Психологические предпосылки изучения иностранного языка | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Хусаенова, Г. А. Психологические предпосылки изучения иностранного языка / Г. А. Хусаенова, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5334/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических предпосылок изучения иностранного языка.

Ключевые слова: психологические предпосылки, иностранный язык, английский язык, интеллектуальные способности, упорство, мотивация.

В современном мире все большее значение приобретают иностранные языки, изучение которых становится одним их ключевых условий успешного осуществления межкультурной коммуникации, выступает в качестве средства формирования языковой идентичности. Именно поэтому сегодня в психолого-педагогической науке осуществляется активный поиск эффективных способов освоения иностранного языка, в том числе, направленный на изучение предпосылок, влияющих на данный процесс, но лежащих вне лингводидактики. Наиболее важными среди них являются психологические, которыми могут становиться индивидуально-личностные характеристики, обучающихся, способные оказывать влияние на процесс усвоения языковых норм, закономерности психических процессов, особенности волевых качеств, мотивации. Исследование влияния, которое оказывают психологические предпосылки на процесс изучения иностранного языка, а также определение степени такого влияния соответствует потребностями современного общества и позволяет ответить на многие важные вопросы методики обучения.

В соответствии с современными подходами к пониманию процесса изучения иностранных языков, большое влияние на его эффективность оказывают психологические особенности личности, обусловливающие возникновение соответствующих предпосылок обучения. В качестве основных из таких предпосылок могут выступать мотивация, уровень языковых способностей, наличие языковых барьеров, когнитивный стиль обучающегося, уровень развития вербальной памяти, сформированности способности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей [2; 3; 5; 6; 7; 8]. На эффективность обучения могут влиять также уровень интеллектуальных способностей обучающихся и степень их упорства в изучении иностранного языка.

В соответствии с результатами, полученными в ходе теоретического анализа по проблеме исследования, была сформулирована гипотеза о том, что эффективность обучения языковым аспектам иностранного языка находится во взаимосвязи с психологическими особенностями личности обучающихся (уровнем интеллектуальных способностей, упорства и мотивации в изучении иностранного языка). Для проверки гипотезы было организовано эмпирическое исследование, выборку которого составили 25 учащихся 8 классов. Для проведения диагностики использовались Лингвистический тест по английскому языку (Г. Н. Габдрахманова), Краткий ориентировочный отборочный тест (В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик), тест «Упорство» (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко), Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка.

Обработка результатов диагностики показала, что высокий уровень обученности языковым аспектам иностранного языка имеют 12 % учащихся; средний — 56 %; низкий — 32 %. Полученные результаты соотносятся с данными исследований С. П. Болдыревой [1], Л. А. Мотайло [7], указывающих на то, что уровень знаний, формирующийся в процессе изучения иностранных языков зависит не только от методики и содержания деятельности педагога, но и от индивидуально-психологических особенностей личности самих школьников, а также социально-психологических факторов, воздействующих на процесс их обучения. Именно поэтому учащиеся, изучающие английский язык у одного и того же учителя, могут показывать разные результаты.

В ходе изучения интеллектуальных способностей обучающихся обнаружилось, что уровень пространственного мышления выше среднего не характерен ни для кого из учащихся (0 %); средний уровень имеют 28 % школьников, а уровень ниже среднего — 72 %. Уровень способности к обобщению и анализу информации выше среднего не характерен ни для кого из школьников (0 %); средний уровень имеют 20 % учащихся, а уровень ниже среднего — 80 %. Эмоциональная деструкция мышления проявляется у 28 % школьников на уровне выше среднего; на среднем — у 44 % учащихся; на уровне выше среднего — 28 %. Уровень гибкости мыслительных процессов выше среднего не характерен ни для кого из учащихся (0 %); средний уровень имеют 40 % школьников, а уровень ниже среднего — 60 %. Уровень внимания выше среднего характерен для 24 % школьников; средний уровень имеют 36 % учащихся, а уровень ниже среднего — 40 %. Общий низкий уровень умственных способностей имеют 12 % учащихся; уровень ниже среднего — 28 %; средний — 44 % школьников; уровень выше среднего — 16 % из них. То есть, учащиеся испытывают трудности при анализе пространственных объектов и расположения их частей, у них может возникать тревожность при выполнении заданий, отрицательно влияющая на результаты тестирования. Мышление многих школьников недостаточно гибко, они с трудом перестраиваются между разнонаправленными заданиями и условиями осуществления мыслительной деятельности. Все это, в свою очередь, обусловливает характерный для учащихся невысокий обобщенный уровень интеллектуальных способностей, обнаруженный в ходе исследования. Полученные результаты могут быть связаны с воздействием индивидуально-психологических факторов, подтверждение чему мы находим в современной научной литературе (О. В. Коновалова [3], И. М. Лукашенко [4]).

Высокий уровень упорства в изучении иностранного языка характерен для 32 % учащихся, средний — также для 32 % из них, низкий — для 36 %. Это может быть связано с тем, что школьники, в силу своих возрастных особенностей, ориентированы на выполнение только той работы, которая имеет для них личностное значение, смысл которой они понимают именно для себя. Поэтому, в силу того что школьники пока еще не всегда понимают значения иностранного языка для будущей жизни и не осознают причин, по которым его необходимо изучать, только в некоторых видах деятельности на уроках, они проявляют достаточный уровень упорства.

Высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка имеют 20 % школьников; средний — 60 %; низкий — 20 %. Полученный результат может быть объяснен тем, что не все школьники достаточно отчетливо представляют, для чего им нужно изучать английский язык, как они будут использовать полученные знания в последующей жизни.

Корреляционный анализ результатов диагностики показал, что уровень обученности школьников языковым аспектам иностранного языка имеет статистически значимую связь с уровнем гибкости мышления учащихся; с уровнем упорства учащихся при изучении иностранного языка; с уровнем их мотивации к изучению английского языка. Исходя из этого рекомендации по повышению эффективности обучения с учетом его психологических предпосылок включают необходимость проведения работы, направленной на повышение уровня интеллектуальных способностей, упорства и мотивации школьников в изучении иностранного языка.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить предположение о том, что эффективность обучения языковым аспектам иностранного языка находится во взаимосвязи с психологическими особенностями личности обучающихся.

Литература:

  1. Болдырева С. П., Брумина О. А. К вопросу о формировании лексического навыка языковой компетенции при изучении иностранных языков // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 5–6. — С. 31–36.
  2. Вафина З. Т., Минахметова А. З. Познавательная активность старшеклассников как фактор их самореализации // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — 150 с. — С.239–242.
  3. Коновалова О. В. Проблематика изучения английского языка // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. — 2016. — С. 221–223.
  4. Лукашенко И. М., Заика Е. В. Место вербального интеллекта в структуре лингвистических способностей // Вестник Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. — 2011. — № 39. — С. 44–49.
  5. Лысенко Н. Е. Развитие приемов запоминания учебного материала при изучении русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2011. — № 6. — С. 412–419.
  6. Минахметова А. З., Ахметшина Э. Н. Исследование психологического типа субъектов образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. — № 2. — 2016. — С. 94–96.
  7. Мотайло Л. А. Психологические аспекты изучения иностранного языка // Современные технологии обучения иностранным языкам. — 2018. — С. 85–88.
  8. Муравская О. Н. Некоторые психологические аспекты в изучении иностранного языка // Актуальные проблемы современной науки. — 2016. — № 3. — С. 125–126.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, уровень, среднее, учащийся, школьник, изучение, эффективность обучения, интеллектуальная способность обучающихся, психологическая особенность личности обучающихся.

Ключевые слова

мотивация, английский язык, иностранный язык, интеллектуальные способности, психологические предпосылки, упорство

Похожие статьи

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

Изучение учащихся, их склонностей и интересов, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в индивидуальном подходе к обучению английскому языку. Я убедилась на собственном...

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе...

Иностранный язык в отличие от других учебных предметов, изучаемых в школе, является одновременно целью и средством обучения.

Таким образом, основная цель обучения английскому языку в школе — подготовка обучающихся к общению на иностранном языке.

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Необходимость раннего обучения иностранному языку совершенно очевидна в

Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1–4 классов является чувство

— умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение...

Формирование мотивации в обучении иностранному языку...

Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

Современный подход к обучению учащихся требует не только получения знаний, но и способность выражать

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации.

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В ней описано важность учета индивидуально-психологических и личностных особенностей...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Преподавание иностранного языка в школе требует от педагога высокого уровня

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения представляет собой «сложный процесс

В начальной школе особо важную роль играет личность педагога, его умение...

Особенности обучения англоязычному чтению учащихся...

Овладение основами англоязычного общения, определенными в государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ), предусматривает достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучение — педагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Определение соционического типа студента с целью повышения...

В последнее время одним из перспективных направлений в педагогической психологии является теория разделения учащихся на группы в зависимости от их психологического типа с целью повышения эффективности усвоения иностранного языка.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. На среднем этапе обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету.

Похожие статьи

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

Изучение учащихся, их склонностей и интересов, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в индивидуальном подходе к обучению английскому языку. Я убедилась на собственном...

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе...

Иностранный язык в отличие от других учебных предметов, изучаемых в школе, является одновременно целью и средством обучения.

Таким образом, основная цель обучения английскому языку в школе — подготовка обучающихся к общению на иностранном языке.

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Необходимость раннего обучения иностранному языку совершенно очевидна в

Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1–4 классов является чувство

— умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение...

Формирование мотивации в обучении иностранному языку...

Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

Современный подход к обучению учащихся требует не только получения знаний, но и способность выражать

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации.

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В ней описано важность учета индивидуально-психологических и личностных особенностей...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Преподавание иностранного языка в школе требует от педагога высокого уровня

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения представляет собой «сложный процесс

В начальной школе особо важную роль играет личность педагога, его умение...

Особенности обучения англоязычному чтению учащихся...

Овладение основами англоязычного общения, определенными в государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ), предусматривает достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучение — педагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Определение соционического типа студента с целью повышения...

В последнее время одним из перспективных направлений в педагогической психологии является теория разделения учащихся на группы в зависимости от их психологического типа с целью повышения эффективности усвоения иностранного языка.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. На среднем этапе обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету.

Задать вопрос