Педагогические взгляды П. А. Кропоткина | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Чумаков, С. А. Педагогические взгляды П. А. Кропоткина / С. А. Чумаков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5736/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье сделана попытка анализа педагогических воззрений П. А. Кропоткина. Показано, что Кропоткиным предложена новая система образования и воспитания, основанная на гуманистических принципах и практико-ориентированных технологиях. Охарактеризованы его взгляды на содержание обучения.

Ключевые слова: Кропоткин, педагогика, теория педагогики, русский анархизм.

Пётр Алексеевич Кропоткин — известный мыслитель, исследователь, публицист и теоретик отечественного анархизма. Его вклад в науку общеизвестен и признан на мировом уровне: открытие Витимского плоскогорья, подробное описание полярного сияния над озером Байкал, создание схемы орографии Восточной Сибири. С другой стороны, его философские и социальные воззрения во многом определили развитие общественной мысли в России и ряде других стран на десятилетия вперёд [1]. Несмотря на неоднозначное отношение к политическим взглядам Кропоткина, следует отметить его умеренность в вопросе методов борьбы за будущее «справедливое общество» и имевшую место трансформацию идеалов от радикально левых к социал-демократическим, отчего ряд авторов считают его взгляды после 1987 года анархо-реформистскими [2]. Учитывая многообразие интересов и научных направлений, в которых работал Кропоткин, отдельного упоминания заслуживают его взгляды на педагогику.

Развитие педагогической мысли ставит перед нами ряд вызовов, ответы на которые могут быть сформулированы только с учётом понимания уже имеющихся идей и концепций, сформулированных в том числе выдающимися общественными деятелями нашей страны. Актуальность работы определяется необходимостью наиболее полного исследования научного и публицистического наследия Петра Кропоткина для дальнейшего философского поиска и переосмысления ряда концепций, способных найти применение в рамках современных наук об образовании и воспитании.

Анализ литературы, осуществлённый с помощью подбора тематических произведений в системах электронных библиотек КиберЛенинка и elibrary показал, что авторы в основном уделяют внимание политическим и философским идеям Кропоткина, упоминая его педагогические воззрения как дополнение к указанным темам. Детально этой теме посвящено всего несколько научных публикаций (Чернышева Е. С.,Белоусов С.Г)

Цель же данной работы заключается в попытке вычленить из публицистических работ анархиста-теоретика его педагогические идеи, построить из них цельную теорию и найти пути её осмысления, модернизации и применения в современной педагогической практике.

Для этой цели были проанализированы автобиографические труды автора и сочинения, посвящённые вопросам взаимодействия человека и государства, природы власти и концепциям будущего общества. К таковым относятся ряд произведений, созданных Кропоткиным в период с 1885 по 1921 годы. В первую очередь это книги «Речи бунтовщика», «Хлеб и воля», «Записки революционера».

Кропоткин, хотя и не получил профильного образования, но живо интересовался вопросами педагогики. Делал он это в попытке ответить на вопросы о развитии общества, его перспективах и природе общественных отношений, отчего вопросам воспитания и обучения были посвящены не отдельные статьи, а главы или даже просто абзацы в разнообразных трудах на более общие тематики.

Следуя собственным убеждениям о необходимости построения справедливого политического экономического строя, Кропоткин отстаивал идею о коренном преобразовании системы воспитания и обучения. С его точки зрения, получение образования должно быть максимально разносторонним и базироваться на соединении труда умственного и труда физического: «каждый человек без различия прав рождения и состояния должен получать научное образование наряду с серьезным обучением ремеслу» — пишет он в книге «Поля, фабрики и мастерские» [3]

Его педагогические взгляды в целом удивительно перекликаются с общепринятыми концепциями современной гуманистической педагогики. Кропоткин полагает, что обучение должно строится с учётом личных особенностей ребёнка (подростка), способствовать всестороннему развитию человека. При этом он отвергает универсальные стандарты и подходы, не принимающие во внимание возрастные особенности обучающихся и их интересы. Обращаясь к педагогам-современникам, Кропоткин констатирует: «с вашими методами преподавания, выработанными министерством сразу для миллионов учеников, представляющих собою столько же миллионов различных способностей, вы только навязываете им систему, годную для посредственностей и созданную посредственностями» [4]. В XX веке развитие образования показало: чрезмерная унификация и отсутствие индивидуального подхода стали тупиковым направлением в развитии педагогической мысли, поэтому высказывание Кропоткина, хоть и звучит достаточно резко, но выглядит оправданным.

Преподавание различных дисциплин, по мнению теоретика анархизма, должно быть практикоориентированным и наглядным. Он негативно относился к бездумному заучиванию формул и теорем, которые не подкреплялись какой-либо материальной реализацией. В этом проявилось его приверженность научному методу познания. Кропоткин призывает: «начните учить (ребёнка) геометрии на открытом воздухе — не по книжке, а измеряя с ним вместе расстояние до ближайшей скалы; учите естественной истории, собирая цветы и ловя рыбу, физике — помогая строить ту лодку, на которой он поедет на рыбную ловлю» [4]

Роль педагога, по мысли Кропоткина, не сводится к роли авторитарного и единственного распорядителя образовательного процесса, который обладает правом устанавливать его цели, формы и менять их по своему усмотрению. Подобный педагогический стиль, названный позднее авторитарным [4], был характерен для учительства XIX века и, к сожалению, всё ещё не изжит в веке XXI. Кропоткин видит идеал педагога не в образе командира, а в образе наставника, который помогает зарождению мысли, подталкивает ребёнка к получению новой информации и обучает приёмам работы с ней, сотрудничает, а не отдаёт приказы [5]. В этом воззрения Кропоткина можно охарактеризовать как прогрессивные и даже немного опередившие время. К выводу о необходимости наставничества, широком включении обучающихся в процесс получения новых знаний и его эффективности по сравнению с консервативными педагогическими стилями, наука пришла уже после смерти теоретика анархизма.

Как учёный, теоретик и практик, Кропоткин призывал внести в образование элементы философии и методологии науки [5]. По его мнению, именно базовое знакомство с ними позволит дать юноше или девушке качественно иной инструмент познания, расширит возможности самостоятельного освоения специальности или, по современной терминологии, поможет более качественно сформировать профессиональные компетенции. Кропоткин полагал, что дальнейшее развитие и популяризация науки могут коренным образом изменить жизнь человечества, избавив его от ряда социальных и технологических проблем.

После анализа публицистических работ П. А. Кропоткина, можно сделать вывод: его взгляды на педагогику крайне близки современным гуманистическим концепциям. В основе образования, по его мнению, должны лежать принципы всестороннего развития личности, ориентация на практическое применение знаний, роль учителя должна сводится к наставничеству, а само содержание обучения включать в себя знакомство с научным методом познания.

Литература:

  1. Талеров П. И. Классический анархизм в теории и практике российского революционного движения. 1860-е — 1920-е гг. СПб. Издательство РХГА 2016г. 480 с.
  2. Анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина: (1897–1921 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: специальность 07.00.02 / Сайтанов Сергей Васильевич; [Иван. гос. ун-т]. — Иваново, 2012. — 22 с.
  3. Кропоткин П. А. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. СПб., 1912.
  4. Хлеб и воля: перевод с французского / [сочинение] П. Кропоткина; с предисловием Элизе Реклю. — Лондон: издание Группы русских коммунистов-анархистов, 1902. -XVI, 295 с.
  5. Сборник статей, посвященный памяти Петра Кропоткина. Под ред. А.Борового, Н.Лебедева. Пб.; М.: Голос Труда, 1922.

Ключевые слова

педагогика, Кропоткин, теория педагогики, русский анархизм
Задать вопрос