Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Иштуганова, А. О. Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы / А. О. Иштуганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5699/ (дата обращения: 24.01.2021).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художественного произведения через чувственное восприятие с применением элементов арт-технологии: использование различных средств искусства при анализе художественных произведений. Приводятся результаты опыта расширения информационных границ обучающихся посредством воздействия на органы чувств обучающихся в процесс восприятия художественного произведения.

Ключевые слова. краевая инновационная площадка, арт-технология, сотворчество, соавторство, органы чувств, СПО.

Формирование целостного мировоззрения, мировосприятия всегда будет актуальным в образовательном процессе. Для преподавателя литературы это особо значимая цель, поскольку литература является одним из видов искусства, изучать ее следует, привлекая другие виды искусства. Литература предполагает понимание жизни особым способом: интегрируя различные темы, идеи, подходы; проявляя творческую активность. Используя современные педагогические технологии, преподаватель ориентирует подростка на общечеловеческие ценности, осознание своей роли в обществе и совершенствование читательской культуры; развивает способность наслаждения искусством и воспитывает внутреннюю культуру.

Для эффективной работы на уроках с использованием технологии интегрированного обучения педагогу важно учитывать интересы и особенности обучающихся. Сегодня как никогда актуальной становится мысль, высказанная Антуаном де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты — главное. Главное — воспитание в человеке человеческого». В своем опыте работы опираюсь на концепции М. М. Бахтина, практический опыт Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», методику Е. Н. Ильина «Шаги навстречу».

В ходе проведения урока литературы на первый план должна выходить забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье обучающегося. Практика показывает, что достичь этого возможно средствами художественной деятельности. «Произведение литератора, — писал М. Горький, — лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда читатель видит все, что показывает ему литератор, когда литератор дает ему возможность тоже «вообразить» — дополнить, добавить — картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний» [1].

Автор концепции преподавания литературы как искусства Евгений Николаевич Ильин говорил, что обучение должно быть направлено на любовь, понимание, сострадание, помощь. Оптимальным на уроках литературы является использование компонентов арт-технологии. В основе ее — творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового средствами искусства. Главная задача арт-технологии в образовательном процессе — способствовать самораскрытию обучающихся, осознанию духовной индивидуальности, личностному росту. Арт-технология является прогрессивным направлением в образовании, поскольку дает возможность педагогу использовать различные средства обучения, методы и способы изложения учебной информации, а также позволяет разрабатывать различные варианты содержания образования.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что «в уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». У человека есть пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств посылают информацию в мозг, чтобы помочь нам понимать и воспринимать окружающий мир, поэтому необходимо максимально задействовать эти органы.

Итак, рассмотрим подробно применение элементов арт-технологии через основные органы чувств.

Первое чувство — слух.

Литература немыслима без музыки:

 Поэзия 19–20 века была наполнена музыкой. Можно наслаждаться песнями на стихи С. Есенина и М. Цветаевой, творчеством поэтов-бардов;

 Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» начинается с эпиграфа

 L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Это музыкальное произведение звучит и в конце повести.

 В творчестве Чехова огромную роль играет лирическая, музыкальная атмосфера. Она одухотворяет жизнь, изображенную писателем, приближает к нам образ автора, со всей непосредственностью включает читателей в жизнь чеховских героев. Чехов — это музыка, воплощенная в слове (это неслучайно: в детстве пел в церковном хоре, позже дружил с П. И. Чайковским). В 1890 году Антон Чехов выпустил сборник рассказов “Хмурые люди” с посвящением Петру Чайковскому.

Второе чувство — зрение.

Одним из наиболее распространенных видов интегративных связей на уроках литературы является содружество словесного и изобразительного искусства. Об использовании живописи на уроках литературы и близкородственных с ней искусств написано немало методических работ, и это закономерно, так как со времени появления «Великой дидактики» Я. А. Коменского принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. Арт-технология в первую очередь основывается на визуальном искусстве.

Проиллюстрируем данную мысль следующими заданиями:

Задание 1. Рассмотрите несколько отобранных в сети Интернет обложек к произведению. Какая из них на ваш взгляд наиболее удачна и почему? Давайте уберем лишние.

Задание 2. Нарисуйте афишу к произведению. Объясните, почему именно так она должна выглядеть?

Задание 3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» рассказывается про старика-азиата, который воплотил в себе дьявольские черты. Тем, у кого оказывался портрет, было несладко. Герои несли потери… А знаете ли вы, что в 1902 году венгерский художник пишет картину «Старик рыбак». Чем интересна эта картина?

Одним из методов, непосредственно связанных с изобразительным творчеством, является метод журнального коллажа. Используя фрагменты материалов из различных печатных источников (журналы, газеты, брошюры, книги). Обучающиеся самостоятельно формируют композицию — с последующим обсуждением — в виде буклета, программки, афиши.

Идем дальше и подключаем обоняние, осязание и вкус. Обратимся к рассказу В. Т. Шаламова «Сгущенное молоко» из книги «Колымские рассказы».

Третье чувство — обоняние.

Вспомните фрагмент: «Вот и сейчас — хотелось уйти в барак, лечь на нары, а я все стоял у дверей продуктового магазина. В этом магазине покупали только по «бытовым» статьям, а также причисленные к «друзьям народа» воры-рецидивисты. Нам там нечего было делать, но нельзя было отвести глаз от хлебных буханок шоколадного цвета; сладкий и тяжелый запах свежего хлеба щекотал ноздри, даже голова кружилась от этого запаха» [2].

Запах свежего хлеба — это один из самых сильных запахов. А французы говорят, что это запах счастья. Почувствуйте этот запах! Опишите свои ощущения (можно принести буханку, а можно использовать аэрозоль).

Продолжим работу по тексту: «И я стоял и не знал, когда я найду в себе силы уйти в барак, и смотрел на хлеб. И тут меня окликнул Шестаков». Не нужно объяснять, что Шестаков не просто отвлек, он разорвал тонкую ниточку счастья героя произведения.

Четвертое чувство — осязание.

Вернемся к тексту: «Мы отошли за барак и сели на борт старого забоя. Ноги мои отяжелели, а Шестаков весело болтал своими новенькими казенными ботинками… Брюки завернулись и открыли шахматные носки. Я обозревал шестаковские ноги с истинным восхищением…» [2]. Шахматные носки в тексте появляются неслучайно. О них будет сказано дважды. Это художественная деталь, которая несет дополнительный смысл.

Задание: Прежде, чем говорить об этом смысле, выскажите свои ощущения. Прикоснитесь к ним. Почему так восхищен герой произведения? Почему именно шахматные носки?

Пятое чувство — вкус.

Рассказ, с которым необходимо продолжить работать, называется «Сгущенное молоко».

«Есть много консервов на свете — мясных, рыбных, фруктовых, овощных… Но прекрасней всех — молочные, сгущенное молоко. Конечно, их не надо пить с кипятком. Их надо есть ложкой, или мазать на хлеб, или глотать понемножку, из банки, медленно есть, глядя, как желтеет светлая жидкая масса, как налипают на банку сахарные звездочки…»

«Я заснул, и в своем рваном голодном сне я видел эту шестаковскую банку сгущенного молока — чудовищную банку с облачно-синей наклейкой. Огромная, синяя, как ночное небо, банка была пробита в тысяче мест, и молоко просачивалось и текло широкой струёй Млечного Пути. И легко доставал я руками до неба и ел густое, сладкое, звездное молоко» [2].

Задание: Кто желает вспомнить вкус молоко, может попробовать. Почему именно молочных консервов попросил герой произведения? Опишите свои чувства?

Таким образом, получив порцию впечатлений, участники образовательного процесса, более глубоко погружаются в проблему произведения, проникают в авторский замысел. Появляется субъективная оценка, точка зрения, сформированная через конкретное чувственное восприятие. Читатель становится соучастником действия произведения.

Сопричастность его вызвана личными эмоциями. Не наблюдатель-читатель, а читатель-носитель чувств и мыслей. Как утверждал М. М. Бахтин, для успешного понимания сути произведения необходимо «бывание» в авторской позиции. Это способствует выработке собственного эстетического вкуса.

Литература:

  1. Старикова С. В. Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в системе профессионального образования / С. В. Старикова // Сибирский педагогический журнал 2008. — № 8. — С. 415–420.
  2. Шаламов В. Т. Собрание сочинений в шести томах/ составитель Сиротинская И. Изд.: Книжный Клуб Книговек, М.: 2013. — 528 с.
  3. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий / Н. Ю. Сергеева // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2016. — № 2. — С. 6–13.
Задать вопрос