Эксперименты с водой в 2–3 года (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.09.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Шершень, К. А. Эксперименты с водой в 2–3 года (из опыта работы) / К. А. Шершень. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5508/ (дата обращения: 23.01.2021).



Дети любят эксперименты, для них это способ познания мира. В возрасте от двух до трех лет малыши активно изучают окружающий мир. В этом возрасте нужно много разговаривать и обсуждать, что они видели. Важно показывать и знакомить с явлениями и предметами повседневной жизни: вода, продукты питания, трава, насекомые, радуга, солнечные зайчики. Задача воспитателя и родителя — сделать непонятное понятным. Знакомство лучше проводить в игровой форме, используя при этом простые действия и слова.

Так малыши первой младшей группы Детского сада № 237 ОАО РЖД поселка Амазар Забайкальского края познакомились с водой в процессе игры — эксперимента «Вода, водичка — поиграем» .

В процессе занятия были поставлены следующие задачи:

  1. Образовательная. Сформировать представления детей о свойствах воды, расширить словарный запах словами «льется», «мокрая», «жидкая», «горячая», «холодная».
  2. Развивающая. Стимулирование речи детей путем общения во время игры.
  3. Воспитательная. Дети учатся правильно обращаться с водой.

Для игры потребуется: тазик с водой комфортной температуры, тазик с горячей водой, тазик с холодной водой, пузырек с водой, резиновые рыбки или любые другие резиновые игрушки, пластиковые стаканчики, аудио проигрыватель, аудио со звуками воды.

Место проведения: двор детского сада.

Ход игры-эксперимента:

Воспитатель собирает детей на детской площадке, включает аудио «звуки воды», начинает вводную часть.

Вводная часть.

Воспитатель показывает детям пузырек с водой. Просит детей выставить руки вперед и капает несколько капель каждому на ладошки. Спрашивает у малышей, что они держат в руках.

Начинается пальчиковая игра «Водичка, водичка». Воспитатель водит пальчиком по ладошке и просит детей повторять движения.

«Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

После вводной игры начинается основное действие. Воспитатель предлагает малышам продолжить играть с водой.

F:\лето\DSC_1619.JPG

Основная часть

Воспитатель ведет детей к месту, где расположена вода с помощью подвижной игры «По ровненькой дорожке» .

Воспитатель читает стих и показывает движения, которые там описаны.

«По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, — дети идут шагом вслед за воспитателем

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, — дети прыгают на двух ногах

По камешкам, по камешкам.

В яму — бух!» — дети приседают на корточки

Игра приводит к тазику с водой.

Воспитатель читает вопросно-ответный стих:

«Где ваши ладошки?

Тут, тут, тут!

А в ладошках ваших пальчики живут».

После стиха воспитатель предлагает поздороваться с водичкой, показывает движения, которые повторяют дети:

Сначала здороваются пальчики. Малыши прикасаются по очереди каждым пальчиком к воде сначала одной рукой, потом второй, потом пальцами обеих рук.

Далее воспитатель читает стих с движениями и повторяет их на поверхности воды, чтобы дети делали то же самое.

F:\лето\DSC_1624.JPG

«Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять

Спрятались в кулак опять».

После воспитатель читает уже другой стих с описанием движений, слегка касается пальцами воды.

«Большие ноги идут по дороге: Топ-топ-топ-топ.

Маленькие ножки бегут по дорожке:

Топ -топ-топ-топ».

Большие ноги показывают кулачками, маленькие — пальчиками.

Далее воспитатель предлагает полностью опустить ладонь в тазик с водой. В воде малыши разжимают и сжимают кулачки, стараясь при этом как-бы взять воду в руки.

Воспитатель задает вопрос группе: «Что сделала водичка с ручками?» И отвечает вместе с детьми: «Намочила руки. Они теперь мокрые».

Для закрепления понятия «вода — мокрая» воспитатель проводит эксперимент с водой и деревянной доской .

Малыши мочат руки в тазике с водой, а затем оставляют следы ладошек на доске. При этом воспитатель объясняет, что вода всегда оставляет мокрые следы после себя.

F:\лето\DSC_1625.JPG

Проводится опыт «Вода — жидкость»

Воспитатель берет два стаканчика, один пустой, один с водой. Переливает воду из одного стаканчика в другой.

В процессе задает детям вопрос: «Что происходит с водой?». И отвечает вместе со всеми: «Вода льется».

Далее воспитатель объясняет, что вода льется, потому что она жидкая. И именно поэтому ее называют «жидкостью».

F:\лето\DSC_1629.JPG

После экспериментов вновь проводится игра «по ровненькой дорожке» , чтобы размять детей.

Воспитатель приводит детей на место, где проводит игру «Перенеси рыбок» .

Ход игры:

Воспитатель заранее ставит два тазика, один с горячей, другой с холодной водой. В таз с холодной водой он кладет резиновые уточки, таз с горячей водой ставит примерно в трех метрах.

Дети выстраиваются в колонну перед тазиком с холодной водой, где плавают резиновые уточки. Далее каждый по очереди переносит одну уточку в тазик с горячей водой.

F:\лето\DSC_1640.JPG

После того как все уточки попали в таз с горячей водой, воспитатель собирает детей вокруг него. Просит каждого опустить пальчик в воду и рассказать, какая водичка. Упор делается именно на температуру. Воспитатель рассказывает, что вода может быть горячей и ей можно обжечься, как и огнем.

Далее воспитатель ведет детей к тазу с холодной водой и просит опустить пальчик туда. Опять спрашивает, какая водичка. Рассказывает, что вода также может быть и холодной.

Заключительная часть:

Дети собираются вместе, воспитатель задает им вопросы:

— «Какая бывает вода?»

— «А вода может обжечь?»

— «Вода может оставлять следы после себя?»

— «Вы можете взять водичку в руки?»

— «Почему вода льется?».

Если малыши не могут ответить на вопросы, то это делает воспитатель.

После ответов на вопросы воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

«Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!»

Далее дети возвращаются в группу и смотрят мультфильм «Волшебница вода».

В ходе эксперимента дети знакомятся со свойствами воды, узнают, какой она может быть. Вода для них больше не неизвестное вещество, они знают, что это. Обучение в игровой форме не утомляет их, для них это просто игра.

Задать вопрос