Влияние личности учителя на процесс адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Автор: Кувайцева-Солодовник Елена Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 06.02.2020
Статья просмотрена: 273 раза
Библиографическое описание:
Кувайцева-Солодовник, Е. А. Влияние личности учителя на процесс адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено / Е. А. Кувайцева-Солодовник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4879/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данная работа — это размышление о том, как пять степеней личности учителя влияют на достижение успешных результатов в сложный адаптационный период. Доклад освещает один из самых сложных и актуальных вопросов в преподавании русского языка и литературы — это создание условий для успешной адаптации младших школьников при переходе со ступени начального общего образования — на основную.
Ключевые слова: учитель русского языка, успешная адаптация, учитель- творец, самокоррекция.
Каждый учитель русского языка и литературы сталкивается с проблемой адаптации младших школьников при переходе со ступени начального образования — на основную. Постоянно эта тема поднимается на педагогических фестивалях, различных семинарах, педсоветах, предлагаются пути решения этой проблемы, но ежегодно мы, словесники, возвращаемся к тому, с чего начинали. Почему так происходит? Нам кажется, что идет это от нашего нежелания понять сущность проблемы, ее истинные причины.
В чем же заключаются причины возникновения проблем адаптации? В том, что начальная школа «плохо подготовила» учащихся (такое мнение можно услышать), в психологических особенностях детей данного возраста или в чем-то другом, нам уже известном?..
Как нам кажется, проблема эта заключается, как ни тяжело это признавать, в нас самих, в учителях! Дело в том, что пятые классы мы, словесники, берем не так уж часто и успеваем отвыкнуть, вернее не можем вовремя «перестроиться», «переключиться» на малышей, т. к. работая с учащимися старшего и среднего звена, привыкаем к их умственным способностям и психологическим особенностям. Учителя устраивает, что ребята быстро усваивают материал, понимают используемую им терминологию и имеют определенный запас знаний, которым можно оперировать на уроке. И часто, столкнувшись с полным несоответствием требований (как правило, завышенных) возможностям пятиклассников, преподаватель начинает нервничать, предъявлять свои требования, чересчур нагружать учеников.
Можно говорить об адаптации самого учителя, поэтому словесник, начинающий работу в 5-ом классе после перерыва, в первую очередь должен быть готов как психологически, так и профессионально к самокоррекции, самовоспитанию и «самореконструкции». Необходимо самому соответствовать требованиям, выдвигаемым учителю XXI века.
Каковы эти требования?
Первое — быть личностью.
Второе — быть профессионалом.
Третье — быть самому учеником.
Четвертое — быть исследователем.
Пятое — быть гражданином.
Эти требования соответствуют пяти степеням современного учителя, которые должны быть в обязательном порядке в преподавателе русского языка и литературы.
Учитель — личность
Словесник как личность имеет особое влияние на учащихся, а в особенности на пятиклассников. Как правило, он больше, чем другие предметники, общается с детьми и является как бы носителем знаний, идей, этики, поэтому мы выделяем основные личностные свойства учителя, которые помогут пройти период адаптации с наименьшими психологическими и эмоциональными «затратами».
В первую очередь — это критичность к себе, выдержка и самообладание, любовь к детям, гибкость поведения, вежливость, внимательность, воспитанность, доброжелательность, чуткость, доброта, стремление к самосовершенствованию, тактичность, искренность и в какой-то мере смелость.
Работая с пятиклассниками, словесник также должен помнить, что он не только передает знания, но и личным примером учит детей овладевать навыками самообразования, самообучения и самовоспитания, поэтому учителю необходимо заботиться о самодисциплине, организованности, ответственности.
Пятиклассники ценят в учителе и такие качества, как справедливость, правдивость, эмоциональность, так как ребята сами обладают ими и хотят видеть их в своем преподавателе.
Особенно интересна ученикам личность учителя, у которого есть очень важное свойство — чувство нового. Преподаватели, годами работающие в школе и имеющие неоспоримый авторитет, испытывая сложности во взаимопонимании с пятиклассниками, задаются вопросом: почему молодые учителя так быстро находят общий язык с учениками. Ответ очевиден: у начинающего учителя еще остро стремление к новому, а новое для детей всегда связано с интересным и увлекательным. Словесник, стремящийся к созданию условий для успешной адаптации младших школьников, не должен останавливаться на достигнутом, а должен стремиться к освоению новых технологий, методов и средств обучения.
Учитель — профессионал
Основная цель словесника — пробудить в пятиклассниках интерес к занятиям, так как только интерес повышает внимание, придает особенную ясность и отчетливость восприятию, активизирует творческие способности, обостряет мыслительную деятельность. Урок русского языка и литературы должен быть интересным, ведь еще Джанни Родари сказал: «Что интересно, то и полезно». Эти слова должны стать девизом учителя-словесника.
Целям пробуждения интереса к занятиям по русскому языку и литературе служит повышение научного уровня обучения. Истинный интерес к науке может возникнуть в том случае, если материал урока содержит факты и сведения, понятные ребенку, поэтому профессионализм учителя базируется на умении доходчиво представлять новую информацию и владении новейшими педагогическими технологиями. Учитель-профессионал использует все методы и средства обучения для достижения поставленных целей.
Особое внимание преподаватель должен обращать на то, какая обстановка царит на уроке: всем ли ученикам понятно задание, смогут ли все справиться с ним. И задача учителя-профессионала — создать такую ситуацию на уроке, в которой каждый ученик может выполнить поставленные перед ним задачи, то есть создать ситуацию успеха на уроке.
Учитель — ученик
У кого же должен учиться сам педагог, работающий над проблемой адаптации? Ответов на этот вопрос будет множество, но только один из них, по нашему мнению, будет верным — учиться надо у своих учеников. Учиться их непосредственности, любознательности, активному поиску правильных путей и ответов.
Самым важным для словесника, который взял пятый класс и создает условия для успешной адаптации младших школьников, должно стать желание научиться думать, видеть, слышать, представлять, как это делает ученик 5-го класса. Ведь самое тяжелое для словесника, работающего в среднем и старшем звене, — это переключиться, подстроиться к умственным способностям, психологическим особенностям, умениям и навыкам детей 9–10 лет. Мы как бы спускаемся на ступень к ребятам, чтобы понять их, прочувствовать и найти общий язык с ними. Учитель тогда точно может сориентироваться, какие факты, упражнения, задания будут интересны ребятам, а значит, он сможет реализовать поставленные учебные и методические цели на уроке.
Задача, которая стоит перед самим учителем, — это быть человеком, человеком творческим, думающим, великодушным, всегда помнящим, что учить — значит учиться, заботиться о широте своего кругозора. Всегда быть в поиске! В поиске новых форм, новых идей, новых вдохновений.
Учитель — исследователь
Никогда словесник-исследователь не пытается просто передать знания. Он стремится разгадать, исследовать душу каждого ребенка, задействовать его разум, мысль, сделать их активными, разбудить в ребенке то, что в нем скрыто даже для него самого. Учитель-исследователь ставит перед учеником определенные задачи, предоставляя возможность каждому продвигаться к истине своим путем, а затем исследует реакцию, которая возникает у учащегося. Словесник не вмешивается в процесс познания, чтобы не нарушить его, а лишь отслеживает результаты.
Как исследователь словесник пытается понять и устранить причины, мешающие тому или иному пятикласснику осваивать новый материал. Все это требует от учителя умения ставить перед собой исследовательские задачи и с успехом решать их. В связи с этим важно то исследование, которое должен провести на первых уроках словесник в 5-м классе, чтобы оценить ситуацию, выявить слабых и неуверенных в себе учеников, а затем построить работу таким образом, чтобы скорректировать результаты. Заинтересовать, удивить, увлечь, заставить поверить в себя — вот главные задачи настоящего словесника-исследователя. Он предоставляет возможность каждому ребенку продвигаться к истине своим путем, улавливая те моменты, которые важны для понимания. Вера учителя в ученика рождает веру ученика в себя и, конечно, веру в учителя.
Учитель — гражданин
Учитель, будучи призванным формировать человеческую личность для будущего общества, должен не только учить грамматике, но и воспитывать нового человека, нового гражданина, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Учитель как гражданин должен иметь устремлённость в будущее. И великие свершения настоящего обязывают его работать творчески. Конечно, не всякому дано стать мастером высокого класса, но само стремление к мастерству, энтузиазм, воодушевление — все это должно определять характер труда учителя. Миссия учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться в себе, найти и изъявить себя.
Поднявшись по этим пяти ступеням, учитель достигнет своей цели: успешно пройдет вместе с детьми тяжелый процесс адаптации.
Похожие статьи
Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ
Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...
К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.
Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента
В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах
Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка
Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...
Воспитательная система как способ формирования общих компетенций выпускника образовательного учреждения
В данной статье затрагивается одна из проблем современного профессионального образования, которую автор видит в сложном процессе организации образования. Данная проблемы проявляется в виде возложения обязанностей руководства учебными группами на маст...
Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)
Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...
Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)
В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...
Похожие статьи
Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ
Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...
К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.
Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента
В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах
Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка
Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...
Воспитательная система как способ формирования общих компетенций выпускника образовательного учреждения
В данной статье затрагивается одна из проблем современного профессионального образования, которую автор видит в сложном процессе организации образования. Данная проблемы проявляется в виде возложения обязанностей руководства учебными группами на маст...
Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)
Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...
Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)
В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...