Здоровьесберегающий аспект применения информационных средств обучения и технологий в дистанционном обучении периода пандемии коронавируса | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 11.08.2020

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Мартьянов, Е. Ю. Здоровьесберегающий аспект применения информационных средств обучения и технологий в дистанционном обучении периода пандемии коронавируса / Е. Ю. Мартьянов, Е. Г. Мартьянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5472/ (дата обращения: 23.01.2021).



В условиях пандемии коронавируса особое значение принимают здоровьесберегающие технологии в процессе дистанционного и будущего очного обучения в 2020–2021 году. Если провести ревизию публикаций в СМИ и периодических изданиях о образовательном процессе в период пандемии covid-19, то значительное количество статей будет посвящено проблеме физической, моральной и эмоциональной усталости участников образовательного процесса. [1], [2] Частично это происходит из-за формализации образовательного процесса. Сам формат дистанционного обучения также предполагает глубокое погружение и большую отдачу, чем в привычной классно-урочной форме. Авторский коллектив федерального института развития образования в своей научной работе отмечает: «…Очевидна существенная нагрузка педагогов, которые при минимуме личных домашних дел посвящают все дневное (и вечернее, и ночное) время обеспечению образовательной деятельности, коммуникации…». [2, c. 28] Та же цитата может быть применима и к ученикам. В своей статье автор представляет обзор проблем, связанных со спецификой дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, а также предлагает траекторию и маршруты минимизации негативных последствий.

Формализация дистанционного обучения — один из негативных факторов, влияющих на здоровье школьников. Ученик попадает в жёсткие условия сдачи проектов и домашних заданий, когда невыполнение, грозит негативными последствиями и плохими оценками. Фактически, ребёнок попадает во взрослые отношения работника и работодателя. Автор статьи, работающий педагог, в режиме дистанционного обучения неоднократно сталкивался с жалобами учеников на жёсткий регламент подготовки и сдачи домашних заданий. При этом учителя выступают в роли «начальника»: задают сколько хотят и требуют сдать работу, когда хотят. В условиях дистанционного обучения очень сложно регулировать правомочность требований: известен ряд публикаций по вопросам в отношениях работодателя и работника в период пандемии COVID-19 (требовалось быть на связи круглосуточно, сдача заданий и проектов могла выполняться в любое время суток). Перенос подобной системы отношений в учебный процесс приведет к стрессам, конфликтным ситуациям и негативным моментам. Автор статьи считает, что организация выдачи домашних заданий и контрольно-измерительных материалов в дистанционном формате должна пройти определенную стандартизацию, желателен внутренний контроль в методическом объединении образовательной организации. Процесс обучения не должен превращаться в стресс, а быть комфортным для ученика и учителя.

Время, проводимое за компьютером, ноутбуком и планшетом выросло в разы, а значит, возросла нагрузка и на глаза ребёнка. Здесь здоровьесберегающие технологии сталкиваются со спецификой дистанционного образовательного процесса, — просмотр и разбор видеоурока занимает больше времени, чем привычный урок, поиск в интернете информации, работа с материалами — всё это кратно увеличивает время на подготовку к домашнему заданию. 100 % материалов представляют собой зрительную информацию, то есть на глаза ученика приходится дополнительная нагрузка. И, хотя в каждой образовательной организации ведется контроль за нагрузкой в дистанционном режиме, осуществляется он формально. Ученик, стремящийся к хорошей оценке, всё равно будет больше времени проводить за компьютером, ответственно работая над заданием. Автор настоятельно рекомендует обратиться к результатам социологического исследования авторского коллектива, цитируемой ниже научной работы, «…понятно, что есть определенные на правительственном уровне ограничения, связанные с ситуацией по борьбе с коронавирусом, однако необходимо искать пути для сохранения физического и психического здоровья молодежи. Ведь минимум физической активности, ограничения в общении, максимум работы за компьютером могут привести к серьезным зависимостям и заболеваниям». [2, c. 31]

Решение проблем зрительной нагрузки, и, как результат, физического и эмоционального перенапряжения, представляется автору введением системы «подкастов», аудиоуроков и комментариев, когда ученик может воспринимать слуховую информацию, а зрение не несет серьёзной нагрузки. Подкасты и звуковая информация на данный момент чрезвычайно распространены в таких областях как журналистика, блогосфера, культура, искусство, однако образование обходит образовательные аудиоуроки стороной. По нашему мнению, создание системы аудиоуроков, звуковых комментариев и материалов может выгодно сказаться на здоровье участников процесса дистанционного обучения.

Одной из важных проблем здоровьесбережения в дистанционном обучении является отсутствие как таковой системы контроля за здоровьем участников образовательного процесса: невозможно контролировать сколько ученики проводят времени за компьютером, нельзя осуществлять какие бы то ни было объективные социальные мониторинги. То же можно сказать и об учителе. В результате получается результат, когда мотивированная часть учащихся и учителей отдают последние физические и ментальные резервы, а относящиеся формально к учебному процессу, не делают абсолютно ничего. Обратимся к исследованию редакционного коллектива портала «Ведомости». В статье представлены отзывы родителей, чьи дети получили падение уровня зрения за период дистанционного обучения. [1] Необходима системная работа с учениками и педагогами, создание памяток, рекомендаций и руководств по работе в дистанционном режиме. Желательно, как можно дальше держаться от формализации образовательного процесса. Основная нагрузка по решению данной проблемы будет лежать на плечах педагогов, в первую очередь, и классных руководителей. Каждый учитель должен работать над «экосистемой» своей деятельности в дистанционном образовательном процессе: представление ученикам различных форм заданий, дифференцированных по уровню сложности и обученности учеников класса. Рассылка сообщений для классов и для отдельных учеников, где разъяснились бы рамки сдачи домашних заданий, — в данном вопросе формализация должна быть сведена к минимуму. Суммируя вышесказанное, педагог должен регулировать время и форму работы, которые ученики уделяют предмету.

Нестандартные формы заданий. Основная проблема дистанционного обучения заключается в том, что ученик постоянно находится за рабочим местом, осуществляя решение учебных задач и поиск информации в сети интернет. Выгодным решением данной проблемы будет составление нестандартных заданий для обучающихся. К подобным идеям можно отнести съёмку, монтаж и обработку собственного видеоролика (экскурсии, блога, мастер-класса), съёмку фотоматериала с последующей его обработкой в редакторах растровой графики, создание интерактивных квестов и проч. К примеру, домашнее задание о составлении видеоролика или аудиогида к знаковому с точки зрения краеведения месту. Отличным вариантом здесь будет являться метод проектов. Составление проекта позволяет ученику выделять время, которое он затрачивает на домашнее задание, формировать для себя перспективы и сроки сдачи задания. По ряду предметов введение проектов вместо еженедельных домашних заданий представляется нам перспективным.

Дистанционное обучение становится частью отечественной образовательной системы. Еще в 2008 году, исследователь Н. И. Городецкая отмечала: «…формирование у «дистанционных» слушателей культуры здоровьесберегающей учебной деятельности является важнейшей задачей педагогики дистанционного обучения». [3, c.138] В 2020 же году регулярно высказываются идеи о том, что с повышением уровня эпидемиологической угрозы классы и школы целиком будут переводиться на удалённый формат. [5] В таких условиях особенно важно учитывать физическое и ментальное здоровье участников образовательного процесса. Снижение формализации, внимание к личности ученика и учителя, организация образовательного процесса с учётом бережного отношения к здоровью, выработка безопасной системы работы в дистанционном режиме — важная задача для теоретиков и практиков отечественного образования.

Литература:

  1. Как учат школьников во время коронавируса: дистанционное обучение может оказаться неэффективным. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: http://www.ug.ru/news/30398 (дата обращения: 03.08.2020).
  2. Блинов, В. И. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина. — Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2 (41). — С. 6–33.
  3. Городецкая, Н. И. Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект / Н. И. Городецкая. — Текст: непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2008. — № 14. — С. 134–138.
  4. Собянин, С. С. 1 сентября школы заработают как обычно, а потом могут вернуться на дистанционку / С. С. Собянин. — Текст: электронный // Вести: [сайт]. — URL: https://www.vesti.ru/article/2435008 (дата обращения: 03.08.2020).
Задать вопрос