Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Канунникова, Л. В. Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе / Л. В. Канунникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5659/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и способом познания и действия последнего.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, системно-деятельностный подход, темперамент, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году как попытка объединить системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), и деятельностный (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Эльконин, В. В. Давыдов) [1]. Цель системно-деятельностного подхода — воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Системно-деятельностный подход, заложенный в основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (одаренных, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, мигрантов, сирот, детей из многодетных семей и других), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зон ближайшего развития ребенка [6].

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы развивается личность, способная выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны ее природе, удовлетворяют ее потребности в саморазвитии, самореализации [8].

К индивидуально-типологическим особенностям личности принято относить, гендерные, возрастные особенности, характер, направленность, эмоционально-волевую сферу, уровень развития КЭМ, темперамент. Феномен темперамента, его природа остаются на сегодняшний день до конца не исследованными и не понятыми. Тем не менее доказано, что у человека с рождения наблюдаются индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы.

Предположительно темперамент ребенка определяет способ познания и действия последнего, требования к условиям социальной адаптации и идентификации подрастающего человека.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Поэтому особенности темперамента сказываются в любой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Исследования показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Т. е. от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона.

Темперамент также проявляется в особенностях протекания психических процессов. Он влияет на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания и т. д. [2].

Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляться в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Поэтому образовательный процесс призван строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится полноценным участником [7].

Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности [4].

Учет индивидуально-типологических особенностей воспитанников при системно-деятельностном подходе является теоретически обоснованным и представляется нам наиболее эффективным в направлении достижения целей образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации. Так как одной из главных задач, стоящих перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, является продумывание наиболее удачных форм и методов организации образовательного процесса, при которых дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать.

Также знание темпераментных особенностей детей может выступать в роли инструмента при выборе наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Знание теории темперамента и умение определить тип последнего у воспитанника помогает найти индивидуальный подход, выстроить наиболее эффективное взаимодействие в рамках образовательного процесса.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18–22.
  2. Борисов, Д. Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики // Проблемы современного образования. — 2016. — № 5. — С. 134–141.
  3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — М,: ЭКСМО, 2004. — 512 с.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — Спб.: Питер, 2013. — 464 с.
  5. Ковалев, А. Г. Психология личности, изд. 3. — М.: «Просвещение», 2001. — 289 с.
  6. Малыгина, Л. Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы / Л. Е. Малыгина, А. В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — с. 12–15.
  7. Рассказова, Ж. В. Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС / Ж. В. Рассказова, З. М. Басиева // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1168–1170.
  8. Родина, Е. А. Системно-деятельностный подход как модель управления знаниями педагогов дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО // XX Царскосельские чтения. — 2016. — Т. II.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
Задать вопрос