Формирование правовой грамотности студентов гуманитарно-педагогического колледжа | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 27.11.2020

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Рубакова, Н. В. Формирование правовой грамотности студентов гуманитарно-педагогического колледжа / Н. В. Рубакова, И. Р. Хайретдинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5776/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье авторы рассказывают о формировании правовой грамотности студентов гуманитарно-педагогического колледжакак активного субъекта образовательных правоотношений.

Ключевые слова: правовая грамотность, правовые дисциплины, профессиональное образование.

В последние годы в сфере профессионального образования происходят значительные изменения. Одной из важных задач СПО в современных условиях является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в обновлении общества.

Основной целью современного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

В профессиональной образовательной организации находят отражение многие проблемы социальных, национальных и правовых отношений, свойственных нашему обществу. Именно педагог по своему профессиональному статусу является носителем идей гражданского общества, социально-правовых знаний, он регулирует приобретение учащимися социально-правового опыта, руководит процессом социализации молодого поколения в студенческие годы.

Вопрос о правовой грамотности студента приобретает сегодня не только академическое значение, но и практическое. Она необходима будущему специалисту для того, чтобы он хорошо ориентировался в «новом мире», находил правильный выход из ситуации, хорошо знал свои права и обязанности, умел их реализовать и с помощью правовых средств эффективно защищать.

На каждом этапе правовые дисциплины осуществляют свои функции: на первом этапе осуществляется развитие базовой составляющей правовой грамотности (дисциплина «Основы права»); на втором происходит становление нормативно-правовой грамотности будущего педагога за счет накопления опыта решения педагогических задач социально-правового характера (дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»).

Правовая грамотность предполагает способность личности к постановке проблем, к многофакторному анализу рассматриваемого объекта и к обобщенному мышлению в процессе их решения. Регулятором правового действия выступает степень развития правосознания, уровень включения правовых норм в систему ценностей личности. Именно социально-позитивные, правовые действия педагогов обеспечивают становление в образовательном учреждении среды, которая создает благоприятные и необходимые условия для развития правосознания, гражданской позиции обучающихся.

Основных принципы формирования правовой грамотности студентов:

1) принцип добровольности (студенты самостоятельно выбирают интересующую их форму занятий, что обеспечивает их интерес и активность в усвоении правовых знаний и норм);

2) принцип общественной направленности (содержание работы по формированию правовой культуры студентов должна носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития общества, соответствовать закону);

3) принцип инициативы и самодеятельности (учет пожеланий самих студентов, их инициативных предложений).

Средства, с помощью которых может осуществляться формирование правовой грамотности студентов:

1) правовое воспитание (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание);

2) правовое обучение (пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний, специальные циклы лекций в трудовых коллективах);

3) юридическая практика (анализ и оценка нормативно — правовых актов);

4) самовоспитание (формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики).

Органической частью технологии формирования нормативно-правовой грамотности студентов являются диагностические мероприятия, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Диагностика развития правовой грамотности включает три основных критерия:

— когнитивный — определяет усвоение будущим педагогом правовых знаний, умение работать с нормативными документами и социально-правовой информацией;

— мотивационный — характеризует стремление воспринимать педагогическую реальность в социально-правовом контексте, осознание ценности права и необходимости соблюдения его норм;

— деятельностно-рефлексивный — устанавливает умение будущего педагога определять правовой контекст педагогических задач, оценивать и анализировать социально-правовые явления с точки зрения развития правовой грамотности педагога.

Проведенный анализ данных специальной литературы и учет проблем позволил выделить ряд условий необходимых для формирования правовой грамотности студентов в профессиональных образовательных организациях:

1) будущая профессиональная деятельность позволит специалисту найти своё место на рынке труда и достойный заработок;

2) организация образовательного процесса должна предусматривать разнообразие форм и методов обучения, ориентированных на освоение правовых знаний и умений, осуществляемых на всех курсах обучения;

3) в образовательной организации должны быть сформированы коллективные взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса в рамках правового поля, обучающийся должен осознавать себя личностью и свободно реализовать свои права и обязанности.

Также необходимо отметить, что формирование правовой культуры студентов происходит не только в процессе правового обучения и воспитания по правовым дисциплинам, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин.

Несмотря на множество существующих проблем в настоящее время работа администрации учебного заведения, педагогического коллектива и особенно преподавателей юридических дисциплин должна быть направлена на формирование правовой грамотности студентов.

Правовая грамотность выражается в наличии у студента — будущего педагога не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни.

Исследование понятия «правовая грамотность» позволило сформулировать его следующим образом: это совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности.

Очевидно, что правовая грамотность предполагает, прежде всего, разумное поведение специалиста как гражданина своей страны. Профессиональный ракурс понятия содержит специфически ориентированный аспект права. Таким образом, формирование правовой грамотности будущего специалиста должно стать целью преподавания правовых дисциплин в образовательной организации профессионального образования. Именно правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры специалиста со средним профессиональным образованием.

Правовое воспитание на уроках «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Задать вопрос