Влияние личности учителя на процесс адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Кувайцева-Солодовник, Е. А. Влияние личности учителя на процесс адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено / Е. А. Кувайцева-Солодовник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4879/ (дата обращения: 27.01.2021).



Данная работа — это размышление о том, как пять степеней личности учителя влияют на достижение успешных результатов в сложный адаптационный период. Доклад освещает один из самых сложных и актуальных вопросов в преподавании русского языка и литературы — это создание условий для успешной адаптации младших школьников при переходе со ступени начального общего образования — на основную.

Ключевые слова: учитель русского языка, успешная адаптация, учитель- творец, самокоррекция.

Каждый учитель русского языка и литературы сталкивается с проблемой адаптации младших школьников при переходе со ступени начального образования — на основную. Постоянно эта тема поднимается на педагогических фестивалях, различных семинарах, педсоветах, предлагаются пути решения этой проблемы, но ежегодно мы, словесники, возвращаемся к тому, с чего начинали. Почему так происходит? Нам кажется, что идет это от нашего нежелания понять сущность проблемы, ее истинные причины.

В чем же заключаются причины возникновения проблем адаптации? В том, что начальная школа «плохо подготовила» учащихся (такое мнение можно услышать), в психологических особенностях детей данного возраста или в чем-то другом, нам уже известном?..

Как нам кажется, проблема эта заключается, как ни тяжело это признавать, в нас самих, в учителях! Дело в том, что пятые классы мы, словесники, берем не так уж часто и успеваем отвыкнуть, вернее не можем вовремя «перестроиться», «переключиться» на малышей, т. к. работая с учащимися старшего и среднего звена, привыкаем к их умственным способностям и психологическим особенностям. Учителя устраивает, что ребята быстро усваивают материал, понимают используемую им терминологию и имеют определенный запас знаний, которым можно оперировать на уроке. И часто, столкнувшись с полным несоответствием требований (как правило, завышенных) возможностям пятиклассников, преподаватель начинает нервничать, предъявлять свои требования, чересчур нагружать учеников.

Можно говорить об адаптации самого учителя, поэтому словесник, начинающий работу в 5-ом классе после перерыва, в первую очередь должен быть готов как психологически, так и профессионально к самокоррекции, самовоспитанию и «самореконструкции». Необходимо самому соответствовать требованиям, выдвигаемым учителю XXI века.

Каковы эти требования?

Первое — быть личностью.

Второе — быть профессионалом.

Третье — быть самому учеником.

Четвертое — быть исследователем.

Пятое — быть гражданином.

Эти требования соответствуют пяти степеням современного учителя, которые должны быть в обязательном порядке в преподавателе русского языка и литературы.

Учитель — личность

Словесник как личность имеет особое влияние на учащихся, а в особенности на пятиклассников. Как правило, он больше, чем другие предметники, общается с детьми и является как бы носителем знаний, идей, этики, поэтому мы выделяем основные личностные свойства учителя, которые помогут пройти период адаптации с наименьшими психологическими и эмоциональными «затратами».

В первую очередь — это критичность к себе, выдержка и самообладание, любовь к детям, гибкость поведения, вежливость, внимательность, воспитанность, доброжелательность, чуткость, доброта, стремление к самосовершенствованию, тактичность, искренность и в какой-то мере смелость.

Работая с пятиклассниками, словесник также должен помнить, что он не только передает знания, но и личным примером учит детей овладевать навыками самообразования, самообучения и самовоспитания, поэтому учителю необходимо заботиться о самодисциплине, организованности, ответственности.

Пятиклассники ценят в учителе и такие качества, как справедливость, правдивость, эмоциональность, так как ребята сами обладают ими и хотят видеть их в своем преподавателе.

Особенно интересна ученикам личность учителя, у которого есть очень важное свойство — чувство нового. Преподаватели, годами работающие в школе и имеющие неоспоримый авторитет, испытывая сложности во взаимопонимании с пятиклассниками, задаются вопросом: почему молодые учителя так быстро находят общий язык с учениками. Ответ очевиден: у начинающего учителя еще остро стремление к новому, а новое для детей всегда связано с интересным и увлекательным. Словесник, стремящийся к созданию условий для успешной адаптации младших школьников, не должен останавливаться на достигнутом, а должен стремиться к освоению новых технологий, методов и средств обучения.

Учитель — профессионал

Основная цель словесника — пробудить в пятиклассниках интерес к занятиям, так как только интерес повышает внимание, придает особенную ясность и отчетливость восприятию, активизирует творческие способности, обостряет мыслительную деятельность. Урок русского языка и литературы должен быть интересным, ведь еще Джанни Родари сказал: «Что интересно, то и полезно». Эти слова должны стать девизом учителя-словесника.

Целям пробуждения интереса к занятиям по русскому языку и литературе служит повышение научного уровня обучения. Истинный интерес к науке может возникнуть в том случае, если материал урока содержит факты и сведения, понятные ребенку, поэтому профессионализм учителя базируется на умении доходчиво представлять новую информацию и владении новейшими педагогическими технологиями. Учитель-профессионал использует все методы и средства обучения для достижения поставленных целей.

Особое внимание преподаватель должен обращать на то, какая обстановка царит на уроке: всем ли ученикам понятно задание, смогут ли все справиться с ним. И задача учителя-профессионала — создать такую ситуацию на уроке, в которой каждый ученик может выполнить поставленные перед ним задачи, то есть создать ситуацию успеха на уроке.

Учитель — ученик

У кого же должен учиться сам педагог, работающий над проблемой адаптации? Ответов на этот вопрос будет множество, но только один из них, по нашему мнению, будет верным — учиться надо у своих учеников. Учиться их непосредственности, любознательности, активному поиску правильных путей и ответов.

Самым важным для словесника, который взял пятый класс и создает условия для успешной адаптации младших школьников, должно стать желание научиться думать, видеть, слышать, представлять, как это делает ученик 5-го класса. Ведь самое тяжелое для словесника, работающего в среднем и старшем звене, — это переключиться, подстроиться к умственным способностям, психологическим особенностям, умениям и навыкам детей 9–10 лет. Мы как бы спускаемся на ступень к ребятам, чтобы понять их, прочувствовать и найти общий язык с ними. Учитель тогда точно может сориентироваться, какие факты, упражнения, задания будут интересны ребятам, а значит, он сможет реализовать поставленные учебные и методические цели на уроке.

Задача, которая стоит перед самим учителем, — это быть человеком, человеком творческим, думающим, великодушным, всегда помнящим, что учить — значит учиться, заботиться о широте своего кругозора. Всегда быть в поиске! В поиске новых форм, новых идей, новых вдохновений.

Учитель — исследователь

Никогда словесник-исследователь не пытается просто передать знания. Он стремится разгадать, исследовать душу каждого ребенка, задействовать его разум, мысль, сделать их активными, разбудить в ребенке то, что в нем скрыто даже для него самого. Учитель-исследователь ставит перед учеником определенные задачи, предоставляя возможность каждому продвигаться к истине своим путем, а затем исследует реакцию, которая возникает у учащегося. Словесник не вмешивается в процесс познания, чтобы не нарушить его, а лишь отслеживает результаты.

Как исследователь словесник пытается понять и устранить причины, мешающие тому или иному пятикласснику осваивать новый материал. Все это требует от учителя умения ставить перед собой исследовательские задачи и с успехом решать их. В связи с этим важно то исследование, которое должен провести на первых уроках словесник в 5-м классе, чтобы оценить ситуацию, выявить слабых и неуверенных в себе учеников, а затем построить работу таким образом, чтобы скорректировать результаты. Заинтересовать, удивить, увлечь, заставить поверить в себя — вот главные задачи настоящего словесника-исследователя. Он предоставляет возможность каждому ребенку продвигаться к истине своим путем, улавливая те моменты, которые важны для понимания. Вера учителя в ученика рождает веру ученика в себя и, конечно, веру в учителя.

Учитель — гражданин

Учитель, будучи призванным формировать человеческую личность для будущего общества, должен не только учить грамматике, но и воспитывать нового человека, нового гражданина, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Учитель как гражданин должен иметь устремлённость в будущее. И великие свершения настоящего обязывают его работать творчески. Конечно, не всякому дано стать мастером высокого класса, но само стремление к мастерству, энтузиазм, воодушевление — все это должно определять характер труда учителя. Миссия учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться в себе, найти и изъявить себя.

Поднявшись по этим пяти ступеням, учитель достигнет своей цели: успешно пройдет вместе с детьми тяжелый процесс адаптации.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, учитель, словесник, успешная адаптация, ученик, ребенок, личность учителя, общий язык, проблема адаптации, создание условий.

Ключевые слова

самокоррекция, учитель русского языка, успешная адаптация, учитель- творец

Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Из вышесказанного можно сделать вывод, что адаптация учителя — это процесс успешного

Успешный процесс адаптации обеспечивает высокую эффективность дальнейшего труда

Последовательное решение вышеупомянутых задач является необходимым условием для...

Соотношение «Я–реального» и «Я-идеального» педагога как...

Успешность адаптации первоклассников в школе во многом обусловлена личностью

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности...

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Условия успешной адаптации | Статья в сборнике...

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на...

О роли классного руководителя в период адаптации кадет...

В условиях реализации ФГОС особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Потому что изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям

Проблемами адаптации младших школьников к условиям обучения в школе занимались Б. Н

Некоторые из педагогов включают еще один критерий — ребенок должен привыкнуть к...

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников...

Психологические условия успешной адаптации школьников к среднему звену обучения выражаются в актуализации следующих адаптационных

Также для психолога немаловажно создание оптимальных условий для адаптации всех учеников и развитие уже достигнутых...

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, девиантная адаптация, дезадаптация, личность, социум, социализация. Проблема адаптации личности к постоянно меняющемуся миру является актуальной и предъявляет повышенные требования к организации...

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

Учителя-словесники о роли текста в современном процессе обучения русскому языку.

Включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду школы как условие их успешной адаптации в современном обществе.

Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Из вышесказанного можно сделать вывод, что адаптация учителя — это процесс успешного

Успешный процесс адаптации обеспечивает высокую эффективность дальнейшего труда

Последовательное решение вышеупомянутых задач является необходимым условием для...

Соотношение «Я–реального» и «Я-идеального» педагога как...

Успешность адаптации первоклассников в школе во многом обусловлена личностью

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности...

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Условия успешной адаптации | Статья в сборнике...

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на...

О роли классного руководителя в период адаптации кадет...

В условиях реализации ФГОС особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Потому что изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям

Проблемами адаптации младших школьников к условиям обучения в школе занимались Б. Н

Некоторые из педагогов включают еще один критерий — ребенок должен привыкнуть к...

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников...

Психологические условия успешной адаптации школьников к среднему звену обучения выражаются в актуализации следующих адаптационных

Также для психолога немаловажно создание оптимальных условий для адаптации всех учеников и развитие уже достигнутых...

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, девиантная адаптация, дезадаптация, личность, социум, социализация. Проблема адаптации личности к постоянно меняющемуся миру является актуальной и предъявляет повышенные требования к организации...

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

Учителя-словесники о роли текста в современном процессе обучения русскому языку.

Включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду школы как условие их успешной адаптации в современном обществе.

Задать вопрос