Формирование музыкального восприятия у дошкольников с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 17.10.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Онуфриева, Е. А. Формирование музыкального восприятия у дошкольников с ОВЗ / Е. А. Онуфриева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5598/ (дата обращения: 24.01.2021).



Ключевые слова: музыкальная деятельность, ребенок

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные, необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Музыкальное воспитание в ДОУ компенсирующего/комбинированного вида является составной частью общей системы дошкольного обучения. Содержание образовательной деятельности способствует одновременному решению общеобразовательных и коррекционных задач. Коррекционные возможности музыкального искусства связаны с появлением у детей позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей.

Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности развиваются в процессе формирования осознанного музыкального восприятия, музыкально-эстетического сознания, эстетических эмоций, интереса, представлений о красоте. Содержание образовательной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное воспитание» содействует развитию самостоятельности детей при выборе содержания музыкальной деятельности и средств ее реализации.

Формирование основ музыкальной культуры осуществляется на основе развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыки, через развитие следующих способностей:

− способности целостного восприятия музыки: развитие эмоциональной отзывчивости, умения слушания и сопереживание художественному образу в его развитии, его осмысленности («чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, слушать» Шостакович Д. Д.);

− способности дифференцированного восприятия музыки: умение различать музыкальные средства выразительности. Согласно, Теплову Б. М., в понятие музыкальности «входит достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки».

Применяемые педагогические технологии (по способам, методам, средствам обучения) способствующие формированию способности целостного восприятия музыки:

1. Технология полихудожественного подхода (Маркова К. А.) основана на принципе синтеза разных видов искусств, направлена на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Для восприятия детям предлагаются одновременно (комплексно) разные произведения искусств (музыки, живописи, литературы). «…В комплексном воздействии искусств зерно всей системы художественного воспитания» Выготский Л. С. Синтезирующим элементом всех видов искусств выступают наиболее общие для них художественные средства: композиция, ритм, темп, интонация, художественные повторы, мелодия, и т. д. Визуальные образы в силу своей наглядности (живопись) и живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, помогают более глубоко прочувствовать музыкальный образ. Одновременное восприятие разных видов искусств (музыка, живопись, литература) более сильно воздействует на чувства, эмоции ребенка, тем самым способствует одновременно как музыкальному (развитию способности целостного восприятия музыки), так и целостному развитию личности ребенка. Дети познают искусство и познают себя через искусство. Произведения искусства синтезируются на основе нравственно-духовных ценностей, способствуя приобщению детей к нравственно-духовным ценностям: добра, красоты, любви, сочувствию.

Музыкальное восприятие строится, как активный творческий процесс, сочетается с собственной творческой деятельностью детей, удовлетворяя потребность детей в самовыражении.

Примерное содержание образовательной деятельности на основе технологии полихудожественного подхода представлено в таблице 1.

Таблица 1

Возраст детей

4–5 лет

Тема

«Портрет в искусстве. Радостный ребенок»

образовательные задачи

· Развивать способность определять характер музыкального произведения;

· развивать умение различать музыкальные средства выразительности (динамику, темп, регистр, тембр);

· развивать умение выражать характер музыки в движениях.

Воспитательные задачи

· Реализация принципа познай себя через другого; воспитание внимания к другому ребенку, его интересам и привязанностям (цветы, собака);

· сравнение себя с другими;

· воспитание аккуратности.

Музыкальное произведение

«Резвушка» Д. Б. Кабалевский

Изобразительное искусство

«Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»

Б. М. Кустодиев

Выход в активную деятельность

Музыкально-игровое творчество «Попрыгаем — порадуемся»

Применяемые педагогические технологии (по способам, методам, средствам обучения) способствующие способности дифференцированного восприятия музыки:

1. Игровые приемы, стимулирующие эмоциональные реакции ребенка:

  1. музыкально-дидактические игры, направленные на различение звуков по высоте, тембру, динамике, длительности (Зацепина М. Б., Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А.);
  2. элементы театрализации: (театр варежки, пальчиковый, плоскостной, бибабо), игрушки-забавы, которые позволяют в доступной детям игровой форме дать представления о музыке, ее выразительных возможностях: «Веселая, грустная девочка», «Какие гости к нам пришли?», «Кто в домике живет?» (для детей младшего и среднего возраста); «Цвет — настроение», «Солнышко и тучки» (для детей старшего возраста) и др.;
  3. игровые ситуации: с целью расширения и закрепления художественного словаря детей, характеризующего настроения музыкальных произведений и музыкальных образов, а так же активизации желания детей применять знания о музыке в анализе музыкальных произведений, высказывать свои предпочтения: «Волшебная шапочка » (младший, средний возраст). При прослушивании двух музыкальных произведений, ребенок, надевший «волшебную шапочку», словно заколдованный рассказывает о той музыке, которая ему больше всего понравилась, затем по желанию передает другому; «Копилка» (старший возраст). Дети «складывают» в копилку только те слова — определения, которые соответствовали характеру музыки; «Музыкальная цепочка» (старший возраст). После прослушивания музыкального произведения каждый ребенок по цепочки начинает: «А мне больше понравилась эта музыка, потому что… и др.;

2. Слушание музыкального произведения в сочетании:

  1. с показом иллюстрации по содержанию произведений;
  2. предметным моделированием (во время движения мелодии вверх — кукла идет вверх по игрушечной лесенке);
  3. двигательным моделированием музыкальных структур (хлопки, притопы и др.) при смене характера, частей, темпа музыки;
  4. с игрой на детских музыкальных инструментах (развитие умений подбирать музыкальные инструменты для инструментовки согласно характеру музыкального произведения);
  5. с наблюдением за движениями рук музыкального руководителя, играющего на фортепиано, за его эмоциональной настроенностью, мимикой (помогает детям в понимании средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра и т. д.);
  6. с тактильными ощущениями: по ладошке стучим пальчиками «маршируют солдатики» под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и др.;
  7. с действиями с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу и т. д.). Соответственно характеру музыки игровые действия помогают сопоставить музыкальный образ, выраженный средствами музыкальной выразительности, с реальным образом или явлением окружающего мира.

3. Сопоставление (сравнение):

  1. звуков окружающего мира и звучание музыкальных инструментов (Тютюнникова Т. Э.): создается атмосфера творческого исследования детьми звуковых возможностей каждого инструмента и исполнительских приемов на них, при этом у дошкольников формируются представления об окружающем мире, сенсорные эталоны, расширяется музыкальный кругозор, устанавливаются связи между качеством звучания и материалом, из которого изготовлены музыкальные инструменты. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением;
  1. музыкальных произведений (Радынова О. П.): способствует развитию осознанности восприятия, активизации интереса к музыке. Метод сопоставлений применяется на основе нарастания усложнения. На начальном этапе предлагаются для сопоставления контрастные музыкальные произведения, затем произведения с постепенным уменьшением контрастности образов. Усложнение прослеживается и по линии различения смены настроений в разделе формы (двух-, трехчастной), жанров музыки, средств музыкальной выразительности. Например:

— контрастные произведения, передающие разные чувства и настроения: «Новая кукла» П. И. Чайковский / «Болезнь куклы» П. И. Чайковский;

— произведения одного жанра: «Солдатский марш» Р. А. Шуман, «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский, «Марш» Д. Д. Шостакович;

— пьесы с одинаковыми (близкими) названиями: «Колыбельная» В. А. Моцарт, «Колыбельная» Н. А. Римский-Корсаков.

При формировании музыкального восприятия содержание образовательной деятельности определяется музыкальным репертуаром, конкретизирующим работу с детьми. Система принципов подбора репертуара направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения детей, активизацию проявлений творчества. Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. Подбор репертуара основан на произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки.

Основные принципы распределения музыкального репертуара:

− тематический: музыкальный репертуар распределен по темам, согласуется с перспективным комплексно — тематическим планированием ДОУ, с содержанием музыкальной образовательной деятельности в каждой возрастной группе;

− цикличности: некоторые темы и музыкальные произведения повторяются (в текущем учебном году или следующем) с новыми образовательными задачами с целью развития музыкальных способностей, улучшения запоминания музыкальных произведений;

− адаптивности: музыкальный репертуар в темах распределен и систематизирован с учетом постепенного усложнения.

Реализация данных принципов способствует поддержанию интереса к музыке, развитию процесса осмысленности восприятия, активизации желания проявить свое отношение к звучащей музыке.

Литература:

  1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей — М., 1961.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства — М. Просвещение, 1987.
  3. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников — Новосибирск НИПКиРО,2010.
  4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш — М: ТЦ Сфера,2009.
  5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке — М: ТЦ Сфера,2010.
  6. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников — М., 1982.
  7. Тютюнникова Т. Э., Л. Н. Алексеева А. И. Звуки окружающего мира: из чего родилась музыка? — М., 1997.
  8. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии — М., Издательский центр Академия, 2005.
  9. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду — М., 2005.
Задать вопрос