«В служении людям…» (история педагогической династии) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Костенок, П. И. «В служении людям…» (история педагогической династии) / П. И. Костенок. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5184/ (дата обращения: 27.01.2021).



Как люди приходят в педагогику и почему остаются верны ей всю свою жизнь? Почему некоторые из них, волею судьбы сменив профессию, надолго остаются в сердцах своих бывших учеников? Почему одни делают свой профессионально педагогический выбор сразу, а другие спустя годы, поработав в других, не менее значимых профессиональных сферах? И, наконец, почему некоторые люди, даже не имея профильного образования, пусть ненадолго приходят в педагогику и оставляют в ней свой неповторимый и незабываемый след? Ответы на все эти вопросы можно найти при знакомстве с педагогической династией в пяти поколениях Степаненко-Усовых-Костенок-Фейгель-Авдиных-Педо, принадлежностью к которой я по праву горжусь.

По рассказам моей бабушки Стефаниды Петровны Усовой, в родне еще в конце XIX — начале XX веков учительствовала родная сестра ее бабушки Веры Николаевны Скриповой. К сожалению, в семейных преданиях не осталось ни ее имени, ни каких-либо подробностей учительской биографии, поэтому основателем нашей педагогической династии мы считаем моего прадеда Алексея Андреевича Степаненко (1885–1956). Для выходца из беднейшего крестьянства Орловской губернии того времени он получил неплохое образование и работал в 1920-е горным мастером на шахтах Донбасса. Во времена НЭПа стал управляющим и совладельцем одной из шахт, но впоследствии, чтобы избежать необоснованных преследований по так называемому Шахтинскому делу 1928 года, был вынужден с женой Екатериной Федоровной и детьми покинуть Донбасс. Педагогическая деятельность Алексея Андреевича началась во второй половине 1930-х годов на Урале (в начале — в Учалинском районе Башкирской АССР, затем — в г. Пласте Челябинской области). В Пластовском ремесленном училище (РУ № 7) до Великой Отечественной войны и во время войны прадед работал преподавателем и заместителем директора по учебной работе. Директором училища в то время был знаменитый и уважаемый в городе Петр Иванович Вагин, при котором учебное заведение в 1950-е годы достигло своего расцвета и его гордо в народе именовали «Вагинской академией». Алексей Андреевич и Петр Иванович уважали друг друга, наверное, потому, что оба, по воспоминаниям очевидцев, были строгими, но справедливыми людьми, радеющими душой за свое дело. В конце войны, после освобождения от немецко-фашистских захватчиков Украинской ССР, прадед уехал в г. Винницу, где также продолжил трудовую деятельность в системе профтехобразования. Перипетии в биографии прадеда и обусловили, если можно так выразиться, «географическую привязку» нашей педагогической династии в основном к Южному Уралу и Украине.

Средний сын Алексея Андреевича Владимир Алексеевич Степаненко (1918–1984), участник Великой Отечественной войны, в 1940–1950-х годах также работал в РУ № 7 г. Пласта Челябинской области мастером производственного обучения, преподавателем специальных дисциплин, начальником мастерских, заместителем директора по производству. Первое педагогическое крещение Владимира Алексеевича состоялось в должности мастера производственного обучения. Ему, молодому фронтовику, пришедшему домой на костылях после тяжелого ранения, имевшему к своим двадцати пяти годам немалый жизненный опыт, было предложено «взять под свое крыло» непростую по составу контингента учебную группу. Она состояла из детей-сирот, привезенных из регионов Советского Союза, находившихся под немецкой оккупацией. Возвратить к нормальной жизни детей с исковерканной войной судьбой не удавалось в училище никому. Владимир выполнил эту задачу с честью: менее чем через год его группа стала победителем социалистического соревнования среди профтеховских групп всей страны. За этот успех и за другие профессиональные успехи, уже не связанные в дальнейшем с системой образования, дед неоднократно награждался грамотами различного уровня, ценными подарками, стал ветераном труда. Но самыми главными наградами своей жизни он, участник обороны нашей столицы и парада 1941 года на Красной площади в г. Москве, считал медали «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».

Во время работы в ремесленном училище Владимир Алексеевич познакомился и связал свою судьбу с молодой учительницей математики Стефанидой Петровной Усовой (1915–2012), выпускницей Челябинского пединститута. Кто знает, чем глянулись молодые люди друг другу? Но только при всей разнице характеров они были удивительно похожи друг на друга своей порядочностью и трудолюбием и прожили вместе сорок лет, вырастив двух дочерей Галину и Веру. Стефанида Петровна более тридцати лет проработала в учреждениях общего и начального профессионального образования г. Пласта Челябинской области, п. Новая Пашия г. Чусового Молотовской области (ныне — Пермский край) в качестве учителя (преподавателя) математики и директора Ново-Пашийской общеобразовательной школы Чусовского гороно. Несколько поколений пластовских учеников помнили и до сих пор помнят своего педагога. Для меня было всегда приятно, когда во время наших с бабушкой прогулок по улицам Пласта к ней, маленькой, сгорбленной, седой, подходили немолодые уже мужчины и женщины и благодарили ее за Науку и Человечность. Сама она, полгода не дожив до девяноста семи лет, сохранила и удивительную ясность ума, и профессиональные знания. Семейными легендами стали воспоминания о том, как баба Стеша в возрасте семидесяти восьми лет консультировала среднего внука Алексея по высшей математике, а примерно в восьмидесятипятилетнем возрасте, будучи уже практически слепой, решала по памяти задачи из школьного курса геометрии со старшей правнучкой Анной. За многолетний труд Стефанида Петровна была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда» и др., многочисленными грамотами и благодарственными письмами. Кроме того, в нашей семье она основатель педагогической династии выпускников Челябинского государственного педагогического института — Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПИ — ЧГПУ), насчитывающей в четырех поколениях десять человек.

Педагогическая деятельность Юрия Алексеевича Степаненко (1920–1997), младшего сына А. А. Степаненко, была связана с Украиной. А началась она в годы Великой Отечественной войны в Саратовском военном училище химической защиты, куда Юрий, имевший к тому времени за плечами полный курс Московского экономического вуза, был направлен после мобилизации для прохождения службы. Учитель истории и обществоведения, преподаватель вуза, доцент, профессор, директор Винницкого филиала Киевского торгово-экономического института, кандидат экономических наук, Заслуженный работник культуры УССР, Заслуженный работник высшей школы УССР, кавалер медалей за трудовые успехи — все это вехи профессиональной биографии Ю. А. Степаненко. С детства очень хорошо помню огромную библиотеку дяди Юры (так мы его называли в семье), в которой, несмотря на то, что он преподавал всю жизнь дисциплины социально-экономического профиля, было немало книг по психологии и педагогике. Часть из них была подарена мне в 1990-х годах, после того, как Юрий Алексеевич «благословил» меня на поступление в аспирантуру. Эти книги востребованы мной до сих пор. Еще запомнились неподдельная заинтересованность в судьбах родных людей, потрясающая логика и удивительное, если учесть разную внешность, сходство во взглядах на жизнь, в манере общаться с людьми, в тембре и интонациях голоса с братом Владимиром, моим дедом. Более пятидесяти лет шла по жизни с Юрием Алексеевичем его супруга Вероника Ивановна Ристикиви (1924–2008), также посвятившая себя делу образования, работавшая в 1940–1980-х годах в качестве преподавателя и заведующей кафедрой иностранных языков Каменец-Подольского и Винницкого педагогических институтов. Вместе они вырастили троих детей: Александра, Татьяну и Михаила.

Третье поколение «южноуральской ветви» нашей династии педагогов и второе поколение династии выпускников ЧГПИ — ЧГПУ представлено моими родителями Галиной Владимировной Костенок (Степаненко) (р. 1944), старшей дочерью В. А. Степаненко и С. П. Усовой, и Иваном Ивановичем Костенком (р. 1939). Мама поступила в вуз сразу после школы для обучения по специальности «Физика и химия». Папа, выходец из семьи украинских переселенцев, проживавших в Чесменском районе Челябинской области, поступил для обучения по специальности «География и биология», уже имея педагогический опыт. Во время учебы в институте родители и познакомились, оказавшись вместе на педагогической практике в школе № 67 г. Челябинска. Интересно, что почти через сорок лет после их знакомства, в эту школу поступила учиться одна из их внучек. После окончания института родители год проработали в п. Заозерный Варненского района Челябинской области, а потом переехали на родину мамы — в г. Пласт. В этом городе прошла их учительская молодость, родились и выросли дети: Павел, Алексей и Анастасия. Галина Владимировна более десяти лет преподавала детям физику, быстро став одним из авторитетных учителей города. Иван Иванович преподавал биологию и химию, был завучем в школе рабочей молодежи, директором общеобразовательной школы, заведующим Пластовским гороно. Работали с самоотдачей, заслужив доверие и уважение учеников, их родителей и коллег. Весьма показательным в этом отношении является то, что многие из бывших учеников до сих пор передают родителям приветы, находят маму в социальных сетях и пишут полные признательности письма. Уважительное, если не сказать восторженное, отношение бывших учеников к моим родителям неоднократно пришлось испытать и мне, причем однажды в весьма забавной ситуации. Буквально через пару недель после моего назначения на должность директора средней школы № 12 г. Пласта ко мне на прием пришли трое мужчин средних лет. Зашли в кабинет, сели напротив и стали молча меня разглядывать. На мой вопрос: «Вы что-то хотели?» − все дружно заулыбались, после чего один из них сказал: «Мы узнали, что директором назначили сына Ивана Ивановича, вот пришли на Вас посмотреть. Он же у нас тоже директором здесь был». Далее последовал приятный для меня рассказ о том, каким руководителем был мой отец. Однако жизнь сложилась так, что в 1977 году родителям пришлось уйти из сферы образования. Галина Владимировна поступила на службу в милицию, дослужилась до начальника следственного отделения, заместителя начальника Отдела внутренних дел по г. Пласту, в начале 1990-х годов первой из женщин города ей было присвоено звание подполковника юстиции. Награждена медалями «За безупречную службу в МВД», «200 лет МВД России», «Ветеран труда», знаками «Отличник милиции» и «За отличную службу в МВД», грамотами и ценными подарками. Иван Иванович перешел работать на Южноуральский арматурно-изоляторный завод, также успешно освоив новую для себя профессиональную сферу, свидетельством чему — полученные им грамоты и благодарственные письма, а также знаки «Молодой гвардеец пятилетки» и «Победитель социалистического соревнования». Приобретенная учительская закалка и в послепедагогической жизни помогала родителям быть в отношениях с людьми, с одной стороны, ровными и доброжелательными, а, с другой, − при необходимости требовательными и твердыми. Недаром многие молодые сотрудники пластовской милиции называли за глаза Галину Владимировну «мамой Галей».

Дети Ю. А. Степаненко и В. И. Ристикиви, продолжая семейную традицию, также занимались педагогической деятельностью. Сыновья Александр Юрьевич Степаненко (1948–2020) и Михаил Юрьевич Степаненко (р. 1956) окончили Винницкий политехнический институт и работали на преподавательских должностях в своей alma mater. Александр стал кандидатом технических наук, доцентом, его научно-педагогический стаж составляет более двадцати лет. В постперестроечное время оба занялись бизнесом. Михаил всю сознательную жизнь увлекается туризмом, еще студентом выполнив норматив мастера спорта СССР. В биографии братьев есть один факт, которым все мы можем гордиться. Они вместе с супругой Александра Юрьевича Любовью Константиновной Степаненко (Бирюковой) (р. 1945) в 1990 году вошли в число организаторов первой на Украине частной общеобразовательной школы «Аист». Школа успешно работает и сейчас, а Любовь Константиновна, педагог с тридцатилетним стажем, является председателем ее попечительского совета. Татьяна Юрьевна Степаненко (1949–2019) после окончания медицинского института занималась врачебной практикой, работала на руководящих должностях в системе здравоохранения г. Винницы и в администрации Винницкой области. Успешно защитила кандидатскую диссертацию по медицинским наукам. В 2000-х годах, после выхода на пенсию, работала помощником ректора и преподавателем в Винницком финансово-экономическом университете, том самом, который когда-то возглавлял ее отец.

В нашем, четвертом, поколении династия педагогов Степаненко-Усовых-Костенок получила свое достойное развитие. Восемь ее представителей так или иначе соприкоснулись с педагогикой, пять человек, включая две семейные пары, связали с образованием всю свою жизнь. И в названии династии теперь могут быть упомянуты уже не три, а шесть фамилий: Степаненко, Усовы, Костенок, Фейгель, Авдины, Педо.

Наверное, на примере моей Павла Ивановича Костенка (р. 1967) профессиональной биографии можно убедиться в справедливости утверждения «от судьбы не уйдешь». Уже во время учебы в Челябинском высшем танковом командном училище я понял, что учительские корни во мне сильны, поэтому после окончания вуза и двух лет офицерской службы, уволившись в запас, поступил в аспирантуру ЧГПУ. Работал первым секретарем Пластовского ГК ВЛКСМ, тренером-преподавателем детско-юношеской спортивной школы, учителем и директором средней общеобразовательной школы, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой, проректором, ректором вуза. Являлся одним из организаторов обучения студентов ЧГПУ по специальности «Безопасность жизнедеятельности». В настоящее время — профессор Уральского государственного университета физической культуры. Имею ученую степень доктора педагогических наук, ученое звание профессора. Награжден медалями МЧС России, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, премией Законодательного собрания Челябинской области в сфере культуры и искусства; победитель конкурса «Человек года Советского района г. Челябинска — 2014» в номинации «Образование». Старшая дочь Анна — инженер путей сообщения. Вместе с мужем Сергеем воспитывает дочь Машеньку. Мы с супругой также воспитываем двух дочерей Светлану и Александру. Супруга, Елена Валерьевна Фейгель (р. 1981) дирижер-хоровик, выпускница Челябинского государственного института музыки имени П. И. Чайковского и творческой аспирантуры Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Более пятнадцати лет работает преподавателем в родном вузе. В профессию пришла осознанно, так с детства мечтала стать учителем музыки. Не зря, еще будучи студенткой, была отмечена стипендией Законодательного собрания Челябинской области. Много лет Елена Валерьевна руководит женским хором института. Под ее руководством хор дважды становился лауреатом всероссийских творческих конкурсов и трижды — лауреатом международных конкурсов. В 2010 году по итогам Международного фестиваля-конкурса академических хоров и ансамблей, проходившего в г. Екатеринбурге, ей был вручен диплом лучшего дирижера.

Моя сестра Анастасия Ивановна Авдина (Костенок) (р. 1974) в 1996 году окончила филологический факультет, а позднее — аспирантуру ЧГПУ. Работала в лицее № 11 г. Челябинска. В настоящее время — доцент кафедры русского языка и литературы и методики обучения русского языка и литературы в родном вузе, кандидат филологических наук, человек, увлеченный своим делом и своей семьей. Профессиональная деятельность мужа Анастасии Ивановны Вячеслава Викторовича Авдина (р. 1971) после окончания ЧелГУ связана с крупнейшим вузом страны — Южно-Уральским государственным университетом (ЮУрГУ), в котором он закончил аспирантуру, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Был деканом химического факультета. В настоящее время Вячеслав Викторович –заведующий кафедрой экологии и природопользования ЮУрГУ, директор научно-образовательного центра «Нанотехнологии», доктор химических наук. Активно занимался и занимается научными исследованиями, был соисполнителем и руководителем грантов Министерства образования РФ, Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ-Урал), Губернатора Челябинской области и др. Награждался премией Губернатора Челябинской области как молодой ученый. Анастасия Ивановна и Вячеслав Викторович воспитывают двоих детей: дочь Елизавету и маленького сына Витю.

Из троих детей И. И. и Г. В. Костенок только сын Алексей, окончив Челябинский государственный университет (ЧелГУ), посвятил себя производству и бизнесу. Вместе с супругой Анжелой, финансистом с высшим образованием, они имеют немалый стаж руководящей работы на различных должностях в производственной сфере и органах государственной власти. Как знать, может быть, их сын Володя придет работать в образование?

Более тридцати лет педагогического стажа у внучатой племянницы С. П. Усовой Елены Рудольфовны Педо (р. 1965), выпускницы Троицкого педагогического училища и факультета дошкольного образования ЧГПУ. После окончания училища Елена Рудольфовна успешно работала в детских садах г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. Через несколько лет вернулась на свою родину, в п. Красногорский г. Еманжелинска Челябинской области. Будучи человеком, у которого «в руках дело огнем горит», Елена Рудольфовна продолжила педагогическую деятельность в учреждениях дошкольного, дополнительного и общего образования в качестве воспитателя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, педагога-организатора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе филиала средней общеобразовательной школы № 14 п. Красногорский г. Еманжелинска Челябинской области. Имеет дочь Анастасию и сына Владислава.

Другая внучатая племянница С. П. Усовой Эльвира Александровна Гнильская (Усова) (р. 1970) окончила Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков, а внучатый племянник В. А. Степаненко Сергей Александрович Степаненко (р. 1978), будучи по специальности инженером-педагогом, работал в 2000-х годах в частной общеобразовательной школе «Аист» (г. Винница, Украина).

Среди дипломированных представителей нашей педагогической династии в пятом поколении:

– дочь Е. Р. Педо Анастасия Валерьевна Метцлер (Гудкова) (р. 1986)выпускница физического факультета ЧГПУ, работавшая в 2010–2013 гг. в учреждениях дополнительного и высшего профессионального образования г. Челябинска в должностях методиста, преподавателя и заведующей канцелярией;

– дочь внучатого племянника С. П. Усовой Ирина Павловна Перера (Усова) (р. 1986)выпускница естественно-технологического факультета ЧГПУ;

– внучатая племянница И. И. Костенка Наталья Васильевна Петрова (Синебрюхова) (р. 1985) — выпускница Челябинского педагогического колледжа № 1.

Дочь А. И. и В. В. Авдиных Елизавета Вячеславовна Авдина (р. 1998)внастоящее времяобучается в Южно-Уральском государственном институте искусств имени П. И. Чайковского на отделении хорового дирижирования. По окончании обучения, наряду с квалификацией «Дирижер хора», ей будет присвоена квалификация «Преподаватель».

Несомненным украшением нашей педагогической династии являются мама Е. В. Фейгель Ольга Владимировна Фейгель (Затравкина) (р. 1952) и мама В. В. Авдина Алина Львовна Авдина (Шульгина) (р. 1940), учителя более чем с сорокалетним стажем. Ольга Владимировна — выпускница филологического факультета Челябинского государственного педагогического института, в 1970–2010-х годах работала в учреждениях дополнительного, дошкольного и общего образования г. Челябинска методистом, пионерской вожатой, воспитателем детского сада, учителем начальных классов, учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебной работе средней общеобразовательной школы. Еще будучи школьницей, Ольга (тогда еще Затравкина) активно занималась общественной работой в пионерской, а потом и в комсомольской организации, поэтому поступление в пединститут было вполне логичным и закономерным. Ее педагогическая стезя не бы-а прямой и легкой: вначале занималась любимой организаторской работой в должностях пионерской вожатой средней школы и методиста Дома пионеров Тракторозаводского района; когда дочери пошли в детский сад, стала воспитателем детского сада; потом, пройдя курсы профессиональной переподготовки, работала учителем начальных классов и реализовывала интегрированную программу «детский сад — школа»; перед пенсией много лет была завучем начальной школы. С благодарностью вспоминает Ольга Владимировна руководителей образования, от которых многому научилась. О том, что ей это с успехом удалось, свидетельствуют не прекращающиеся и на пенсии звонки от бывших коллег с просьбой помочь в решении той или иной профессиональной проблемы. Кстати, ее старшая дочь Ирина Валерьевна Гневышева (Фейгель) (р. 1976) тоже закончила филологический факультет ЧГПУ. Алина Львовна, потомственный педагог, в 1970–2010-х годах работала учителем русского языка и литературы и заместителем директора по учебной работе в общеобразовательных школах г. Небит-Даг (Туркменская ССР), куда судьба забросила ее вместе с мужем, офицером-летчиком, и двумя сыновьями, и в г. Кустанае (Казахская ССР; Казахстан). И Ольга Владимировна, и Алина Львовна за свой многолетний добросовестный труд неоднократно поощрялись руководством своих учебных заведений и органами управления образованием, а Ольга Владимировна награждена знаком Министерства образования РФ «Отличник народного просвещения».

Подводя промежуточные (я уверен, именно промежуточные) итоги профессиональной деятельности нашей семьи, нельзя не сказать, что педагогическая династия Степаненко-Усовых-Костенок-Фейгель-Авдиных-Педо — это двадцать пять ее представителей, в том числе десять выпускников одного вуза — Челябинского педагогического, это пять посвятивших себя системе образования семейных пар, это около четырехсот лет общего педагогического стажа… И не столь важно, что кто-то из нас проработал в учебных заведениях всю жизнь, а кто-то — несколько лет, не столь значимо, что кто-то получил базовое педагогическое образование, а кто-то пришел в педагогику из другой профессиональной сферы. Главное то, что все мы передали ученикам частицу своей души, а сами, соприкоснувшись с педагогикой, стали пусть даже немного, но лучше. И еще одна мысль. Настоящие учителя, по моему твердому убеждению, навсегда остаются примером не только для своих учеников, но и для своих детей, внуков и правнуков. В этом отношении нам, представителям четвертого и пятого поколений педагогической династии Степаненко-Усовых-Костенок-Фейгель-Авдиных-Педо, без сомнения, повезло, потому что наши прадеды, деды, бабушки и родители были учителями настоящими.

Основные термины (генерируются автоматически): Челябинская область, педагогическая династия, Ольга, заместитель директора, общеобразовательная школа, Великая Отечественная война, детский сад, педагогическая деятельность, русский язык, Украина.

Похожие статьи

Педагогическая династия одной семьи | Статья в журнале...

Педагогическая династия одной семьи. Автор: Ермохина Лариса Григорьевна.

Вторым педагогом нашей династии является моя мама — Василишина Светлана Николаевна. Она окончила Львовское педагогическое училище по специальности «Воспитатель детского сада».

Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём

Большой интерес педагогической деятельности возникает именно от того, что учитель постоянно

Работает в школе №7 г.Якутска, заместитель директора по учебной части.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, школа, педагогический стаж...

Учительская династия семьи Вакуленко | Статья в журнале...

Родоначальником нашей педагогической династии является Вакуленко Галина Петровна. Сразу после окончания школы Галина Петровна работала воспитателем в интернате.

В 1974 году моя мама вместе с сыном Андреем перешла в детский сад № 69 воспитателем.

Династия семьи Горбуновых | Статья в журнале «Юный ученый»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Зам.директора по учебной части, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хоробутская средняя общеобразовательная школа

 27 членов имеют педагогическое образование, из них работают по образованию 19.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность.

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы.

Поднимаются проблемы воспитания с целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога.

История родного края | Статья в журнале «Юный ученый»

В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Авторы: Привидинюк Ольга Михайловна, Максак Ольга Владимировна, Шолухо

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно

Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные, достоверные...

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении...

Тема Великой Отечественной войны привлекала и привлекает внимание, как

История Великой Отечественной войны настолько многогранна, обширна и глубока, что всегда

Зав. РОНО: Булдаков. При школах и детских домах района организовывались подсобные хозяйства.

Учителя-фронтовики Северо-Енисейской школы № 1 имени...

Введение. В условиях современного общества все более актуальными становятся задачи воспитания патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, родного края. Стремительно, словно куда-то спешат, пролетают год за годом.

Похожие статьи

Педагогическая династия одной семьи | Статья в журнале...

Педагогическая династия одной семьи. Автор: Ермохина Лариса Григорьевна.

Вторым педагогом нашей династии является моя мама — Василишина Светлана Николаевна. Она окончила Львовское педагогическое училище по специальности «Воспитатель детского сада».

Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём

Большой интерес педагогической деятельности возникает именно от того, что учитель постоянно

Работает в школе №7 г.Якутска, заместитель директора по учебной части.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, школа, педагогический стаж...

Учительская династия семьи Вакуленко | Статья в журнале...

Родоначальником нашей педагогической династии является Вакуленко Галина Петровна. Сразу после окончания школы Галина Петровна работала воспитателем в интернате.

В 1974 году моя мама вместе с сыном Андреем перешла в детский сад № 69 воспитателем.

Династия семьи Горбуновых | Статья в журнале «Юный ученый»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Зам.директора по учебной части, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хоробутская средняя общеобразовательная школа

 27 членов имеют педагогическое образование, из них работают по образованию 19.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность.

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы.

Поднимаются проблемы воспитания с целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога.

История родного края | Статья в журнале «Юный ученый»

В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Авторы: Привидинюк Ольга Михайловна, Максак Ольга Владимировна, Шолухо

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно

Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные, достоверные...

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении...

Тема Великой Отечественной войны привлекала и привлекает внимание, как

История Великой Отечественной войны настолько многогранна, обширна и глубока, что всегда

Зав. РОНО: Булдаков. При школах и детских домах района организовывались подсобные хозяйства.

Учителя-фронтовики Северо-Енисейской школы № 1 имени...

Введение. В условиях современного общества все более актуальными становятся задачи воспитания патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, родного края. Стремительно, словно куда-то спешат, пролетают год за годом.

Задать вопрос