Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Рудник, И. А. Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании / И. А. Рудник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5704/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уделяется деятельности куратора по воспитанию сознательной дисциплины, которая является основой для работников флота. Результатом деятельности по воспитанию трудовой дисциплины является мотивационная составляющая обучающихся и стимулирование их профессиональной ориентации.

Ключевые слова: краевая инновационная площадка, нравственность, дисциплина, традиции, коллектив, экипаж, СПО.

В настоящее время мы чаще обращаемся к осознанию нравственности, ее основных категорий — добра, долга, ответственности, сострадания. Нравственность выражает самую суть человечности, является ядром духовной культуры. Нравственную культуру нельзя создать искусственно, в приказном порядке. Нравственность органически вырастает на основе конкретной жизнедеятельности (труда, общения, традиций) и на основе жизненного опыта. Нравственность — это уважение прав, свобод и достоинства личности. Уровень нравственности человека определяется, в первую очередь его поведением, дисциплиной. Дисциплинирован тот, кто выбрал правильное поведение, наиболее полезное не только для себя, но и для общества. Поэтому очень часто в подростковой среде происходит переоценка ценностей.

Главной целью нравственного воспитания является воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Проблема формирования сознательной дисциплины как составной части нравственного воспитания особенно актуальна для нашего колледжа, основным профилем которого является обучение кадров для флота. Специальности, которые получают выпускники, достаточно специфические, требующие строгого выполнения должностных обязанностей и сознательной дисциплины, профессионализма.

Ключевая роль в выполнении воспитательных функций в учебном заведении принадлежит куратору. Деятельность куратора — целенаправленная, системная и планируемая, она строится на основе программы воспитания всего образовательного учреждения. Целью воспитательной работы в группе следует определить воспитание личности, обладающей достаточным уровнем овладения ключевыми общими и профессиональными компетенциями, хорошим уровнем профессионального самоопределения.

Для осуществления намеченного кураторами формируется план воспитательной работы. Конечно, если обучающийся имеет перед собой определенную цель- получить выбранную профессию, он как правило проявляет целеустремленность, настойчивость в преодолении трудностей. Именно под влиянием установок и мотивов обучающийся старается вырабатывать те черты поведения, которые наиболее соответствуют осуществлению намеченных планов. Причины, по которым подростки приходят к нам самые различные. Нравственные взгляды и принципы, которыми обучающийся руководствуются в своем поведении, вырабатываются на основе жизненного опыта, а у многих он не идеален.

С первых занятий особое внимание уделяю предупреждению опозданий и пропусков занятий. Важно не только констатировать те или иные нарушения правил поведения, но и проводить определенную работу с подростками как индивидуально, так и или привлекая актив и коллектив группы. Воспитанию сознательной дисциплины способствует труд-источник благосостояния человека. Сегодня многое изменилось в отношении к труду и в самом труде. Все чаще наши выпускники стараются найти работу с более высоким заработком, сокращение флота и сезонность работы заставляет менять свою профессию. Поэтому на классных часах стараюсь показать преимущество профессии речника, ее особенности и красоту, возможности карьерного роста. Важно воспитывать у студентов творческое отношение к труду.

Внеучебное мероприятие колледжа — олимпиада «По-флотски»

Рис. 1. Внеучебное мероприятие колледжа — олимпиада «По-флотски»

После окончания второго курса обучающимся предоставляется возможность выбрать судно для прохождения практики. На уроках по устройству судна к этому времени обучающимися уже изучены основные типы транспортных судов. Они знают, на каких судах производственная практика поможет их лучшему профессиональному становлению. Экскурсии на базовые предприятия, теплоходы, встречи с ветеранами флота, выпускниками колледжа и экипажами судов знакомят студентов с будущей профессией. Студенты наблюдают как трудятся «речники», знакомятся с организацией труда, основными требованиями в рабочем коллективе. Часто решающую роль играет личное знакомство с капитаном и экипажем.

Успех прохождения производственной практики во многом зависит от экипажей теплоходов и личностных качеств обучающихся. Но немаловажную роль в подготовке к прохождению практики играет куратор. Он должен не только психологически настроить и подготовить ребят к работе на флоте, к жестким требованиям и строжайшей дисциплине, поскольку судно является объектом повышенной опасности. Каждый из них должен знать, что малейшее нарушение этих требований может привести не только к серьезным экономическим потерям, но и травмам различной степени. Весь период навигации куратор должен держать в поле зрения каждого студента. Особенно важно знать какой микроклимат на судах, быть уверенными, что экипаж не окажет отрицательное влияние на нравственное становление практиканта. Побуждаю ребят проявлять интерес к профессии, больше интересоваться тонкостями работы на теплоходах и не бояться задавать вопросы в случае неуверенности в своих знаниях опытнейшим командирам. При поступлении на практику, обучающиеся нашего колледжа владеют в большинстве своем только теоретическими знаниями. Формы и методы воспитания сознательной дисциплины очень разнообразны, работа куратора и всего педагогического коллектива занимает много времени и сил, но проводимая систематически и последовательно, она дает хорошие результаты.

Огромное влияние на воспитание сознательной дисциплины подростков оказывает знание перспектив профессионального роста. Уже с первых дней занятий им рассказываю о том, что большинство работников бассейна реки Амур, выпускники нашего колледжа, в том числе и капитаны Амурского пароходства и Хабаровского речного порта, а также государственной организации «Амурводпуть». В случае успешного окончания, они могут продолжить свое образование в Академии водного транспорта, высших Инженерно-морских училищах, а также имеют возможность проходить срочную военную службу на морских и речных кораблях Российской армии и оставаться служить далее по контракту. Такие перспективы особенно дисциплинируют студентов 2 и 3 курсов. Способствуют воспитанию сознательной дисциплины совместные учебные, трудовые дела, участие в различных мероприятиях колледжа, соревнованиях, конкурсах газет, походы в музеи, на выставки.

При проведении групповых дел и мероприятий необходимо учитывать тот факт, что обучающиеся имеют различный интеллект, уровень психоэмоционального развития и восприятия. Потому важным является дифференцированных подход к каждому их обучающихся: необходимо, чтобы они пробовали себя в различных ролях. Личность их «расцветает» только при хороших взаимоотношениях как в коллективе, так и с педагогом, а это в больше степени зависит от куратора, именно он задает вектор развития межличностных взаимоотношений. Куратор никогда не сможет добиться положительных результатов в нравственном воспитании студентов, если не удастся сформировать коллектив группы, основой которого, «фундаментом», выступает актив группы. Ряд функций по управлению коллективом куратор со временем передает активу группы.

Работа с Активом группы, целеполагание

Рис. 2. Работа с Активом группы, целеполагание

Одной из основополагающих задач куратора является выявление обучающихся, у которых возникают трудности в усвоении нового учебного материала, определение возможных причин такого отставания, которыми могут быть: значительные «пробелы» в знаниях, слабое развитие мышления, низкий уровень навыков учебного труда, большая утомляемость.

Резюмируя, следует отметить такой основополагающий практический аспект профессиональной деятельности педагога, как регулярная индивидуальная работа с обучающимися, включающая в себя установление межличностных контактов; оказание помощи испытывающим затруднения в отношениях с преподавателями; контроль за выполнением правил и норм поведения в учебном заведении; содействие обучающимся в деятельности по саморазвитию и самоопределению; учет личных достижений.

Литература:

  1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.; под ред. Л. М. Митиной. — М.: Академия, 2005.
  2. Мищенко В. А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 2. — С. 24–29.
Задать вопрос