Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация учебно-познавательной деятельности на уроках химии в условиях компетентностного подхода

Общеобразовательная школа
2
Поделиться
Библиографическое описание
Хворостова, Н. Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках химии в условиях компетентностного подхода / Н. Г. Хворостова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5451/.


Организация учебно-познавательной деятельности на уроках химии в условиях компетентностного подхода, позволит мне решить творческие задачи:

− организация учебно-образовательного процесса, который позволит стимулировать интерес к учебно-воспитательной деятельности через обеспечение мотивации к урокам;

− корректировка содержания образования;

− применение уроков традиционных и нестандартных (уроков-путешествий, уроков-семинаров, уроков-практикумов и др.);

− использование на уроках элементов современных образовательных технологий: технологии разноуровневого обучения, технологии игрового обучения, интегральная образовательная технология, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения);

− организация участия в различных конкурсах и дистанционных олимпиадах.

Считаю, что на каждом уроке нужно создать необходимые условия обучения:

1) создание атмосферы творчества, доброжелательности, духовности, чтобы школьники проявляли выдумку и фантазию, могли сравнивать, анализировать, с опорой на интуицию, строить ассоциативные связи;

2) создание условий для понимания детьми необходимости знаний химии, ее значении в жизни человека, необходимости в соблюдении техники безопасности при работе с химическими веществами в повседневной жизни, в правильном использовании их в быту;

3) работа по созданию условий для самостоятельного поиска знаний в различных источниках информации.

Организация учебно-воспитательного процесса. На уроках химии я применяю элементы инновационных технологий, четко планирую проведение урока, умело сочетаю и применяю различные методы и приемы работы, использую различные средства наглядности и химический эксперимент. Все способствует эффективному учебно-воспитательному процессу.

Читая, методическую литературу, обобщая свой педагогический опыт и опыт педагогов новаторов можно выделить педагогические технологии, которые обеспечивают системно-деятельностный подход.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Яиспользую разнообразные формы, методы, средства, элементы современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Для учащихся с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в процесс творчества реализуется через организацию исследования на уроке как традиционной формы обучения.

В своей практике на уроках я успешно использую элементы технологии проблемного обучения. Проблемную ситуацию создаю с помощью демонстрационного эксперимента и проблемно-поисковой беседы.

Провожу уроки с элементами исследования. А также уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д. На таких уроках использую элементы технологии проектного и проблемного обучения.

Предлагаю учащимся следующую тематику практических работ исследовательского характера (8 класс):

  1. Очистка загрязненной поваренной соли.
  2. Получение и свойства кислорода.
  3. Получение водорода и исследования его свойств и др.

Использую домашний эксперимент, в котором присутствует элемент исследования, например, по теме «Признаки химических реакций» я предлагаю детям выяснить каковы признаки данных реакций: пищевая сода и уксусная кислота, с помощью индикаторной бумаги выяснить, как меняется окраска индикаторов в различных средах, что произойдет с куриным белком при варке яйца, при образовании коричневой корочки у курочки в духовке и т. д.

Предлагаю на уроках решить творческие проблемные задачи такого типа:

  1. На железнодорожной станции произошла утечка соляной кислоты. Чем можно устранить опасное вещество?
  2. Почему в фильме «Собака Баскервилей» собака не отравилась белым фосфором?

На обобщающих уроках, например, «Обобщение и повторение материала по теме «Строение вещества. Химическая связь» провожу уроки-путешествия и использую групповую работу детей для решения творческих задач.

Эффективны также уроки-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку по органической химии в 10 классе. Используется учебный текст различных источников информации.

Уроки с использованием компьютерных технологий: выполнение презентаций, по темам, которые недостаточно освещены в учебнике, что способствует развитию креативной личности.

В рамках урока использую различные нетрадиционные методы обучения, приемы стимулирования:

− прием первый: В своем сообщении допускаю ошибки, дети должны их исправить.

− прием второй: Разработать интересный опыт, интересные задания для слабоуспевающих. Такие поручения получают дети, заинтересованные химией.

− прием третий: Ученик получает карточку-задание Вставьте пропущенное слово. Например, Диссоциацию молекул кислот можно объяснить образованием дополнительной …..связи.

− прием четвертый: Для развития экспериментальных навыков обучающимся выдаются вещества, между которыми нужно провести реакции и заполнить таблицу по результатам исследования.

− прием пятый: При работе с интернет-ресурсами и с дополнительной литературой обучающиеся выслушивают выступления одноклассников, в ходе которых заполняют рабочие листы:

Например, Что мы знаем о железе из исторических хроник?

Что узнали о железе?

Где применяют железо в народном хозяйстве?

− прием шестой: Для решения расчетных задач предлагаю задачи с практическим содержанием. Например, для приготовления физраствора, который применяют в медицине, используют раствор хлорида натрия с массовой долей соли 0,9 %. Приготовьте 50 г такого раствора.

Вовлечение в творческую деятельность обучающихся во внеурочное время эффективно при работе детей над исследовательскими проектами.

Технология работы над исследовательским проектом включает:

1) создание мотивации;

2) создание образовательной среды;

3) определение целей и задач для учащихся;

4) организация работы индивидуально и в малых группах;

5) консультации учащихся;

6) организация обсуждения результатов в малых группах, выдвижения гипотез, аргументов и выводов;

7) оценка результата и процесса.

Этапы развития учебно-познавательной деятельности на уроке:

1) выполнение эксперимента по готовому алгоритму;

2) оптимальной формой работы является работа в малых группах: в тройках, четверках;

3) в ходе творческой дискуссии определяется цель эксперимента;

4) самостоятельный поиск противоречий, проблем, определение механизма действий по их достижению.

Приемы создания мотивации:

1. Апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении темы «Высокомолекулярные соединения полимеры» в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию — приобретение какого-либо товара. Например, это будет биоразлагаемые пакеты.

Затем решается вопрос о его технических характеристиках (свойства материала). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения товара с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые учащимися варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучат и полезные и вредные свойства этого материала (его химические свойства), что, кстати, и является основной темой урока. Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту обучающихся всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией).

2.Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, универсальные учебные действия, которые ему необходимо освоить согласно программе. К сожалению, не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме.

Например, рассказ: Известный факт, что железо ржавеет. Тем не менее, в Индии, несмотря на влажный и теплый климат, на центральной площади находится колонна, сделанная из чистейшего железа, и не ржавеет. В чем дело? Как его разрешить обычно интересно всем.

Приемы, развивающие творчество:

  1. Мозговой штурм: в рамках темы даются различные идеи и выбираются оригинальные решения задач.
  2. Опорная карта, нерешаемое задание нужно разбить на несколько составляющих и с легкостью решить каждое из них.

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что в процессе работы над данной проблемой, я выяснила, что учащиеся стали кардинально лучше учиться. Но я точно уверена, что результатом моей деятельности стало повышение интереса учащихся к процессу обучения. Они любят, когда уроки проходят разнообразно, когда они включаются в интересные формы работы, когда им предлагается свобода творчества.

А главное, я надеюсь, что им пригодятся в жизни, их творческий потенциал, и умение свободно и грамотно излагать свои мысли и чувства, что они вырастут развитыми людьми, способными приносить пользу себе и обществу.

Литература:

  1. https://gigabaza.ru/doc/163233-pall.html
  2. http://www.knigi.konflib.ru/8himiya/83978-3-informaciya-opite-11usloviya-vozniknoveniya-stanovleniya-opita-sovremennih-usloviyah-razvitiya-novih-tehnologiy-neo.php
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный