Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 27.01.2021

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Агеева, Г. Б. Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности / Г. Б. Агеева, А. Н. Галиева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5858/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

Ключевые слова: православие, образование, воспитание, семья, ценности, святые.

Развитие дошкольного образования — одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе. Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования.

Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Образование — это совокупность приобретённых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития личности.

Дошкольное образование получило статус первой ступени образования. Несомненно, это повышает значимость дошкольного образования в глазах общественности, но и как следствие — повышает требования к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из важных задач стоит «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Мы видим, что на уровне государственной политики приоритетным в сфере образования и воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития. Основным из направлений воспитания и духовно-нравственного развития детей выделяют воспитание детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей. И в связи с этим остро становится вопрос об обновлении воспитательного процесса на основе отечественных традиций. Не смотря на усилия государственных и социальных институтов, направленные на сохранение духовного здоровья молодежи и школьников, дошкольная ступень все еще остается малоохваченной, хотя является базовой ступенью в формировании личности. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое, естественное, гармоничное духовное воспитание с первых лет жизни определяет нравственные ориентиры ребенка, так как основано на естественной внутренне заложенной в природе человека потребности в Боге. Именно в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, усваиваются и нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа.

На протяжении многих столетий Россия была православной державой. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Главной хранительницей христианских ценностей являлась семья. Именно в семье формировались и крепли христианские традиции воспитания. С древних времён воспитание доброго человека, ведущего праведный образ жизни, во многом определялось тем, как живут и ведут себя родители. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

По словам известного философа Ильина И. А., счастливая семья воспитывает в человеке «два священных первообраза», которые укрепляют дух и способствуют росту души:

— первообраз матери, которая даёт человеку любовь, чувство защиты и свою милость;

— первообраз отца, который даёт человеку пищу, учит справедливости и разуму.

Именно отец и мать служат неиссякаемыми источниками духовной любви в семье и веры человека. Рождение детей в христианской семье воспринимается не как случайное события, а как дар Божий. И такой дар мать и отец обязаны «беречь и приумножать», а также раскрывать в нём все качества и таланты, которые приведут его к добродетельной жизни православного христианина. Отношение родителей к жизни, друг к другу, к окружающим людям, их мировоззрение, проявляющееся в конкретных делах, поступках и словах, формируют в сознании ребенка определенные образы отца и матери, оказывающие непосредственное влияние на развитие его характера, мироощущения, религиозных и нравственных чувств. Поучения родителей ничего не дадут, если они вступают в противоречие с их делами и словами.

К сожалению, институт семьи сегодня переживает очень непростой период. Многие духовные ценности заменяются материальными, поэтому у детей формируется неправильное представление о доброте и милосердии. Утеряны понятия истинных ценностей. Дети, выросшие без веры, без Бога, не имеющие пример любви, сегодня создают семьи и так же легко, как «замок, построенный на песке», эти семьи распадаются. Либо родители живут в постоянной гонке за земными благами и ребенок оказывается в состоянии «нелюбви». И роль детского сада — помогать родителям в непростом деле воспитания личности ребенка. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Только при этом условии возможно воспитание духовной, нравственной, цельной личности.

Выдающиеся педагоги, представители науки и культуры прошлого (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, И. С. Кон, В. А. Сухомлинский и др.) выдвинули немало идей, связанных с проблемой духовного, нравственного воспитания. Их практическое осмысление проблемы способствует выявлению исходных методологических ориентиров в вопросах духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях.

В усвоении ребенком социальных норм поведения, нравственных и культурных ценностей большое место занимает подражание. В детстве желание подражать вызвано не только необходимостью одобрения со стороны взрослого, но также стремлением к постижению смысловых структур окружающей социальной действительности. Через подражание ребенок усваивает приоритеты взрослого мира, его ценностную иерархию, выстраивая образ взрослого человека, каким он хочет стать в будущем. На протяжении всей истории человечества этот образ транслировался в культуре через жизнеописание героев. В герое воплощались все желаемые качества человека, герой был идеалом для подражания.

Хорошо, когда положительным примером может служить отец и мать, а еще в православной культуре такими героями являются святые, чья жизнь много лет спустя остается образцом для подражания, идеалом нравственного совершенства. Через знакомство с житиями святых происходит обращение жаждущей души ребенка к живительным духовным источникам, способствующим формированию высоконравственной личности, гражданина и патриота Отечества.

Знакомство с жизнеописаниями святых формирует нравственные критерии и представление о христианском идеале, помогает ребенку лучше понять смысл основных христианских добродетелей, заполнить те бреши, которые возникли в результате трансляции в современном мире сомнительных ценностей. В жизнеописании святых дошкольники находят отклик на свои потребности в справедливости, послушании, прощении, любви. Святой Иоанн Златоуст говорит, что тяга и любовь к святости, которая так свойственна детскому возрасту, с годами под воздействием различных страстей пропадает. Это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то потом человек обречен на унылое существование. Вот почему так важно прививать с малых лет христианские добродетели, опираясь на пример святых. В дошкольном возрасте дети с удовольствием слушают рассказы о жизни традиционно почитаемых святых в России: преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Святителя Николая Чудотворца, Феодора Ушакова, Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского, 800-летие со дня рождения которого будут праздновать в России в 2021 году. А еще хорошо, если эти рассказы детки будут слышать от священника, который сотрудничает с детским садом.

В суете нынешних дней мы ещё и ещё раз должны обращаться к нашим истокам, видя в них не только историю войн и побед, но и духовную основу будущего возрождения России, непреходящую ценность истинной любви к Отечеству, бескорыстного служения Руси, которые столь ярко проявил своим жизненным подвигом князь Александр Невский.

Именно комплекснaя, система воспитания, построенная на базовых православных духовных ценностях способствует патриотическому, нрaвственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории, культуры и традиций своего народа, позволяет рaскрыть глубинную, истинную крaсоту православной культуры и важную роль в развитии российского образования.

http://alnevski-podolsk.cerkov.ru/files/2020/10/IMG_20201026_201440.jpg

Настоятель Александро‑Невского храма поселка Александровка г. о. Подольск на встрече с дошкольниками рассказывал о жизни святого благоверного князя Александра Невского

Литература:

  1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 336с.
  2. Ефименкова С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: Метод. рекомендации. — Курск: Изд-во МУП «Курская городская типография», 2004. — С. 29. — 1,3 п.л.
  3. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. — М.: Аркти, 2005. — 142 с.
  4. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. — М., 1997.
  5. Ривина Е. К. Семья как институт воспитания./Российская семья — основа развития духовности и патриотизма: сборник научных статей, концептуально-программных и методических материалов /под общ. ред. В. И. Лутовинова. — М.: ООО «ТИД «русское слово — РС», 2010. — С. 21.
  6. Сидорова А. Н. Семья — потенциал духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольника / А. Н. Сидорова // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы региональной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 15 декабря 2006 года. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амурского гуманитарно-пед. госуд. ун-та, 2007 — С. 106–111.
  7. Учебно-методический комплект. Духовно — нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л. Л. Шевченко. Центр поддержки культурно — исторических традиций Отечества. Московская область, 2011.
  8. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. Духовно — нравственное воспитание старших дошкольников.
  9. Чепикова Л. В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании нравственной культуры у детей 6–7 лет // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов. — Смоленск, 2003. — С. 145–150
Задать вопрос