Использование информационных технологий в инклюзивном образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические средства обучения

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Рахматуллина, Э. Д. Использование информационных технологий в инклюзивном образовании / Э. Д. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5332/ (дата обращения: 18.01.2021).



В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Ключевые слова: информационные технологии, ИКТ, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, учителя.

В настоящее время особую значимость приобретают вопросы использования информационных технологий в инклюзивном образовании. Если учебно-познавательная деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств, именно информационные технологии позволяют обеспечить необходимое качество образования, интегрировать учащихся с особыми возможностями здоровья в образовательный процесс в условиях инклюзии. Актуальность проблемы исследования состоит в том, что ее изучение позволит определить не только преимущества, достигаемые посредством внедрения таких технологий в образовательный процесс современной школы, но и выявить наиболее значимые трудности, возникающие у учителей в связи с использованием информационных технологий в образовании лиц с особыми возможностями здоровья. Это, в свою очередь, позволит определить, какие действия необходимо предпринимать для того, чтобы сделать процесс их применения наиболее эффективным, способствующим повышению качества образования в целом.

Различным аспектам проблемы использования информационных технологий в инклюзивном образовании посвящены сегодня многочисленные психолого-педагогические исследования, основными направлениями которых являются понятие и особенности информационных технологий в образовании (Г. А. Абумова, Т. П. Гордиенко, В.А, Кудинов, Е. И. Ярославлева); сущность процессов цифровой трансформации образования (О. Б. Акимова, А. С. Вавилова, Я.В, Корякина, В. С. Москалюк, Е. А. Цветкова); специфика использования информационных технологий в инклюзивном образовании (Г. И. Аксенова, Н. Н. Дементьева, Л. Т. Зембатова, Ч. М. Миркаримова, Е. В. Руденко, Ф. Р. Хайбуллаева).

Современные исследования позволяют определить информационные образовательные технологии как технологии, обеспечивающие процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации в образовательном взаимодействии между педагогом и обучающимися, а также способы осуществления таких процессов и методов [4, с. 985]. В настоящее время использование информационных технологий требует разрешения ряда противоречий, связанных с неготовностью педагогов к их применению в образовательном процессе.

В результате внедрения информационных технологий в систему образования происходит цифровая трансформация образования, которая понимается как внедрение в образовательный процесс механизмов автоматизации на всех его этапах [1, с. 12]. Цифровизация образования создает основу для подготовки будущих специалистов, свободно владеющих информационно-коммуникационными технологиями и ориентированных на непрерывное образование [5, с. 142].

Одним из преимуществ цифровой трансформации образования становится доступность обучения для различных категорий обучающихся, в том числе и для тех из них, кто имеет особые образовательные потребности и возможности. Применение информационных технологий в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью не только позволяет организовать образовательный процесс таким образом, что он приобретет одинаковую эффективность в отношении всех категорий обучающихся, но и играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей, относящихся к категории учащихся с ОВЗ [2, с. 104]. Применение информационных технологий в инклюзивном образовании позволяет сформировать познавательную активность детей в соответствии с деятельностным подходом к педагогическому процессу; индивидуализировать образовательный процесс при сохранении его целостности; создать возможность построения открытой системы образования; организовать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением инклюзивного образования [3, с. 340].

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании также позволяет совершенствовать методы и технологии отбора и формирования содержания образования; вводить и развивать новые специализированные предметные области, учебные предметы, направления коррекционных занятий; повышать эффективность процесс обучения за счет его большей индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов учебной деятельности; организовывать качественно новые формы взаимодействия между педагогом и обучающимися; изменять содержание и характер деятельности педагогов и учащихся [6; 7].

Для того чтобы информационные технологии, используемые в инклюзивном образовании, обеспечивали коррекционно-развивающий характер образовательного процесса, следует учитывать требования, предъявляемые к их разработке и применению [3, с. 341]:

− требование педагогической функциональности информационных технологий, основанное на значимости, полноте охвата направлений образовательного процесса, возможности его индивидуализации и дифференциации;

− требование адаптивности, состоящее в приспособлении образовательных информационных технологий к индивидуально-личностным и возрастным особенностям обучающихся;

− требование обеспечения коррекционной направленности информационных технологий, предполагающее возможность выполнения с их помощью обучающих заданий и упражнений, позволяющих решать коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие задачи;

− требование исключения эффекта насыщения в работе с информационными технологиями и чередования видов заданий и упражнений с различной сенсорной нагрузкой, поддерживающих работоспособность и повышающих продуктивность деятельности обучающихся.

Таким образом, использование информационных технологий в педагогической деятельности дает учителю преимущества в условиях осуществления инклюзивного образования, так как возможности, предоставляемые современными ИКТ, позволяют создать новые возможности для обучения детей с ОВЗ посредством использования доступных для их восприятия способов познания окружающей действительности, коррекции поведения и деятельности учащихся, составления индивидуальных образовательных маршрутов и осуществления педагогической деятельности с учетом потребностей и возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Литература:

  1. Александров Д. А. Специфика цифровизации в сфере образования // Будущее российских корпораций: стратегическое развитие и эффективное управление. — 2018. — С. 12–13.
  2. Гончарова Н. А., Гончарова М. А., Фандеева Д. А. Информационные и коммуникационные технологии в развитии инклюзивного образования в новых социально-экономических условиях // Научный альманах. — 2015. — № 11–2. — С. 104–107.
  3. Загурский А. В. Методологические аспекты внедрения ИКТ в инклюзивном образовании // Цифровая трансформация образования. — 2018. — С. 339–343.
  4. Казыханов А. А., Байрушин Ф. Т. К вопросу об информационных технологиях в образовании // Аллея науки. — 2017. — № 16. — С. 985–986.
  5. Корякина Я. В., Ломтева Т. Н., Каменский М. В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета. — 2019. — № 2. — С. 141–148.
  6. Минахметова А. З. Личность учителя в условиях инновационных изменений // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 4. — Ч. 2. — С. 356–360.
  7. Минахметова А. З., Нураева О. Н. Готовность студентов к использованию информационных технологий // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7. — Ч. 2. — С. 216–217.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, образовательный процесс, цифровая трансформация образования, возможность, особая возможность здоровья, педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса. Автор: Паршутина Светлана Владимировна.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Инклюзивное образование — это тот процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех не в плане разрешения (учиться никому не запрещено), а в плане приспособления системы образования к различным нуждам детей...

Использование педагогических технологий инклюзивного...

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, педагогические

Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию

Педагог в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые...

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в

 подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, с ОВЗ в

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс...

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс. Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья...

Применение интерактивных технологий в инклюзивном...

Технологии инклюзивного образования как средства для... инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы...

Похожие статьи

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса. Автор: Паршутина Светлана Владимировна.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Инклюзивное образование — это тот процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех не в плане разрешения (учиться никому не запрещено), а в плане приспособления системы образования к различным нуждам детей...

Использование педагогических технологий инклюзивного...

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, педагогические

Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию

Педагог в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые...

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в

 подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, с ОВЗ в

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс...

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс. Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья...

Применение интерактивных технологий в инклюзивном...

Технологии инклюзивного образования как средства для... инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы...

Задать вопрос