Развитие интеллектуальных способностей младших школьников
Автор: Низамова Ольга Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 04.06.2020
Статья просмотрена: 4290 раз
Библиографическое описание:
Низамова, О. Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников / О. Н. Низамова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5311/ (дата обращения: 16.12.2024).
Интеллектуальное развитие человека особую актуальность приобретает в условиях современной ситуации перехода общества в информационную стадию развития. Известно, что в информационном обществе, в отличие от индустриального, преимущественно производятся и потребляются интеллект, знания, соответственно и большая часть членов общества занята производством информационного продукта. Поэтому в намечающихся контурах информационного общества образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума высокого интеллектуального уровня, информационной культуры, творческой активности.
Сказанное обращает внимание на важность решения проблемы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период интеллект развивается особенно интенсивно. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Одним из важных направлений в решении этой проблемы считаю создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта. Оно трактуется в зависимости от точки зрения на интеллект, от тех характеристик, которые его описывают и, в конечном итоге от выбранного исследователем методологического подхода к рассмотрению интеллекта.
Придерживаюсь такого подхода к интеллекту, согласно которому он трактуется как совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь интеллект характеризуется:
– эрудицией;
– способностью к мыслительным операциям;
– способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
– вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью и т. д.
Интеллект неразрывно связан с умственным развитием, и в этом отношении выступает как общая умственная способность.
Способность — индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности.
Ведущая роль обучения как основного стимула развития обосновывается в работах многих отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.)
Л. С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на уже сложившиеся структуры интеллекта, а на еще только складывающиеся, не «приспосабливать» содержание обучения к наличным особенностям детской мысли, а, наоборот, вводить такое содержание, которое требовало бы от ребенка новых, более высоких форм мысли. «Обучение ведет за собой развитие» — этот тезис Л. С. Выготского в наши дни приобрел особую важность и звучание в педагогической практике.
Проблема развития интеллектуальных способностей для меня, как учителя начальных классов, приобретает особую актуальность, поскольку психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка и активное развитие всех познавательных процессов. Общими характеристиками должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.
Ребенок 7–8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний.
Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте, когда достаточно сильны личностные потребности в познании, а мотивационно-потребностная сфера податлива для педагогического воздействия.
Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.
Это становится возможным при единственном условии: кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика.
При подготовке ипроведении уроков яруководствуюсь следующими принципами:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка.
К своим урокам я подбираю и составляю такие упражнения, которые способствуют не только формированию знаний, умений и навыков по данной теме, но и вырабатывают ряд интеллектуальных качеств.
- Принцип действенного подхода к обучению.
Я стараюсь так организовать урок, чтобы дети искали свои пути решения заданий, так как при этом у них активизируется мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.
- Принцип обоснованного ответа.
Формирую задания так, чтобы детям приходилось обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.
- Принцип позитивной мотивации
Широко использую создание «ситуации успеха», внушаю ученикам веру в свои силы, что все у них получится.
- Принцип гуманизма и сотрудничества
Своих учеников люблю всем сердцем, принимаю каждого со своими особенностями и недостатками, стараюсь понять и помочь. Мне интересны мои ученики как личности. Я уважаю их выбор во всем, даже в том, в чем я не совсем согласна. Могу поспорить, посоветовать, но не давлю на них и не стараюсь ломать их убеждения.
Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их мышление, память носят преимущественно конкретный характер, сопряжены с конкретными объектами. Поэтому для полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения.
Для развития осмысленного восприятия использую задания на сравнение. Учащимся предлагаются парные картинки, имеющие незначительные отличия. Задача детей — обнаружить эти отличия. Считаю эффективными задания, в которых надо определить, что не дорисовано. Примеры заданий: табурет без одной ножки, слон без одного бивня, собака без одной лапы и т. п.
Особое значение придаётся формированию устойчивости внимания, определяемой длительностью сохранения его концентрации, распределению, т. е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Для этого используются упражнения «переплетенные линии», всевозможные «корректурные пробы», т. е. вычеркивание из таблицы какого-либо одного или нескольких указанных символов.
Основным направлением в развитии памяти младших школьников я считаю формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Формирование воображения у учащихся осуществляю с помощью заданий, стимулирующих фантазию, предполагающих воображаемые ситуации, например:
1) задания на развитие вербальной фантазии: а) сочинение сказок, историй; б) представь, что будет, если...;
2) задания на формирование невербальной фантазии (создание нового объекта: животного, механизма и т. п.);
3) задания на пантомимическую фантазию (изобразить чайник, машину, поезд и пр.);
4) задания на развитие зрительного воображения: а) задания на завершение незаконченного рисунка; б) нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры.
Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления. Для развития наглядно-действенного мышления широко использую:
– упражнения «переставь карточку», разработанные А. З. Заком;
– игры: «сложи узор», «собери квадрат», «точечки», «кирпичики»;
– дидактические игры: конструктор, сборные игрушки, мозаика, лото, домино и др.
Для развития наглядно-образного мышления использую такие упражнения: «лишний предмет», «раздели на группы», «нелепицы» и др.
Одним из существенных признаков словесно-логического мышления является оперирование понятиями. Развитие словесно-логического мышления предполагает формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение и др. Для развития операций сравнения использую задачи, где надо сравнить сходные предметы (муха и бабочка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко и т. п.) и назвать признаки сходства и различия.
Формирование операций обобщения, выделения главного осуществляю с помощью упражнений:
а) «найди лишнее слово»;
б) назвать слова, относящиеся к какому-либо родовому понятию (деревья, спорт, звери, транспорт и т. п.);
в) подбери синонимы (антонимы) и др.
Для развития операций анализа и синтеза широко используются анаграммы, заполнения пропусков букв в словах, а также такие упражнения, в которых надо выполнить анализ между понятиями. Например, песня — композитор = самолет -? При этом возможны варианты выбора ответа:
а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) летчик, д) истребитель.
Также, развивая логическое мышление, использую такие игровые задания, как, например: «Составь загадку», «Составь рассказ».
Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показывают, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам, которые в свою очередь способствуют развитию творческой активности.
Творческая активность во многом определяет успех учебной деятельности, так как побуждает применять ранее полученные знания, умения и навыки в новых ситуациях.
Формирование положительной мотивации по отношению к учебно-познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения считаю одной из первостепенной задач.
Я стараюсь, чтобы в процессе обучения было обеспечено возникновение положительных эмоций. В этом случае глубокие внутренние переживания личности подключаются к когнитивным процессам (внимания, памяти, запоминания, осмысления) и делают более эффективным процесс развития интеллектуальных способностей.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение придаю применению приёмов художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания.
В качестве важного метода поддержания мотивации использую создание «ситуации успеха», когда обучающийся получает удовлетворение от познавательной деятельности.
Считаю очень важным формировать умение самоанализа и самооценки. Для этого в конце каждого урока при подведении итогов задаю учащимся следующие вопросы: Что понравилось на уроке? Что узнали нового? Что показалось трудным? Что следует повторить? Какое задание было самым интересным?
Литература:
- Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 144с.
- Выгодский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988.
- Любимова Т. Г. Развиваем творческую активность. — Чебоксары, 1996.
- Макаренко А. С. О воспитании / Сост. В. С. Хелемендрик. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
- Мотков О. И. Развитие творчества у детей. / Дополнительное образование, 2000. — 9 с.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
- Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова.- М.: МГППУ, 2007. — 96 с.