новые и старые методы в обучении иностранным языкам. Онлайн-обучение имеет множество достоинств, и на их правильное использование вкупе с ликвидацией недостатков стоит обратить особое внимание учителям и преподавателям.

Литература:

  1. Игнатенко И. И. Онлайн-обучение аспектам иностранного языка // Проблемы современного образования. — 2019. — № 3. — С. 162–168.
  2. Шамина Н. В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны // КПЖ. 2019. № 2 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-v-obrazovatelnom-protsesse-silnye-i-slabye-storony (дата обращения: 04.11.2020).
  3. Обучение групп онлайн. — URL: https://skyteach.ru/2018/12/05/obuchenie-grupp-onlajn/ (дата обращения: 17.11.2020)
Задать вопрос