К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ)
Автор: Нагорнова Юлия Владимировна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 05.11.2020
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
Нагорнова, Ю. В. К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ) / Ю. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5677/ (дата обращения: 25.04.2024).
К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ)
Нагорнова Юлия Владимировна, педагог-психолог
Оренбургское президентское кадетское училище
В статье представлены результаты исследования базовых методов тренинга в рамках психологической подготовки к ЕГЭ.
Ключевые слова: метод, групповая дискуссия, игра, инструмент диагностики
Понятие «метод» указывает на существование определенного способа достижения какой-либо цели какого-либо процесса. В тренинговой работе понятие «метод» означает путь к достижению цели тренинга [1].
Принято выделять несколько базовых методов тренинга (несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе) [7].
Таблица 1
Базовые методы тренинга |
||
Групповая дискуссия |
По уровню организации |
структурированная |
неструктурированная |
||
По содержанию |
тематическая |
|
биографическая |
||
интеракционная |
||
Игровые методы /игра/ |
Ситуационно-ролевые игры |
|
Дидактические игры |
||
Творческие игры |
||
Организационно-деятельностные игры |
||
Деловые игры |
||
Имитационные игры |
||
Методы, направленные на развитие социальной перцепции |
Вербальные техники |
|
Невербальные техники |
||
Телесно-ориентированные методы |
||
Медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники |
||
Охарактеризуем базовые методы тренинга.
- Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить /или изменить/ мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия используется:
— как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон (это позволяет уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы),
— так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Классифицировать формы групповой дискуссии можно по разным основаниям (Таблица 2).
Таблица 2
Групповые дискуссии |
структурированные дискуссии |
задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок их проведения. |
неструктурированные дискуссии |
характеризуются пассивной ролью ведущего, их темы выбираются произвольно, время дискуссий формально не ограничивается. |
|
тематические дискуссии |
выделяют, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинга темы |
|
биографические дискуссии |
ориентированные на прошлый опыт |
|
интеракционные дискуссии |
материалом для которых служат структура и содержание взаимоотношений участников группы |
Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз [6,13].
Таблица 3
Фазы групповой дискуссии |
|
Ориентировка |
Определяется тема и цели дискуссии. Следует проследить, чтобы тема была понята всеми участниками в одном ключе. В противном случае разговор может оказаться бессмысленным |
Сбор информации |
Участники высказывают свои мнения, чувства, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы — целесообразно предложить участникам высказывать все возможные решения, которые приходят им в голову, исключая их критическую оценку |
Упорядочение |
Обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации, критическая оценка предложенных ранее вариантов решения поставленных проблем |
Завершение дискуссии |
Подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась конкретная проблема, формулируется способ ее решение. |
- Игровые методы (игра)
Игра в тренинге — символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность , отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего — тренера.
Игра как один из методов развития способствует развитию интеллектуальной эффективности, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции . Это способствует всестороннему развитию личности. Игра — способ активного получения знания о чем-либо. Проявляя активность, субъект/в нашем случае — кадет/ формирует свое «Я», свои взгляды на жизненные ситуации, учится сотрудничать.
И. В. Вачков приводит классификацию игр используемых в тренинговой работе [4].
— Операциональные игры определяются активностью, направленной на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий — хотя опять через взаимодействие с другими (иными словами, являются методом формирования технологических умений). К операциональным играм могут быть отнесены два типа игр: деловые и поступочные.
Деловая игра характеризуется моделированием предметного и социального содержания деятельности. В ней обрабатываются новые технологические умения, необходимые в будущем.
Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней «репетируются» такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.
Иногда, к деловой игре относят такие типы игр как дидактические, управленческие и профориентационные.
— Дидактические игры имеют цель преподнести некоторые новые знания и изменить представления участников. Такие игры раскрывают смысл и важность определенных знаний и, как правило, содержит задание учебного характера.
— Управленческие игры — метод тренировки профессиональных умений.
— Профориентационные игры помогают участникам в выборе сферы возможной профессионализации и соответствующего самоопределения.
Игра подразумевает, что полученная роль в процессе деятельности, точнее, человек, ее исполняющий, сможет отразить все особенности и черты человека, свойственные только ему одному, таким образом, проявить индивидуальность.
Согласно исследованиям А.Грецова [14], игры делят на разогревающие, сюжетные и ролевые, деловые и имитационные .
— Разогревающие игры (подвижные) помогают снять скованность, напряжение, настроить на работу и дают положительный эмоциональный заряд.
— Ролевая игра — примеряемая роль (социальная), которую человек играет/может играть в будущей жизни (врач, учитель, военный).
С помощью этого вида игры участник получает возможность увидеть себя в роли, которую либо выбрал сам, либо ту, которая досталась по жребию, и понять сможет ли он в жизни, а не в игре, взять на себя ответственность за действия, которые будет выполняться в связи с выбранной профессией.
Составителем отмечены сильные стороны игровых методов, которые проявляются при использовании их в условиях психологического тренинга, в том числе при подготовке к ЕГЭ.
Таблица 4
№ |
Особенность игрового метода тренинга |
Примечание |
1 |
Активная позиция занимающихся |
Это позволяет задействовать вполне понятные потребности подростков, которые при традиционном обучении обычно рассматриваются как помехи, например желание поговорить с соседями по парте и стремление к физической активности. Главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, получаемом участниками. Поэтому полученные в играх знания и умения личностны и легко актуализируются в самых разных видах деятельности |
2 |
Непредсказуемость результата |
Результаты большинства игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством |
3 |
Стимулирование мотивации |
Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в события, происходящие в группе |
4 |
Некритичность отношения |
Игровые методы относительно некритичны к числу участников |
Таким образом, мы можем сказать, что использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, весьма продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия психологической защиты.
Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, вербальные и невербальные коммуникативные умения, обретаются способы оптимального взаимодействия с другими людьми.
Литература:
- Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
- Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
- Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во «Питер», 2001 г. — 224 стр.
- Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М., 1994, кн. 1,2,3,4,5,6, 7
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс,2001.–318 с.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1997.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.
- Ли Д. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001–224 с.
- Макшанов С. И. Психология тренинга. — СПб.: Речь, 1997.
- Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально- психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.