Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Ярымчук, Т. Е. Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями / Т. Е. Ярымчук, Т. А. Лазарева, В. С. Артамонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5545/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, коррекционное сопровождение, дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование.

В условиях современных социально-экономических преобразований в стране и в мире, кардинально изменивших социокультурную ситуацию и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобрела проблема образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного образования. Каждый ребенок имеет право на развитие, образование и обогащение социального опыта, поэтому остро встает проблема организации доступной среды для его развития.

В условиях быстрых изменений в общественной жизни, стремительного развития информационных технологий общеобразовательная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании. Так как в условиях дистанционного обучения учащийся приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.

К сожалению, имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, которые обусловлены следующими факторами: отсутствие информационно-технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные особенности дистанционного коррекционно-педагогического сопровождения является:

− отсутствие личного контакта, взаимодействие проходит посредством технических средств коммуникации;

− отсутствие жесткого расписания, дети могут выполнять задания в своем темпе;

− индивидуализация обучения (адаптация уровня и формата коррекционного материала, исходя из индивидуальных особенностей ребенка с ООП).

Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с учителем в ходе обучения.

Однако при организации дистанционного обучения необходимо наличие современного технического оснащения, а также высокий уровень знания компьютерных технологий со стороны педагогов. Для реализации дистанционного образования необходимо:

− рабочие места с выходом в Интернет, предназначенные для учителей;

− рабочие места, предназначенные непосредственно для обучающихся;

− компьютеры с периферийными устройствами общего назначения: сканер, принтер и web-камера;

Несомненно, что современный педагог, работающий в школе, должен владеть всеми техническими средствами и выстраивать соответствующий этому процесс обучения и коррекции. Поэтому каждый год проводятся курсы по повышении квалификации, для подготовки каждого педагога к прогрессивным условиям работы.

При организации дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо помнить, что неотъемлемым участником образовательного процесса является родитель, только тогда обучение ребенка будет эффективным. К главным условиям эффективности можно отнести:

− контроль выполнения рекомендаций по использованию компьютера и Интернета, безопасное количество времени;

− контроль выполнения заданий и соблюдения рабочего график;

− обеспечение безопасного рабочего места для ребенка, обучающегося на дому с использованием дистанционных технологий.

В результате совместного обсуждения педагога и родителями могут быть подобраны оптимальные формы работы и объем учебной нагрузки, которые могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающегося. Родители должен ознакомиться с такими формами дистанционных технологий, как:

− онлайн-занятия посредством видеозвонка (Skype, Zoom);

− использование электронной почты;

− использование платформы Google classroom;

− использование платформы Bilimal и т. д.

Дистанционная форма обучения также дает возможность слаженной работы в рамках коррекционно-развивающей и консультативной работы специалистов службы сопровождения. Коррекционное сопровождение можно рассматривать как комплексную технологию поддержки и помощи обучающимся и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Компьютер используется как средство коррекции на всех этапах образовательного процесса: при объяснении новой темы, закреплении, повторении и контроле. Специалисты службы сопровождения в рамках коррекционно-развивающих занятий могут использовать специально подобранные компьютерные игры на развитие внимания, мышления, памяти, при этом обучающийся не сравнивает себя с другими, а фиксируются только его личностные успехи. Наиболее часто используемыми программами, используемыми на занятиях с применением дистанционных образовательных средств, являются Word, Power Point. Текстовый редактор очень помогает в коррекционно-логопедической работе. Например, в Word можно напечатать крупным шрифтом слоги и дать задание составить из них слова; напечатать слова без пробелов и ребенку необходимо найти границы слова и разделить слова чтобы получилось предложение; напечатать текст с лишними неподходящими по смыслу словами, которые ребенку необходимо найти и удалить и т. д.

Дистанционное обучение позволяет обучающимся с особыми образовательными потребностями иметь связь со своими одноклассниками, учителями и быть полноценным членом коллектива. Это способствует формированию адекватной самооценки и развитию коммуникативных способностей ребенка.

Практическое внедрение дистанционного обучения доказало, что значительно расширяются возможности для получения качественного образования обучающимися с ООП, появляются различные варианты организации процесса обучения, возможность выбора места обучения, составления индивидуального расписания. Дистанционное обучение помогает обучающимся получить навыки коллективной работы и позволяет ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Литература:

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2009.
  2. Гайдукевич С. Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. — Минск: Четыре четверти, 2007. — с. 34
  3. Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М, «МИРОС», 2010. — с. 15
  4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. — М.:Владос, 2012. — 167 с.
  5. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. — М.; Владимир: Транзит ИКС, 2009. — 247 с.
  6. Сорокоумова, С. Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13. — № 2(3). — 2011. — С. 618–620.
  7. Сорокоумова, С. Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. — Н. Новгород: НГПУ, 2011. -43 с.
Задать вопрос