К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.11.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Нагорнова, Ю. В. К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ) / Ю. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5677/ (дата обращения: 25.04.2024).



К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ)

Нагорнова Юлия Владимировна, педагог-психолог

Оренбургское президентское кадетское училище

В статье представлены результаты исследования базовых методов тренинга в рамках психологической подготовки к ЕГЭ.

Ключевые слова: метод, групповая дискуссия, игра, инструмент диагностики

Понятие «метод» указывает на существование определенного способа достижения какой-либо цели какого-либо процесса. В тренинговой работе понятие «метод» означает путь к достижению цели тренинга [1].

Принято выделять несколько базовых методов тренинга (несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе) [7].

Таблица 1

Базовые методы тренинга

Групповая дискуссия

По уровню организации

структурированная

неструктурированная

По содержанию

тематическая

биографическая

интеракционная

Игровые методы /игра/

Ситуационно-ролевые игры

Дидактические игры

Творческие игры

Организационно-деятельностные игры

Деловые игры

Имитационные игры

Методы, направленные на развитие социальной перцепции

Вербальные техники

Невербальные техники

Телесно-ориентированные методы

Медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники

Охарактеризуем базовые методы тренинга.

  1. Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить /или изменить/ мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия используется:

— как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон (это позволяет уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы),

— так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Классифицировать формы групповой дискуссии можно по разным основаниям (Таблица 2).

Таблица 2

Групповые дискуссии

структурированные дискуссии

задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок их проведения.

неструктурированные дискуссии

характеризуются пассивной ролью ведущего, их темы выбираются произвольно, время дискуссий формально не ограничивается.

тематические дискуссии

выделяют, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинга темы

биографические дискуссии

ориентированные на прошлый опыт

интеракционные дискуссии

материалом для которых служат структура и содержание взаимоотношений участников группы

Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз [6,13].

Таблица 3

Фазы групповой дискуссии

Ориентировка

Определяется тема и цели дискуссии. Следует проследить, чтобы тема была понята всеми участниками в одном ключе. В противном случае разговор может оказаться бессмысленным

Сбор информации

Участники высказывают свои мнения, чувства, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы — целесообразно предложить участникам высказывать все возможные решения, которые приходят им в голову, исключая их критическую оценку

Упорядочение

Обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации, критическая оценка предложенных ранее вариантов решения поставленных проблем

Завершение дискуссии

Подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась конкретная проблема, формулируется способ ее решение.

  1. Игровые методы (игра)

Игра в тренинге — символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность , отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего — тренера.

Игра как один из методов развития способствует развитию интеллектуальной эффективности, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции . Это способствует всестороннему развитию личности. Игра — способ активного получения знания о чем-либо. Проявляя активность, субъект/в нашем случае — кадет/ формирует свое «Я», свои взгляды на жизненные ситуации, учится сотрудничать.

И. В. Вачков приводит классификацию игр используемых в тренинговой работе [4].

Операциональные игры определяются активностью, направленной на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий — хотя опять через взаимодействие с другими (иными словами, являются методом формирования технологических умений). К операциональным играм могут быть отнесены два типа игр: деловые и поступочные.

Деловая игра характеризуется моделированием предметного и социального содержания деятельности. В ней обрабатываются новые технологические умения, необходимые в будущем.

Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней «репетируются» такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.

Иногда, к деловой игре относят такие типы игр как дидактические, управленческие и профориентационные.

Дидактические игры имеют цель преподнести некоторые новые знания и изменить представления участников. Такие игры раскрывают смысл и важность определенных знаний и, как правило, содержит задание учебного характера.

Управленческие игры — метод тренировки профессиональных умений.

Профориентационные игры помогают участникам в выборе сферы возможной профессионализации и соответствующего самоопределения.

Игра подразумевает, что полученная роль в процессе деятельности, точнее, человек, ее исполняющий, сможет отразить все особенности и черты человека, свойственные только ему одному, таким образом, проявить индивидуальность.

Согласно исследованиям А.Грецова [14], игры делят на разогревающие, сюжетные и ролевые, деловые и имитационные .

Разогревающие игры (подвижные) помогают снять скованность, напряжение, настроить на работу и дают положительный эмоциональный заряд.

Ролевая игра — примеряемая роль (социальная), которую человек играет/может играть в будущей жизни (врач, учитель, военный).

С помощью этого вида игры участник получает возможность увидеть себя в роли, которую либо выбрал сам, либо ту, которая досталась по жребию, и понять сможет ли он в жизни, а не в игре, взять на себя ответственность за действия, которые будет выполняться в связи с выбранной профессией.

Составителем отмечены сильные стороны игровых методов, которые проявляются при использовании их в условиях психологического тренинга, в том числе при подготовке к ЕГЭ.

Таблица 4

Особенность игрового метода тренинга

Примечание

1

Активная позиция занимающихся

Это позволяет задействовать вполне понятные потребности подростков, которые при традиционном обучении обычно рассматриваются как помехи, например желание поговорить с соседями по парте и стремление к физической активности.

Главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, получаемом участниками. Поэтому полученные в играх знания и умения личностны и легко актуализируются в самых разных видах деятельности

2

Непредсказуемость результата

Результаты большинства игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством

3

Стимулирование мотивации

Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в события, происходящие в группе

4

Некритичность отношения

Игровые методы относительно некритичны к числу участников

Таким образом, мы можем сказать, что использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, весьма продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия психологической защиты.

Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, вербальные и невербальные коммуникативные умения, обретаются способы оптимального взаимодействия с другими людьми.

Литература:

  1. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
  2. Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
  3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
  4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
  5. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
  6. Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во «Питер», 2001 г. — 224 стр.
  7. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
  8. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М., 1994, кн. 1,2,3,4,5,6, 7
  9. Кричевский Р. Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс,2001.–318 с.
  10. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1997.
  11. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.
  12. Ли Д. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001–224 с.
  13. Макшанов С. И. Психология тренинга. — СПб.: Речь, 1997.
  14. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально- психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.

Ключевые слова

игра, метод, групповая дискуссия, инструмент диагностики
Задать вопрос