Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Гоголева, И. И. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования / И. И. Гоголева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5697/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье представлена характеристика реализуемой в ходе инновационной деятельности модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования, реализуемой в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования».

Ключевые слова: модель, структурные компоненты модели, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, наставничество.

Современные вызовы педагогическому образованию ориентируют на системную профориентационную работу по привлечению и вовлечению обучающихся в педагогическую профессию. Гармонизация взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения делает важной для обучающихся не столько выбор профессии, о но и выбор образа жизни в региональной среде. Поэтому в современной практике актуальным становится не помощь в выборе профессии, а сопровождение человека в поиске и выборе ресурсов для самостоятельного формирования его образовательно-профессионального формата самоопределения, обучение способам использования данных ресурсов.

От успешного профессионального самоопределения как обучающихся общеобразовательной организации, так и будущих выпускников профессиональной образовательной организации напрямую зависит качество подготовки специалистов, выходящих на рынок труда. Это делает процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях одним из самых актуальных и сложных вопросов в педагогической науке и практике.

Учитывая значимость профессионального самоопределения обучающихся для их дальнейшего образовательного и профессионального пути, существует необходимость целенаправленного психолого-педагогического сопровождения этого процесса в образовательных организациях разного уровня с учетом возрастных особенностей обучающихся, непрерывности образования, интеграции ресурсов образовательных организаций и социокультурной среды региона.

В течение года коллектив колледжа осуществляет деятельность краевой инновационной площадки по теме «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования”. Построение психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся оказывается возможным на основе предварительного определения неких «рамочных” условий, которые определены нами, как модель исследуемого процесса.

Итак, актуальность проблематики инновационной деятельности обусловлена:

− на уровне образовательной и кадровой политики: необходимостью построения сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, связанного с социальным образовательным заказом ко всем уровням педагогического образования;

− на теоретическом уровне: недостаточной разработанностью теоретических основ сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде региона;

− на методическом уровне: необходимостью научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования.

Научная значимость проекта состоит в выявлении особенностей реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования.

Практическая значимость проекта заключается в разработке комплекса мер по совершенствованию нормативно-правового, организационно-управленческого, научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с учетом региональных особенностей.

На сегодняшний день существует достаточное количество моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Так в традиционной модели условно выделяется три этапа работы: пропедевтический, диагностический и завершающий. На этапах предполагается проведение диагностики для выявления потребностей и интересов обучающихся, предрасположенности к направлениям образовательной деятельности и «погружение” в профильное обучение. Анализ современных отечественных моделей организации и развития профессионального самоопределения обучающихся позволяет выделить несколько типов моделей: детские и ресурсные центры профессиональной ориентации, учебно-тренировочные центры, учебные комбинаты, кабинет профессиональной ориентации общеобразовательной организации, интернет-консультант «Профориентатор», профильные летние оздоровительные лагеря и др.

Многообразие моделей и форм поддержки профессионального самоопределения можно объяснить наличием и разработкой с учетом конкретных ресурсов специальных программ как наиболее эффективной формы активизации обучающихся в профессиональном самоопределении. К «проблемным полям” существующих моделей можно отнести: доминирование психолого-педагогической диагностики с использованием значительного количества диагностических методик, игнорирование ценностно-смыслового уровня профессионального самоопределения, отсутствие практической направленности (профпроб) и ориентации на региональные потребности рынка труда.

При разработке собственной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся мы исходили из методологии системного подхода, представляющего процесс формирования профессионального самоопределения как психолого-педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов: цели и задачи; субъекты и отношения между ними; содержание и формы деятельности, ресурсы на всех этапах профессионального самоопределения обучающихся.

Настоящая модель носит комплексный характер, поскольку определяет организационно-методическую основу инновационной деятельности в рамках обеспечения требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения ОПОП СПО. При разработке модели учитывались:

— необходимость обеспечения преемственности общего и профессионального педагогического образования;

— потребность общества в творческой личности педагога, ориентированной на реализацию своих возможностей и способностей в профессиональной педагогической деятельности, и отсутствие достаточных условий для решения этой задачи;

— сложность и длительность процесса профессионального самоопределения личности, требующего осознания собственного Я, своих отношений с окружающим миром, своего жизненного опыта.

Принципиальной новизной разработанной и реализуемой модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является использование внутренних резервов колледжа, оптимизация финансирования за счет формирования четкого алгоритма психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения всех категорий обучающихся, сбалансированность механизмов ее функционирования и взаимодействия участников в структуре образовательных сетей края.

Раскроем компоненты реализуемой в ходе инновационной деятельности модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Ценностно-целевой компонент модели определяет совокупность целей и ценностей профессионального самоопределения и его психолого-педагогического сопровождения.

Профессиональное самоопределение рассматривается с позиций психолого-педагогического подхода как специально организованный целенаправленный процесс формирования внутренней готовности обучающихся к самоопределению, предполагающий реальное взаимодействие между педагогом и обучающимся. Профессиональное самоопределение как процесс формирования обучающимися своего отношения к профессиональной деятельности является длительным процессом согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего профессионального пути развития.

Сопровождение — особая форма психолого-педагогической практики, предполагающая со-участие взрослого в индивидуальном развитии ребенка путем отслеживания (диагностики) процесса активации, созревания, роста и формирования необходимых качеств личности и способностей. Под психолого-педагогическим педагогическим сопровождением понимаем целостную деятельность всех участников образовательных отношений по выполнению комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности профессионального самоопределения обучающихся. По сути основой данного сопровождения является создание открытой профессионально-образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению и осознанному выбору педагогической профессии обучающимися. Создание такой среды обеспечивает, с одной стороны, степень социализации обучающихся образовательных организаций в интересах регионального рынка труда, с другой — учет интересов личности без ограничения свободы профессионально-образовательного выбора.

Организационно-методический компонент модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся включает в себя нормативные документы, регулирующие инновационную деятельность, программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, формы, методы и средства их реализации.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций осуществляется педагогами колледжа посредством разных моделей педагогических классов: профильные педагогические классы (МБОУ СОШ№ 9 г.Амурска) и педагогические классы пропедевтической направленности (МБОУ СОШ № 68 г.Хабаровска).

Особенностями профильных педагогических классов (традиционная модель) является обучение группы учащихся 10–11 классов относительно постоянного состава по дополнительной общеобразовательной программе «Введение в педагогическую профессию”, разработанной с учетом особенностей условий МБОУ СОШ № 9 г.Амурска и запросов обучающихся. Допрофессиональное образование старшеклассники получают за счет ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования. Обязательными для изучения являются основы психолого-педагогических знаний в занимательной форме и учебная педагогическая практика (педагогические пробы).

Особенностями педагогических классов пропедевтической направленности (модель модульной пропедевтики) является обучение группы учащихся 8 классов постоянного состава по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО и методических рекомендаций о содержании и организации внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности при реализации ФГОС ООО (письмо министерства просвещения РФ 18 августа 2017г. № 09–1672). Разработанная и реализуемая программа внеурочной деятельности «Профессиональная навигация” помогает раскрыть способности обучающихся, дает возможность попробовать себя в различных социальных ролях. Содержание программы включает пять модулей: «Я и мир профессий”, «Я и информационный мир”, «Я и мой мир”, «Мой проект”, «Мои пробы”. Содержание каждого модуля представлено отдельной самостоятельной программой.

Разработанные программы выстроены с учетом идей Л. В. Байбородовой, А. Г. Грецова, Е. А. Пахомовой, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой, Г. В. Резапкиной, А. С. Роботовой, С. Н. Чистяковой. Построение программ педагогических классов — модульное. Каждый из модулей имеет определенную цель и различные организационные формы, что позволяет включать элемент новизны на каждом занятии, поддерживать интерес у обучающихся.

В целом программы педагогических классов ориентированы на:

— формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности,

— формирование основы для сознательного управления своим развитием, помогает усвоить практические приемы и способы самокоррекции и самореализации.

Программы призваны обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. В отличие от традиционных методов обучения занятия в педклассе направлены, прежде всего, на развитие личности, коммуникативных умений, навыков межличностного взаимодействия и уверенного поведения.

В течение двух лет осуществляется работа каникулярных школ «Профессиональные пробы: перезагрузка”, «ПЕД-ТРЕК”, «Почувствуй себя студентом”.

Процессуально-деятельностный компонент модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся включает в себя: этапы реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и организацию взаимодействия участников проекта.

Реализация модели ориентирована на сетевое взаимодействие образовательных организаций, целью которого является создание оптимальных условий для удовлетворения познавательных интересов, склонностей и способностей обучающихся, их профессиональное самоопределение в сфере педагогических специальностей. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе принципов взаимности, равноправия участников сети, доверия, сетевой культуры, самоорганизации, самоопределения, ответственности.

Сетевое взаимодействие предусматривает обновление содержания пропедевтической и допрофессиональной педагогической подготовки, изменение ресурсного обеспечения, привлечение работодателей и профессиональных сообществ. Внутренняя сетевая структура такого взаимодействия предполагает совместное использование различных ресурсов, находящихся вне обязательного образовательного процесса, на основе соглашений и договоров о сотрудничестве.

Сетевое взаимодействие осуществляется как непосредственно, так и дистантно. Используются возможности обмена информацией через сеть Интернет, как адресно, так и путем размещения материалов в открытом доступе: на официальных сайтах образовательных организаций.

Для учащихся педагогических классов Бикинского и Вяземского районов организовано дистант обучение по программе «Введение в педагогическую профессию” (платформа Moodle). Для педагогов общеобразовательных организаций проводятся вебинары, например, «Новые возможности профессиональной ориентации в современных условиях развития профобразования”. Диссеминация инновационного опыта представлена на всероссийском вебинаре «Примеры и методические вопросы организации работы образовательных организаций, реализующих программы СПО педагогического профиля, в условиях дистанционной работы” (Гоголева И. И.), краевом вебинаре «Наставничество как механизм непрерывного педагогического образования в инновационной деятельности” (Гоголева И. И., Ильин П. В.).

Результативно-оценочный компонент модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся позволяет осуществлять контроль результатов и эффективности мероприятий «дорожной карты” проекта; корректировку, обновление содержания и технологий обучения.

Работа с педагогическими классами МБОУ СОШ № 68 позволила апробировать модель наставничества «студент — ученик”. Наставничество понимается нами как инструмент профессионального обучения по формированию компетенций, ценностей и смыслов профессиональной деятельности, преодолению образовательных дефицитов через педагогическое взаимодействие, доверительность общения и партнерство.

Наставниками выступили 9 студентов 2–3 курсов специальностей «Преподавание в начальных классах”, «Коррекционная педагогика в начальном образовании”, «Педагогика дополнительного образования”. Все наставники: ответственные, социально активные и креативные студенты, мотивированы к саморазвитию и позитивному изменению социальной реальности. Участники образовательных и творческих проектов в школе и колледже.

Взаимодействие наставников и наставляемых осуществлялось во время внеурочной проектной деятельности. Студенты-наставники курировали выполнение таких проектов, как «Многообразный мир профессий”, «Свободное время младших школьников — пространство развития”, «Медиабезопасность младших школьников”, «Здоровым — быть!", «Взаимоотношения современных поколений”, «Возможности использования элементов системы японского образования в российской школе”, «Особенности выбора профессии подростками”, «Электронные книги: польза и вред”, «Мотивы выбора педагогических профессий”, «Права подростков в современном мире”, «Домашние задания: за и против”, «Влияние вредных привычек на особенности поведения подростков”, «Употребление фразеологизмов в речи разными возрастными группами”, «Необычное в обычном: спички”, др. Проекты выполнялись, как индивидуально, так и проектными группами. Выбор тем осуществлялся восьмиклассниками самостоятельно с учетом их интересов и возможностей.

Практически все наставники отмечали востребованность взаимной заинтересованности наставляемых. 89 % студентов-наставников отметили комфортность общения со школьниками, т. к. незначительная разница в возрасте, схожесть увлечений и интересов, общение на «одной волне”. Все студенты выделили продуктивность формата групповых встреч с участниками проектных команд: совместное обсуждение вопросов, обдумывание проекта, выбор лучшей идеи и ее реализация; интерес к работе школьников, наблюдение за их свободой мышления, креативностью.

Наставник-студент оказывает педагогическое влияние на наставляемого посредством вовлечения в определенную деятельность с использованием разных методов (создание специальных условий, личный пример, консультирование, методы актуализации индивидуальной мотивации, методы управления межличностными отношениями и др.) и последующим обсуждением, осмыслением полученного опыта. В ходе встреч с подростками происходит наставление («прекрасная возможность «подтолкнуть” движение”), объяснение и обучение тому, что и как надо сделать, обмен информацией как по теме проекта, так и по другим интересующим темам («мы часто общаемся не только по теме проектов, школьники узнают о моем опыте, моем мнении о разных вещах, которые им интересны”). Постоянное взаимодействие наставника и наставляемых способствовало включению восьмиклассников в школьное сообщество, изменяя окружающую среду (например, проект «Сделай свою школу ярче” ориентирован на оформление школьной рекреации), развивая интересы младших школьников (проекты «Многообразный мир профессий”, «Свободное время младших школьников — пространство развития” и др.)..

Все студенты-наставники отмечали полезность приобретаемого опыта для других студентов педагогических специальностей. Наставничество помогает выстроить свою модель поведения и взаимодействия с детьми с учетом их возраста; совершенствовать организаторские и лидерские качества, качества наставника; приобрести опыт организации проектной деятельности, проведения мастер-классов, совместных мероприятий.

В заключение отметим, что реализуемая модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся выступает сложным инструментом, обеспечивающим интегрированный и индивидуально ориентированный подход в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Литература:

  1. Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. — Текст: непосредственный // Методология. — 2019. — № 3. — С.4–18.
  2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.] — Москва: Федеральный институт развития образования. — Москва: Издательство «Перо», 2014. — 38 с.
Задать вопрос