Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.06.2020

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Кирилюк, Е. В. Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании / Е. В. Кирилюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5383/ (дата обращения: 25.01.2021).



На современном этапе развития общества особое значение приобретает процесс организации коммуникативного взаимодействия детей в условиях инклюзии. От того, как происходит процесс общения детей с ограниченными возможностями, зависит дальнейшая адаптация и социальная интеграция их в общество.

Для полноценного развития ребенку необходимо общение со сверстниками, так как оно является важным средством самопознания и формирования адекватного представления о себе и оказывает воздействие на многие жизненные сферы. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс коммуникативного взаимодействия имеет ряд сложностей, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием в зависимости от типа нарушения.

К общим закономерностям коммуникативного развития детей с ОВЗ относится замедление скорости приема и переработки поступающей информации и нарушение речевой деятельности. Как следствие, наблюдается затруднение в сфере общения, что в свою очередь является причиной обеднения социального опыта. Нарушается социальное поведение ребенка, что выражается в характере установления контакта, протекании адаптации и уровне социальной активности.

Поэтому для формирования коммуникативного взаимодействия детей с ОВЗ так необходимо создание инклюзивной среды, в которой они могли бы общаться со своими сверстниками.

Дополнительное образование позволяет формировать у детей коммуникативные процессы, взаимодействовать с социумом, создать условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, которые позволяют им осваивать социальные роли, расширяют рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути. [2]

В. П. Голованов определяет дополнительное образование как мотивированное образование, стоящее за рамками основного и профессионального образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально, предметно и личностно. [3]

Оно обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. [1]

Дополнительное инклюзивное образование даёт ребёнку с ОВЗ возможность выбора индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребёнка. Знания и умения, полученные в системе дополнительного образования, зачастую способствуют профессиональному самоопределению в дальнейшей жизни.

Организация дополнительного образования детей, реализующая инклюзивный подход, должна учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса.

В инклюзивной группе, коммуникативные и личностные возможности детей с ОВЗ значительно ослаблены. Поэтому занятия, проводимые в условиях инклюзии, должны давать не только знания о толерантном отношении и общечеловеческих ценностях, но и формировать умения по решению межличностных проблем.

Наиболее значимым в процессе формирования коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в условиях инклюзии в дополнительном образовании является:

– включение в учебную программу проектов, иллюстраций, серии заданий, обеспечивающих усвоение младшими школьниками знаний об особенностях жизни людей с ОВЗ, их социальных, образовательных и личных потребностях, методах оказания им поддержки и содействия;

– внедрение групповых форм организации учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих развитие умения сотрудничать в процессе совместной деятельности, формирование способов взаимодействия детей.

По утверждению В. В. Рубцова, развивающий эффект любого обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения с другими. [5]

– использование средств театральной педагогики и специальных игр, направленных на формирование толерантного отношения к другому человеку, изучение невербальных методов общения, общее эмоциональное переживание игровых и сюжетно-ролевых ситуаций, формирование умения воспринимать настроение и эмоциональное состояние другого человека;

– применение коллективных творческих дел социальной направленности, командных проектов. Совместная деятельность младших школьников в данном случае определяется социально значимыми целями, а коммуникативное взаимодействие регулируется с помощью общественного мнения;

– организация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ, включающая коррекционно-развивающие занятия со специалистами узкой направленности, а также разработку индивидуального образовательного маршрута. [4]

Основными формами, применяемыми для развития коммуникативного взаимодействия детей с ОВЗ, являются игровые, коммуникативные тренинги, коллективные творческие дела, проектная деятельность. Они позволяют повысить коммуникативную компетентность ребенка, способствуя его включению во взаимодействие с окружающими, организации продуктивного процесса общения.

Эффективной в условиях инклюзии является организация работы детей в малых группах. Она развивает такие коммуникативные навыки как: умение слушать собеседника, обосновывать и высказывать собственное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру и умение группового взаимодействия.

Существенную роль в организации коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста могут оказать следующие формы работы:

– Сказкотерапия — метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Акцент в данной форме работы делается на чувства других людей, и позволяет ребенку с ОВЗ понять социальные нормы. Также способствует развитию произвольности внимания и наглядно-образного мышления.

– Психологические игры. Позволяют направить ребенка на коммуникативное взаимодействие со сверстниками, способствуют развитию уважения и внимания друг к другу, социальной адаптации детей в коллективе.

– Прикладное творчество. Работа с различными материалами и сюжетами способствует не только развитию мелкой моторики и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

В организации коммуникативного взаимодействия необходимо тщательно следить за подбором форм и методов обучения и воспитания, согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей и характером их нарушения. Практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует соответствующего психологического сопровождения. Одной из важных характеристик этого сопровождения является выраженный акцент на особенностях и содержании взаимоотношений всех участников инклюзии. Сегодня необходимо изучать все параметры этих отношений, разрабатывать программы помощи не только детям с ОВЗ, но и остальным участникам инклюзии, включая родителей и педагогов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
  2. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. — М., 2016
  3. Голованов В. П. «Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства»/ Ярославский педагогический вестник — 2017 — № 5
  4. Колосова Н. В., Сидорова Е. А. Условия формирования межличностных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). — Новосибирск: СибАК, 2015.
  5. Рубцов В. В. Социальное взаимодействие и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. — 2005. — № 1
Задать вопрос