Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.08.2020

Статья просмотрена: 627 раз

Библиографическое описание:

Важенина, Н. Н. Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста / Н. Н. Важенина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5494/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье исследуется проблема создания эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста. На основе положений ФГОС ДО рассматривается понятие «развивающая образовательная среда». В опоре на «Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» сделан анализ условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей в условиях среды ДОУ. Особое внимание уделено анализу важнейших компетенций педагога, позволяющих ему обеспечивать эмоциональный комфорт развивающей среды ДОУ для детей раннего возраста.

Ключевые слова: развивающая образовательная среда, эмоциональный комфорт, дети раннего возраста, ДОУ, компетенции педагога.

Материалы научных исследований как в России, так и за рубежом свидетельствуют о том, что раннее детство — это не только время, когда дети особо восприимчивы ко многим факторам риска. Это также и необычайно значимый для них период в жизни, когда позитивный эффект от различных развивающих мероприятий приносит двойную отдачу, а негативное воздействие факторов риска хорошо поддается смягчению и коррекции [4].

Сегодня как учеными-методистами, так и педагогами-практиками повсеместно признается, что одним из ключевых условий эффективного развития дошкольников, особенно — детей раннего возраста, в условиях дошкольных образовательных учреждений является качественно организованная, разнообразная и — главное — комфортная для детей с эмоциональной точки зрения развивающая среда ДОУ.

Л. А. Максимова в своем диссертационном исследовании в связи с этим справедливо подчеркивает, что окружающая среда выступает «важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние» и что разнообразные и качественные эмоции у детей «не возникают сами по себе, а формируются под влиянием среды» [5, с.7].

Вопросам правильной организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении сегодня значительное внимание уделяет новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из ключевых в стандарте названа задача формирования в дошкольных образовательных организациях России социокультурной развивающей образовательной среды, которая бы соответствовала возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (пп.8 п.1.6) [1].

В целом под развивающей образовательной средой ДОУ ФГОС ДО понимает «систему условий социализации и индивидуализации детей» (п.2.4) [1]. Важнейшими аспектами развивающей образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, согласно стандарту, являются:

– предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

– характер взаимодействия со взрослыми;

– характер взаимодействия с другими детьми;

– система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому (п.2.8 ФГОС ДО) [1].

На необходимость обеспечения эмоционального комфорта детей раннего возраста как на одно из базовых качеств, которым должна обладать развивающая образовательная среда ДОУ, было прямо указано еще ранее, до принятия ФГОС ДО, в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» [2].

Концепция исходит из того, что эмоциональный комфорт рассматривается как состояние уверенности, спокойствия, удобства, при котором ребенок всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги.

В «Концепции…» обеспечение эмоционального комфорта и благополучия каждого ребенка, а также развитие положительного самоощущения детей названы в качестве приоритетных задач ДОУ.

«Концепция…» ориентирует дошкольные образовательные учреждения России на формирование такой образовательной среды, которая бы способствовала «эмоционально-ценностному, социально-личностному (…) развитию ребенка и сохранению его индивидуальности» [2].

Эмоционально комфортной для детей раннего возраста может считаться такая развивающая среда ДОУ, которая обеспечивает поступательное и гармоничное личностное становление ребенка, полноценное формирование у него необходимых возрастных психологических новообразований, развитие навыков конструктивного, эмоционально адекватного и сбалансированного социального взаимодействия с окружающими людьми.

Только в эмоционально комфортной, лишенной различных стрессоров развивающей образовательной среде ДОУ у ребенка может происходить последовательное формирование важнейших и жизненно необходимых для него навыков — когнитивных, перцептивных, речевых, моторных и — главное — саморегуляционных и социоэмоциональных.

Качественно организованная и адаптированная под возрастные потребности детей раннего возраста развивающая образовательная среда, создающая вокруг них эмоционально комфортную атмосферу, учитывающая базовые эмоциональные потребности детей, позволяет полноценно развиваться способностям дошкольников, дает им возможность приобретать необходимые знания в области понимания человеческих эмоций, их значения, а также формировать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, готовность вести совместную деятельность со сверстниками, уважительно относиться и испытывать глубокие чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Все это в конечном итоге является тем необходимым базисом, на котором осуществляется всестороннее социаально-коммуникативное развитие детей в течение всего периода дошкольного детства.

Можно говорить о том, что развивающая образовательная среда ДОУ должна выступать своеобразным «коконом», полноценно и эффективно питающим все актуальные эмоциональные потребности детей раннего возраста, создавать вокруг них атмосферу необходимой комплексной заботы обо всех важнейших сторонах жизни малышей — об их здоровье, питании, безопасности, обучении и т. д. Умело сформированная вокруг детей раннего возраста, эмоционально комфортная развивающая среда дает возможность сократить негативное влияние возможных неблагоприятных бытовых или социально-экономических условий жизни детей в конкретных семьях, что в немалой степени содействует физическому и психоэмоциональному здоровью дошкольников.

Педагоги как организаторы развивающей образовательной среды могут активно влиять на формирование различных ее компонентов, обеспечивающих эмоциональный комфорт пребывания дошкольников в ДОУ. В частности, при организации занятий с детьми раннего возраста они должны выбирать сообразные возрасту и началам общественной нравственности моральные и эмоциональные стимулы, создавать для малышей управляемые ситуации эмоциональной разгрузки, учить детей раннего возраста правильному пониманию, осознанию своих и чужих эмоций, а также навыкам социально допустимого выражения эмоций, снятия эмоционального напряжения, разрешения конфликтов.

Крайне важно, чтобы сам педагог, взаимодействующий с детьми раннего возраста, был эмоционально устойчив и обладал развитыми навыками управления эмоциями и умел эффективно управлять эмоциональным состоянием всех участников образовательного процесса в ДОУ [3, с.122].

Важнейшими компетенциями педагога ДОУ, непосредственной связанными с успешностью его работы по формированию эмоционально комфортной образовательной среды для детей раннего возраста, являются умения:

– учитывать эмоциональное состояние детей раннего возраста и на этой основе поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в детском коллективе ДОУ;

– смягчать отрицательные проявления возрастных кризисов у детей и кризисы их взаимоотношений с окружающими посредством обучения конструктивным формам взаимодействия;

– создавать в детском коллективе ДОУ атмосферы терпимости друг к другу, развивать у детей раннего возраста стремление к сотрудничеству, конструктивному, неконфликтному взаимодействию друг с другом;

– своевременно выявлять признаки возможных нарушений в эмоциональном развитии детей (признаки психатоподобного поведения, дефицита внимания (гиперактивности), агрессивности, аутизма и др.),

– консультировать родителей детей по этим вопросам и давать им своевременные корректные рекомендации о необходимости обращения к соответствующим профильным специалистам;

– самостоятельно вести профилактику непатологических эмоциональных проявлений у детей раннего возраста (в частности, агрессии);

– быть готовым к совместной работе с психологом и дефектологом по педагогической коррекции имеющихся у детей нарушений психоэмоциональной сферы.

Принципиально важно в деятельности педагога ДОУ избегать практики создания психотравмирующих ситуаций, действие которых может приводить к формированию у дошкольников так называемого феномена эмоциональной депривации, способного приводить к задержкам физического и психического развития детей, к формированию у них негативных эмоционально обусловленных личностных новообразований (страхов, коммуникативных барьеров, невротических и психопатологиеских комплексов и др.).

Обобщая сказанное, можно констатировать, что эмоционально комфортная развивающая среда при работе с детьми раннего возраста является важнейшей предпосылкой для формирования уравновешенной, эмоционально развитой личности ребенка, предотвращения ситуаций эмоциональной депривации детей и развития последствий этого в виде отсутствия у них теплых чувств к окружающим, лживости, враждебности, поверхностности и неглубокого отношения к людям и др.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. № 265.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования Российской Федерации 17.06.2003 г. — URL: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 28.02.2020).
  3. Лопатинская, И. С. Эмоционально благоприятная среда обучения — условие результативности работы педагога / И. С. Лопатинская. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/38789/1/Эмоционально-благоприятная %20среда %20обучения.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
  4. Максимова, Л. А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста / Л. А. Максимова: дис… канд. пед. наук. — Екатеринбург: [б. и.], 2007. — 178 с.
  5. Содействие развитию детей раннего возраста: от научных данных к масштабным мероприятиям. Сводный обзор серии публикаций журнала The Lancet. 2016 г., октябрь. — URL: www.who.int/maternal_child_adolescent/news_events/news/ecd-lancet-exec-summary-ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 01.03.2020).

Ключевые слова

ДОУ, дети раннего возраста, развивающая образовательная среда, эмоциональный комфорт, компетенции педагога
Задать вопрос