Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 06.11.2020

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Пинюгина, Т. С. Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников / Т. С. Пинюгина, О. В. Позднякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5674/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.

Ключевые слова: ребенок, полоролевое воспитание, дошкольник, детско-родительский проект.

Среди выработанных обществом систем норм и ценностей особое место занимают половые роли. Гендерная социализация и ее результат — половая идентичность — предполагают освоение ролей и опыта полоролевого поведения, начиная с дошкольного возраста.

По определению Е. Н. Татаринцевой, полоролевое воспитание личности дошкольника — это социально и педагогически обусловленный процесс, в ходе которого дети овладевают полоролевым опытом на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, а также на основе самоопределения в культуре и социуме [7].

Однако многие традиционные ценности, включая семейные, полоролевые, детско-родительские и супружеские отношения, ныне претерпевают значительные изменения. Представления об эталонах мужского и женского поведения размываются. Все эти факторы осложняют выбор стратегии поведения детей.

Проблема полоролевого воспитания в той или иной мере затрагивалась многими учеными, начиная с античности (Аристотель, Пифагор, Платон), а также авторами более позднего периода (К. Маркс, Ф. Энгельс, З. Фрейд и др.). Целый ряд исследователей утверждает, что именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания полоролевой дифференциации и идентификации, становления полоролевого поведения и формирования маскулинных и феминных качеств (Е. Д. Еремеева, В. Е. Каган, И. С. Кон, Д. В. Колесов, Э. К. Суслова, Н. Е. Татаринцева, А. Г. Хрипкова и др.). В последние десятилетия вопросы воспитания и развития детей разного пола стали предметом изучения Л. В. Градусовой, Т. А. Репиной, О. А. Соломенниковой, Н. А. Баранниковой и других исследователей. Они утверждают, что, благодаря способности к подражанию, ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

В настоящее время необходимость целенаправленного полоролевого воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, признается ведущими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание рассматривается как важное направление нравственного воспитания дошкольников, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей. Содержание полоролевого воспитания отражает разные аспекты социальной культуры: нравственно-этический (правила, нормы взаимоотношений между людьми разного пола); семейно-бытовой (дифференциация домашних обязанностей, функций в соответствии с половыми признаками); гендерный (специфика внешнего вида, доминирующих видов деятельности, увлечений) [6].

Важной задачей полоролевого воспитания является формирование у детей чувства семейной принадлежности, приобщение к семейным ценностям. Необходимо знакомить детей с особенностями мужских и женских профессий, показать профессиональную деятельность родителей, вызвать интерес и уважение к их труду, приобщить детей к трудовым традициям семьи.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании различных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех участников педагогического процесса. Участие родителей в жизни своих детей не только в домашних условиях, но и в детском саду поможет им увидеть мир ребенка с его позиции, относиться к ребёнку как к равному себе, уважать ребёнка и не сравнивать его с другими детьми, знать его сильные и слабые стороны, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка, быть готовым к эмоциональной поддержке. Всего этого можно добиться лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе всеми участниками педагогического процесса.

Это приводит нас к необходимости поиска эффективной модели взаимодействия семьи и педагогов в этом воспитательном аспекте. В такой модели предполагается образование уникального воспитательного пространства с единым направлением развивающих воздействий, единством требований, последовательностью поведенческих стратегий, коррекцией деструктивных линий взаимодействия с ребенком. Родители и специалисты дошкольного образования должны обладать высоким уровнем педагогической компетентности в данном вопросе.

Одной из наиболее успешных форм работы по полоролевому воспитанию дошкольников нам видится проектная деятельность как форма сотрудничества взрослых и детей в различных, заданных темой проекта, сферах. К её неоспоримым преимуществам можно отнести возможность развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса, создавать атмосферу сотворчества детей и взрослых, реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию.

В целях изучения и совершенствования содержания, форм и методов взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников нами был проведён эксперимент по формированию полоролевых представлений у старших дошкольников. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 общеразвивающего вида п. Первомайский городского округа Истра.

На первом этапе эксперимента с целью выявления представлений о роли и занятости мужчин и женщин в семье, уточнения представлений о социальном статусе мужчины и женщины, определения уровня знаний об основных чертах мужчин и женщин, изучения представлений о различиях мальчиков и девочек нами была проведена диагностика. В основу методики мы взяли полустандартизированное интервью В. Е. Каган, диагностику уровня социализации мальчиков и девочек И. П. Шелухиной, интервью «Кто ты?» Н. Е. Татаринцевой. Следует отметить, что диагностика выявила в половине случаев низкий уровень сформированности полоролевых представлений у детей старшей группы. При этом качественный анализ показал, что гендерные стереотипы во многом размыты; у детей слабые представления о роли мужчины и женщины в семье и обществе.

С целью формирования у детей позитивной полоролевой идентичности с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, нами был разработан и реализован проект «Мальчики и девочки».

В ходе проекта решались следующие задачи:

– расширить представления о сходстве и различии людей по половому признаку;

– формировать эмоционально положительное восприятие себя и других детей своего и противоположного пола;

– воспитывать у детей культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками, доброе, внимательное отношение к старшим (научить заботливому отношению к старшим в своей семье, воспитывать стремление помогать им); создать условия для укрепления внутрисемейных связей;

– обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

– обогатить знания о позитивных примерах мужественного поведения, сформировать представления о специфическом поведении мужчин, в том числе как защитников Отечества;

– обогатить знания детей о позитивных примерах женственного поведения, закрепить и уточнить знания детей о женских профессиях.

В процессе внедрения проекта был запланирован и проведён целый ряд мероприятий с детьми и родителями, реализация которых, по нашему мнению, должна обогатить и расширить представления детей о принадлежности к полу, социальных ролях, присущих женскому или мужскому полу, а также повысить компетентность родителей в вопросах полоролевого воспитания и расширить их педагогический арсенал.

Работа над реализацией проекта и анализ его результатов показали, что достигнут целый ряд положительных результатов, а именно:

  1. Расширены представления детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях. Дети видят внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками. Сформировано адекватное представление о собственной половой принадлежности. Закреплено знание о круге увлечений, интересов и различных видов деятельности ребят в зависимости от половой принадлежности.
  2. Дети научились прогнозировать, моделировать свои действия как мальчика и как девочки, закрепили полоролевое поведение в различных социальных ситуациях.
  3. Дети стали внимательными друг к другу. В группе доброжелательные отношения между мальчиками и девочками. Научились различать индивидуальные особенности других детей. Воспитывается в детях культура взаимоотношений полов, адекватная полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье.
  4. Развиваются классификационные умения на примере предметов одежды и предметов трудовой деятельности мужчин и женщин.
  5. Формируются полоролевые ориентации и ценности, правильное понимание роли мужчины в обществе, ценностное отношение к себе как к человеку определенного пола.
  6. Наблюдается формирование у детей представлений о себе как о члене семьи, о значении семьи в жизни человека.
  7. Мы привлекли внимание родителей к полоролевому воспитанию ребенка.

Кроме того, следует отметить удовлетворительные результаты проекта и для родителей воспитанников. Обратная связь показала, что в ходе реализации проекта возникло детско-взрослое сообщество. Дети и взрослые стали союзниками, лучше узнали своего ребёнка, увидели его в разных ситуациях. Коллектив родителей сплотился. Взрослые получили возможность осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Проект расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их энергией, способствовал позитивным изменениям в семье, помог выстроить взаимодействие и сотрудничество между детьми и родителями.

Положительные результаты проекта продемонстрировала и проведенная после его реализации диагностика по той же методике. Из рисунка можно видеть, насколько выросли показатели сформированности полоролевых представлений у детей.

Сравнительная характеристика показателей уровней сформированности полоролевых представлений в группе при первичном и вторичном исследовании

Рис. 1. Сравнительная характеристика показателей уровней сформированности полоролевых представлений в группе при первичном и вторичном исследовании

Если на начальном этапе высокий уровень сформированности полоролевых представлений был обнаружен у 30 % воспитанников, в то время как низкий уровень выявлен у 50 % детей, то повторная диагностика выявила 80 % детей с высоким уровнем сформированности полоролевых представлений, а низкий уровень отсутствовал вовсе.

Кроме того, что проект достиг своей главной цели — повысить уровень сформированности полоролевых представлений у детей, он также помог повысить педагогическую грамотность родителей, сплотить детей и взрослых, оздоровить внутрисемейные отношения.

Таким образом, можно констатировать, что только объединение усилий педагогов и родителей является обязательным условием успешного решения задач по полоролевому воспитанию детей .

Литература:

  1. Баранникова H. A. Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: автореферат дисс.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Москва, 2009. — https://www.dissercat.com/content/polorolevoe-vospitanie-detei-v-protsesse-vzaimodeistviya-doshkolnogo-uchrezhdeniya-i-semi/read (дата обращения: 04.01.2020).
  2. Иванова О. И. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2006. — https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-polorolevogo-razvitiya-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta/read (дата обращения: 02.01.2020).
  3. Иванова С. А. Формирование полоролевой идентичности старших дошкольников средствами народной культуры: дисс. канд. пед. наук. — Владимир, 2009. — https://www.dissercat.com/content/formirovanie-polorolevoi-identichnosti-starshikh-doshkolnikov-sredstvami-narodnoi-kultury/read (дата обращения: 02.01.2020).
  4. Клюева Е. В., Красноярова П. А. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2. — С. 5–7. — URL https://moluch.ru/archive/103/24315/ (дата обращения: 16.09.2019).
  5. Коломийченко Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 12–25.
  6. Репина Т. А. Особенности формирования начал мужественности и женственности у дошкольников // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С.128–133.
  7. Татаринцева Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: дисс. доктора пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2011. — https://www.dissercat.com/content/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-i-praktika-polorolevogo-vospitaniya-detei-doshkolnogo-voz/read (дата обращения: 02.01.2020).
Задать вопрос