Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения / Т. Н. Юнг, Н. Д. Богданова, Г. В. Сторожева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5450/ (дата обращения: 18.01.2021).



Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Ключевые слова : волонтер, волонтерское движение, социализация.

Утверждение, что волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого гражданского общества, не случайно. Сегодня роль волонтерского движения приобретает всевозрастающее значение для социального развития общества.

Волонтёрское движение в России берёт своё начало в православной церкви, которая и сейчас оказывает помощь всем нуждающимся. Помощь ближнему, духовное единение, милосердие — это исконно русские добродетели, которые так важно сегодня возродить в нашем обществе [2, с. 224].

Волонтёрство и добровольчество предоставляют возможность школьникам реализовать свои общественные потребности и интересы. Самостоятельно организованная деятельность младших школьников, направленная на добрые дела, это уникальный способ для самопознания, а в дальнейшем для самоопределения и благополучного вхождения в социум, накопления богатого жизненного опыта. [3, с.34].

В МАОУ «СПШ № 33» с 2015 года создан и действует волонтерский отряд особого назначения (ООН). В ООН входит более 26 неравнодушных девчонок и мальчишек начальной школы, которые объединены девизом «Спешим делать добрые дела!».

Программа волонтерского движения «От сердца к сердцу» предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы и включает пять направлений: волонтерство Победы, социальное, экологическое, культурное и событийное волонтерство. Младшие школьники совместно с педагогами самостоятельно разработали «Кодекс» и «Заповеди», которые регламентируют деятельность волонтерского отряда особого назначения.

Волонтеры школьного волонтерского отряда организуют разнообразную деятельность: это забота о людях пожилого возраста, посильная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, участие в делах по охране природы и животных, участие в акциях и операциях, направленных на оказание поддержки пожилым людям, сохранение исторических ценностей и др.

В рамках патриотического волонтёрства с 2016 года младшие школьники активно сотрудничают с волонтёрским отрядом «Рука помощи», куда входят старшеклассники школы. Совместно организуют мероприятия, которые помогают сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, заботятся о ветеранах войны. Традиционно организуется работа поезда «Славы», операции «Рука в руке», «Память» и др. Волонтеры школы выезжают с субботниками, концертами и игровыми программами в Старооскольский Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Важную роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений. В 2015 году дан старт школьному проекту «Илья Хегай. Музей одной картины» и всероссийскому проекту Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» «Я познаю Россию». В ходе реализации проектов младшие школьники совместно с педагогами и родителями прошли по знаменательным маршрутам родного края, посетили объекты историко-культурного наследия. Важные и полезные дела, проводимые в рамках культурного волонтерства, помогают ребятам ощутить свою причастность к судьбе своего города, области, страны.

Ярким примером социальной деятельности волонтерского отряда особого назначения, стал известный не только в городе, но и в области проект «Клуб креативных бабушек», в рамках которого на деле происходит обмен опытом между поколениями, взрослые заряжаются бодростью и энергией, а дети учатся милосердию и состраданию.

Важным делом отряда стала ежегодная акции «Белый цветок», средства от которой перечисляют в Белгородскую региональную общественную организацию «Святое Белогорье против детского рака» на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Реализация экологического волонтерства позволяет формировать у младших школьников ответственное отношение к окружающей среде. Волонтеры приняли активное участие в муниципальной акции «Поможем маленькому другу», собрав корм для животных старооскольского зоопарка; организовали акцию «Сдай батарейки — спаси ёжика!», они провели флеш-моб «А у нас во дворе…». по привлечению к соблюдению чистоты и порядка.

Событийное волонтерство — это дело, которое не требует отлагательства. От волонтеров зависит, насколько оперативно они отреагируют на возникшие проблемы в социуме. Наши волонтёры принимают активное участие в организации и проведении муниципальных, региональных и федеральных мероприятий: акции «Приседаем на здоровье» и «Зарядка с Чемпионом», «Классные встречи», Фестиваль инноваций, церемонии чествования победителей конкурсов и многое другое.

В календаре число 5 декабря отмечено как Международный день волонтёрства. Раскрытая ладонь, поднятая вверх — это символичный знак волонтерского движения.

«Я готов помочь!» — девиз каждого волонтера, человека с открытой душой и добрым сердцем, который делает всё для благополучия и радости других людей.

Конечно, младшие школьники не могут оказать кому-то материальную помощь, однако они могут согреть своим участием и теплом душу одинокого человека, подбодрить и успокоить ребенка-инвалида, привлечь внимание общественности к острым проблемам социума, при этом становясь на более высокую ступень своего социального развития.

Волонтерская деятельность способствует социальному становлению и нравственному развитию младших школьников, помогает возрождению таких важных жизненных ценностей, как сострадание и милосердие, отзывчивость и гуманность. Она учит быть Человеком.

Результатом волонтерской деятельности в нашей школе является внутреннее и внешнее изменение детей: они обретают самоуважение, становятся уверенными, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают духовную сторону жизни.

Мы уверены, что волонтерское движение в образовательном учреждении может существенно повлиять на формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, поможет им в приобретении социального опыта, ответственности и желания изменить этот мир к лучшему.

Литература:

  1. Вильнис Э. Добровольчество — основа эффективной деятельности / Э.Вильнис. М., 2000. -145 с.
  2. Гаврилова И. Н. Добровольчество в России и мире в контексте социального партнерства: сб. ст. / И. Н. Гаврилова. — М., 2001.-228 с.
  3. Тетерский С. В. Волонтер и общество, волонтер и власть: науч.-практ. сб./ составитель: С. В. Тетерский.- М., 2000. -54 с.
Задать вопрос