Автор: Рахматов Александр Ахмедович

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 27.11.2015

Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Специальная медицинская группа // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 79-81.



 

Научно-теоретический анализ показывает, что в первое десятилетие XXI века, несмотря на многие принимаемые социальные меры в здравоохранении, образовании и спорте, в Российской Федерации сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, то есть ежегодный рост уровня заболеваемости детей и подростков из тенденции конца прошлого века перерос в закономерность. К сожалению, количество учащихся отнесенных к основной медицинской группы за период обучения в школе снижается.

По данным Министерства образования РФ, только 12 % детей, поступающих в первый класс, практически здоровы (Ветошкина Е. А., 2014). Из года в год прогрессируют ухудшение состояния не только здоровья, но и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой на уроках. За последние годы заболеваемость школьников выросла на 18–20 % (Сажнева Е. В., 2012).

По данным специалистов (Казакова Т. Н., Вайнбаум Я. С.), за время обучения в школе число здоровых детей сокращается в пять раз. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозит нормальное физическое развитие. Наиболее типичные у школьников нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, различные формы сколиоза и т. д.), органов зрения, кардио-респираторной системы и негармоничное физическое развитие.

Школьникам, имеющим отклонения в здоровье и перенесшим какие-либо заболевания, а также длительно и часто болеющим особенно необходимо двигательная активность, от которой они зачастую освобождаются врачами. То есть школьникам, отнесенным к СМГ необходимы специальные программы, ориентируемые на уровень здоровья, физическую подготовленность, функциональное состояние их организма, специфику заболеваний и т. д.

Сегодняшние дети — это будущий трудовой потенциал страны, который будет обеспечивать гарантию социальных выплат и много другое. А с уменьшением их численности и снижением качества их здоровья немалая часть из них в будущем будет нуждаться в социальной помощи в виде пенсий по инвалидности, в стационарном лечении и реабилитации; их жизнедеятельность потребует значительных социальных затрат.

Таким образом, здоровье детей либо строится, и это требу ет (больших средств, усилий, культуры, самоотдачи от всего обществ либо разрушается, что происходит само собой, без затрат и усилий.

Поэтому неудивительно, что одной из главных проблем высших учебных заведений страны, непосредственно кафедр физического воспитания вузов, является здоровье поступающих абитуриентов, у физический потенциал. Поэтому привычной стала стойкая тенденция к увеличению контингента студентов специальной медицинской группы (СМГ).

В этом контингенте наблюдается рост студентов, не способных заниматься в группе и требующих по состоянию здоровья организации индивидуальных занятий, систематических консультаций и контроля за их самостоятельными занятиями. Это те студенты, которые полностью освобождаются врачами от практических занятий физической культурой.

В свою очередь, создаются определенные трудности специфики подготовки преподавателей для такого вида работы, определен для этого часов работы, расписания и т. п., так как в программе учебной дисциплины такие студенты даже не упоминаются.

Если профессорско-преподавательский состав вузов по работе студентами СМГ высказывает негативное мнение с указанием недостатков современной организации их физического воспитания единой программе, то в самих программах Министерства образования ничего десятилетиями не меняется.

Действующая в настоящее время программа третьего поколения учитывает степень и многоплановость нарушений в организме студентов СМГ, особенностей имеющихся заболеваний, уровня физического состояния, наличие в них студентов — инвалидов.

Значит, что содержание и направленность физического воспитания в СМГ вузов не отвечают современным требованиям и нуждаются в изменении с точки зрения их эффективности. Для этого необходимо признать, что состояние здоровья детей, школьник подростков, а значит абитуриентов является актуальной проблем государства.

Одно из решений этой проблемы является оптимизация двигательной активности студентов, посредством обучения их самостоятельному и творческому оздоровлению в долгосрочной перспективе.

Организация здоровье сберегающей деятельности в общеобразовательном пространстве должно включать взаимосвязь педагогического, медицинского и психологического сохранения здоровья студентов.

Важный принцип современного обучения — личностно ориентированный, дифференцированный подход в физкультурно- оздоровительной деятельности студентов СМГ наиболее целесообразен, так как осуществление дифференцированной коррекции физического воспитания этих студентов является обязательным условием в реализации задач учебного процесса.

В научной и учебно-методической литературе методы личностно ориентированного обучения трактуют как методы обучения, применение которых предполагает учет личностных характеристик и возможностей обучающихся, их возрастных и психологических особенностей, характера, волевых качеств, способностей и интересов.

Этот подход позволил нам создать организационно — педагогические условия оптимизации физического воспитания студентов СМГ, использовать средства в зависимости от характера и проявления структурных и функциональных изменений в организме, обусловленных патологическими процессами и улучшить их физическое состояние, подготовленность.

Существенным повышением эффективности физического воспитания студентов, которые должны стать для них потребностью, являются самостоятельные занятия по индивидуальным программам оздоровления, носящим прежде всего лечебно-профилактическую и оздоровительную направленность. Эти программы и задания расширяют диапазон двигательных действий, улучшают уровень психофизической подготовленности студентов, их знания и умения по преодолению имеющихся заболеваний и отклонений в здоровье, служат общему укреплению организма, повышают работоспособность. То есть студент создает свое собственное образовательное пространство, соответствующее его индивидуальным особенностям.

Именно самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования в условиях быстрого обновления знаний.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в процессе обучения и должна стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому ее организации должно уделяться особое внимание для студентов всех медицинских групп.

Характерной особенностью личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов СМГ является гибкость построения программного учебного материала, адекватность содержания физической подготовленности и индивидуальному функциональному состоянию, способностям, возможностям, уровню здоровья, характеру заболевания каждого студента.

Огромную роль в работе со студентами СМГ играет профессиональная подготовка преподавателя, уровень его знаний для создан множества различных квалифицированных, эффективных, индивидуальных программ и тесного взаимодействия его со студентами которые должны чувствовать его заинтересованность в улучшении их физического состояния, поддержке в достижении поставленных целей.

В настоящее время условия жизни вынуждают современного человека к непрерывному и активному участию в образовательной деятельности. Преподаватель же просто обречен на необходимость непрерывного общекультурного и профессионального образования как способа быть востребованным на современном рынке образовательного труда.

Таким образом, современная реализация нового содержания образования в области физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе строится на основе индивидуальных программ, личностной ориентированности в их самостоятельных занятиях.

 

Литература:

 

  1. Вилъчук К. У., Харкевт ОН Медицинские новости. Т. 2. 2007.
  2. Здоровье детей: социальное философские аспекты // Медицине новости. 2008. № 12
  3. Крылова Л. М. Индивидуальный подход в занятиях студентов. материалов научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания в вузе». М.: МГСУ, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): физического воспитания, физического воспитания студентов, студентов СМГ, физического состояния, физического воспитания вузов, воспитания студентов СМГ, физического воспитания единой, физического воспитания в СМГ, работа студентов, коррекции физического воспитания, в организме студентов СМГ, эффективности физического воспитания, в области физического воспитания, деятельности студентов СМГ, двигательной активности студентов, сохранения здоровья студентов, воспитании студентов СМГ, студентами СМГ, студентов специальной медицинской, уровня физического состояния.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос