Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейное воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 2421 раз

Библиографическое описание:

Гришина, С. В. Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности / С. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4901/ (дата обращения: 23.04.2024).



Семья и школа — это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего общества

Л. А. Кассиль

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

И здесь роль педагога в просвещении родителей и установлении контакта со школой особенно велика.

Создание позитивного микроклимата в семье — это залог успешного и гармоничного развития ребенка, это один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.

Семья во все времена была и будет одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.

Семья и школа — это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...

Социально-экономическая нестабильность нашей страны привела к ослаблению интереса родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, порождающие много других, связанных с ними, требуют пристального внимания от всех участников образовательного процесса.

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, материальные возможности многодетных семей резко снизились, большинство из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных и “проблемных” семей.

И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

А это значит, что современная школа и современные родители должны находиться в условиях сотрудничества. Иными словами, между школой и семьёй устанавливаются принципиально новый тип сотрудничества — социальное партнёрство, требующее от обеих сторон обязательное соблюдение взаимовыгодных условий и требований.

Под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Проблема взаимодействия семьи и школы должна решаться инновационно и переводить сложившиеся традиционные отношения, где семья занимала пассивную роль в организации образовательного процесса, на новый уровень активно-ответственного взаимовыгодного социального партнёрства, где каждая из сторон в равной степени ответственна за результат обучения и воспитания детей.

Я стараюсь сделать родителей своими союзниками.

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.

Нельзя не согласиться, что огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи.

Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи.

Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм (мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение) — вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания.

Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Это одни из самых главных вопросов современного учителя, ведь работа с родителями — это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети.

Только рядом со взрослым, признающим в маленьком человеке личность, ребёнок может прожить детство во всей его полноте.

Родители — главные социальные партнёры школы.

Каждая школа уделяет много внимания работе с родителями. Задачи и формы работы одинаковые почти у всех. Ведь новое это хорошо забытое старое.

Впервые идея о взаимодействии школы и семьи в процессе воспитания ребенка появилось в конце 19 начале 20 веков.

В 80–90-х годах 20 века проблемы организации взаимодействия школы и семьи нашли свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов. (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, Г. А. Победоносцев)

Системный и комплексный подходы к воспитанию находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Наличие системы воспитания дает предпосылки для осуществления комплексного подхода. Взаимодействие семьи и школы является частью системы воспитательной работы школы, в целом подчиненной определенным целям и имеющей свое содержание.

Такими условиями, по мнению авторов, являются: сотрудничество (взаимопонимание), контроль (взаимоконтроль), восприятие педагогической культуры (педагогический всеобуч).

Соблюдение выделенных условий позволяет избежать противоречий в системе ценностных ориентаций школы и семьи.

Модель социального партнёрства определяет основные цели и задачи сотрудничества, функции и формы взаимодействия педагогов и родителей.

Целью своей работы ставлю: воспитание успешной, социально адаптированной самореализованной личности обучающегося.

Задачами:

– Повышение эффективности совместной воспитательной деятельности семьи и школы.

– Расширение партнерских взаимоотношений с родителями через организацию совместных мероприятий, праздников, акций.

– Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

– Психолого-педагогическое просвещение родителей.

– Оказание помощи родителям в семейном воспитании.

– Совместная организация социальной защиты детей, организация здорового образа жизни в семье, в школе

Основными направлениями вработе являются:

– Формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;

– организация родительского всеобуча;

– взаимодействие социально — психологической службы школы с родителями;

– Работа с молодыми родителями, молодыми семьями (семейные консультации).

– вовлечение в органы школьного самоуправления

В своём классе я веду целенаправленную работу по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс.

Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся. Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями.

Другая часть — “пассивный” актив, т. е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле.

Оставшиеся — это пассивные — родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.

В основном это семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети;

– семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка;

– семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Именно для этих родителей и ведется целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе.

Важным практическим звеном моей работы является алгоритм оказания ребёнку и семье социально-педагогической поддержки, включающий в себя два этапа:

1 этап — выявление детей (семьи), нуждающихся в специальной помощи;

2 этап — координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

В работу включаю: мониторинг социального паспорта семей учащихся класса

Полученные и занесенные в него данные позволяют более целенаправленно на основе дифференцированного подхода к работе с семьями ясно представить картину о семьях учащихся класса.

В процессе работы провожу диагностику семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводим совместно с социальным педагогом и педагогом — психологом индивидуальную и групповую просветительскую работу, профилактические мероприятия.

Цель этой работы — оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Поэтому очень важно суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

1. принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

2. принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

3. принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

4. принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

5. принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений);

6. принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге — учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

7. принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

8. принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

9. принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Благодаря сотрудничеству родителей и школы дети получают любовь и уважение, родители привязанность к своим детям.

Какие же формы сотрудничества можно использовать, что бы добиться положительного результата?

Выделяю индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

В своей работе я использую:

– Коллективно-Творческие Дела («День матери», «День семьи»)

– Семейные проекты

(Семейное проектирование — это новая форма проектной деятельности, в которой семья сама определяет тематику проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением, передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки, получает результат и передает ребенку полномочия для презентации и защиты проекта как семейного)

– Цикл классных часов «Семья + Я».

– Общешкольные родительские конференции, классные родительские собрания тематика, которых направлена на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания. Например, «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба — основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым», «Роль традиций в семейном воспитании», индивидуальные встречи, беседы, родительский лекторий.

– Организация семейного досуга: Дни здоровья, походы, экскурсии, поездки на предприятия, встречи по профориентации.

– Участие родителей в городских, областных конкурсах.

– Взаимодействие с социальным педагогом, педагогом-психологом.

Все классные дела мы стараемся проводить совместно с родителями. Это и классные часы, и классные праздники, и школьные мероприятия, и экскурсии, и походы в театры, музеи, кинотеатры. Такие мероприятия не только позволяют родителям в неформальной обстановке лучше узнать своих детей, но и активно участвовать в образовательном процессе, осуществляя на деле функцию социального партнерства со школой.

Считаю, что все эти мероприятия помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга.

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу — воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира — вот конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.

А станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который утверждал: «Задача школы и родителей — дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье».

Без сомнения, школа должна поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

Эффективность воспитательной системы любого образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Используя разные формы — встречи и беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместную деятельность по совершенствованию школьной жизни... педагоги могут повысить эффективность воспитательного процесса. Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.

Таким образом, включение семьи в образовательное пространство — это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.

Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие.

Литература:

  1. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. Г.А, Леликова, Г. П. Попова «Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний», с.4–17
  3. Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнерству.//Классный руководитель. — 2007.-№ 6.
  4. Кретинина Т. М. Сотрудничество классного руководителя и родителей.// Начальная школа плюс до и после. — 2007.-№ 5
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, школа, ребенок, воспитательный процесс, образовательный процесс, комплексный подход, подрастающее поколение, работа, семейное воспитание.

Похожие статьи

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс...

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

Воспитание и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, школа, воспитательный процесс, индивидуальный подход, норма

Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и. Позитивный воспитательный процесс в семье...

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Семейное воспитание – это сложная и многогранная система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Всем известно, что воспитание подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой современной школы.

Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы, педагоги, должны найти...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Процесс воспитание ребёнка обогащает личные качества родителей, при этом усиливает их

Данный подход к воспитательному процессу считается полностью сознательным, так как

Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов... Воспитание и школа | Статья в журнале...

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

Взаимодействие семьи и школы является эффективным средством воспитания детей. Задача педагога заключается в профессиональном подходе к этому процессу. Важно показать родителям их возможности в общей деятельности и создать условия для реализации...

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию... семья, родитель, ребенок, воспитание...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания... семья, родитель, классный час...

Похожие статьи

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс...

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

Воспитание и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, школа, воспитательный процесс, индивидуальный подход, норма

Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и. Позитивный воспитательный процесс в семье...

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Семейное воспитание – это сложная и многогранная система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Всем известно, что воспитание подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой современной школы.

Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы, педагоги, должны найти...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Процесс воспитание ребёнка обогащает личные качества родителей, при этом усиливает их

Данный подход к воспитательному процессу считается полностью сознательным, так как

Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов... Воспитание и школа | Статья в журнале...

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

Взаимодействие семьи и школы является эффективным средством воспитания детей. Задача педагога заключается в профессиональном подходе к этому процессу. Важно показать родителям их возможности в общей деятельности и создать условия для реализации...

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию... семья, родитель, ребенок, воспитание...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания... семья, родитель, классный час...

Задать вопрос