Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности
Авторы: Льдокова Галия Михайловна, Рыжманова Регина Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 17.05.2020
Статья просмотрена: 286 раз
Библиографическое описание:
Льдокова, Г. М. Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности / Г. М. Льдокова, Р. В. Рыжманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5265/ (дата обращения: 19.04.2024).
Под качеством образования понимают не усвоение ребенком определенной суммы знаний, а умение приобретать их самостоятельно. Поэтому актуальной является проблема познавательного развития детей. В данной статье на основе теоретического и эмпирического исследования раскрывается роль поисковой деятельности в познавательном развитии ребенка.
Ключевые слова: дошкольное образование, познавательное развитие, поисковая деятельность, исследование.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств познавательного развития дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает поисковая деятельность.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Вместе с тем, в практике дошкольных учреждений недостаточно учитываются особенности и дидактический потенциал поисковой деятельности дошкольников в формировании познавательной активности. Использование поисковой деятельности детей, особенно самостоятельной, характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.
Это подтверждают результаты проведенного нами эмпирического исследования по представленной теме. Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, в котором приняли участие дети старшей группы. Общее количество участвовавших детей — 14 человек, среди них 7 мальчиков и 7 девочек. В нашем исследовании мы использовали методику экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей старшего дошкольного возраста, разработанную в «Институте развития одаренности» И. С. Авериной, Е. И. Шабановой, Е. Н. Задориной.
Данная методика включает в себя четыре субтеста, каждый из которых содержит по пять заданий. По первому субтесту мы выявили уровень словарного запаса и определили, что большинство детей — 65 % (9 человек) имеют средний уровень, а 35 % (5 человек) — низкий.
По второму субтесту мы можем судить о понимании качественных и количественных соотношений. Было заметно, что все дети испытывают затруднения в оценке соотношений между предметами и явлениями. Уровень развития логического мышления у большинства дошкольников — 92 % (13 человек) ниже среднего и только у одного ребенка соответствует возрастной норме.
По данным третьего субтеста по выявлению логического мышления мы наблюдаем, что показатели низкого уровня перевешивают — 86 % (12 человек), нежели показатели среднего уровня — 14 % (2 человека).
И по данным четвертого субтеста мы можем судить о развитии математических способностей. Здесь у большинства исследуемых — 72 % (10 человек) наблюдаются показатели ниже средних, дети испытывали затруднения при выполнении математических заданий на сообразительность. У 28 % (4 человека) количество правильно решённых задач соответствует возрастной норме, т. е. достаточному уровню развития.
В целом, изучив результаты первичной диагностики (констатирующий этап) детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что для большинства — 92 % (13 человек) характерен недостаточный уровень интеллектуального развития, что обусловлено недостаточным уровнем их познавательного развития.
Проанализировав теоретические источники, результаты диагностики, наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что эффективным средством познавательного развития может быть организация поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста, основанная на технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.
Проведение первичной диагностики и анализ теоретических источников позволили определить направления работы с дошкольниками по их познавательному развитию через организацию их поисковой деятельности.
Алгоритм организации поисковой деятельности формировался следующим образом:
1.Ребенок ищет проблему, которую нужно решить;
2.Дает разные варианты для решения данной проблемы;
3.Проверяет предлагаемые решения на практике;
4.Анализирует, делает возможные выводы.
При выборе темы соблюдали следующие правила:
1.Тема должна быть увлекательной для ребенка, должна быть ему интересна;
2.Тема должна иметь решение, оно должно принести пользу детям. Они должны получить новые полезные знания, умения, навыки;
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Решение задач осуществлялось в 2 вариантах:
- Дети не знали результат эксперимента, а просто его проводили. Это способствовало им получить новые знания;
- Дети предугадывали результат эксперимента и проверяли, насколько правильны были их догадки.
Организация поисковой деятельности проходила в форме взаимодействия взрослого и ребенка, что послужило развитию у детей активности, самостоятельности, умению ставить задачи, принимать решения, пробовать и не бояться, что может что-то получится неправильно, вызывало стремление к достижению конечного результата, способствовало эмоциональному комфорту, социальному и познавательному развитию.
Для проверки эффективности формирующего этапа работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности мы провели повторную диагностику. Анализ полученных данных показал, что у большинства детей — 85 % (12 человек) наблюдаются средние показатели словарного запаса, у 15 % (2 человека) — высокий уровень словарного запас. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие словарного запаса данных детей соответствует возрастной норме. У детей сформировалось умение связно и образно высказываться об известных им предметах и явлениях, употреблять разнообразные синтаксические конструкции, как средства выразительности речи, уместно и точно употреблять образные слова и выражения в беседах, употреблять разнообразные языковые средства при построении связных высказываний.
О понимании качественных и количественных соотношений мы судим по показателям, полученным в ходе выполнения второго субтеста. И в данном случае заметно, что 22 % (3 человека) по-прежнему испытывают затруднения в оценке соотношений между предметами и явлениями, хотя заметны качественные изменения по показателям тестовых оценок. Если при первичной диагностике у данных детей отмечался низкий уровень развития понимания количественных и качественных соотношений, то по результатам повторной диагностики, мы можем заметить переход к показателям, приближенным к возрастной норме.
Тем не менее, у дошкольников сформировались причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Уровень развития логического мышления также у большинства дошкольников 50 % (7 человек) достиг среднего уровня, что соответствует возрастной норме. У 28 % (4 человека) детей исследуемой группы отмечаются высокие показатели по данному субтесту, т. е. эти дети показывают большую осведомленность и более высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
По данным четвертого субтеста мы можем судить о развитии математических способностей. Здесь у 28 % (4 человека) выявлен высокий уровень математических способностей), у большинства исследуемых детей 44 % (6 человек) наблюдается средний уровень, и лишь 4 ребенка при выполнении математических заданий по-прежнему испытывают небольшие затруднения.
В целом, проанализировав результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что средний и высокий уровень развития уровнялись, 50 % на 50 %, соответственно по 7 человек, т. е. для группы характерен достаточный уровень интеллектуального развития.
Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей. Наше исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что поисковая деятельность является действенным методическим средством в познавательном развитии дошкольников.
Литература:
- АбдрахмановаА. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3. — С. 38–41.
- Габова И. А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста И. А. Габова // Теория и практика общественного развития.– 2014.– № 9.– С. 52–54.
- Римашевская Л. С. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности /Л. С. Римашевская//Дошкольное воспитание. — 2017. — № 6.- С.13–18
Ключевые слова
дошкольное образование, исследование, поисковая деятельность, познавательное развитиеПохожие статьи
Условия развития логического мышления детей старшего...
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно.
Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного...
Развитие познавательной активности старших дошкольников...
Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время
Познавательная деятельность — это деятельность сознательная и она направлена на
Задачи на развитие логического мышления и усиление концентрации слухового внимания...
Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...
В познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста, образуются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.
Следуя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что интеллектуальное развитие детей в старшем дошкольном возрасте выражается в...
Развитие логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления у детей дошкольного... Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнка — игра.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста используются следующие...
Теоретические подходы к изучению вопросов развития...
Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...
Развитие основ логического мышления у старших...
Логическое мышление является высшей стадией развития мышления. И. Л. Матасова [16] в своем исследовании сравнивала усвоение дошкольниками
Уже в возрасте пяти лет ребенок способен овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...
К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Развитие познавательной активности дошкольников...
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка
Развитие логического мышления у детей старшего... ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст...
Развитие логического мышления у старших дошкольников
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста... Для исследования были определена вторая младшая группа детей в количестве 20 человек в...
Похожие статьи
Условия развития логического мышления детей старшего...
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно.
Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного...
Развитие познавательной активности старших дошкольников...
Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время
Познавательная деятельность — это деятельность сознательная и она направлена на
Задачи на развитие логического мышления и усиление концентрации слухового внимания...
Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...
В познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста, образуются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.
Следуя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что интеллектуальное развитие детей в старшем дошкольном возрасте выражается в...
Развитие логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления у детей дошкольного... Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнка — игра.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста используются следующие...
Теоретические подходы к изучению вопросов развития...
Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...
Развитие основ логического мышления у старших...
Логическое мышление является высшей стадией развития мышления. И. Л. Матасова [16] в своем исследовании сравнивала усвоение дошкольниками
Уже в возрасте пяти лет ребенок способен овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...
К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Развитие познавательной активности дошкольников...
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка
Развитие логического мышления у детей старшего... ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст...
Развитие логического мышления у старших дошкольников
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста... Для исследования были определена вторая младшая группа детей в количестве 20 человек в...