Опыт формирования конфликтологической грамотности у воспитателей детских лагерей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель»
Автор: Сафина Евгения Александровна
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 06.02.2020
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Сафина, Е. А. Опыт формирования конфликтологической грамотности у воспитателей детских лагерей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» / Е. А. Сафина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4865/ (дата обращения: 19.04.2024).
В статье автор рассматривает сущность межличностного конфликта в диаде «воспитатель — родитель» в детском лагере и предлагает рассмотреть программу подготовки воспитателей в данной области деятельности.
Ключевые слова: детский лагерь, межличностный конфликт в диаде «воспитатель — родитель», роль медиатора.
В детской и подростковой среде довольно часто происходят конфликты, основой для которых может стать небольшая причина. Однако невнимательность и нежелание разрешать такие конфликты приводят к большим последствиям.
В лагере, когда подросток находится практически весь день в присутствии взрослых, у воспитателя есть уникальная возможность изучать причины появляющихся противоречий между воспитанниками, а так же помогать им в их преодолении, что чаще всего и происходит в практической деятельности [2]. Воспитатель всегда добросовестно подходит к разрешению проблем такого характера, принимая на себя роль медиатора, и интуитивно помогает подросткам решить конфликт. В случае если педагогу не хватает профильных знаний или личного опыта, то он может обратиться за помощью к педагогу-психологу или иному специалисту (старший воспитатель, куратор отряда и др.). Но в детском лагере в смену закрепляется 2–3 педагога-психолога на 700 детей-участников смены и 70 воспитателей. Такого количества специалистов не хватает для качественного сопровождения всех воспитателей.
Прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, каждый воспитатель проходит профильную подготовку, тем не менее, ни в одном из направлений подготовки воспитателей к практической деятельности не рассматривается эффективное разрешение межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель», их предупреждение и профилактика.
Чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, осознанно применять эффективные механизмы педагогического воздействия и техники общения [1].
Исходя из проведенного нами исследования, наиболее сложными видами межличностных конфликтов педагоги детского лагеря выделяют конфликты в диаде «воспитатель — родитель». Воспитатели отмечают следующие варианты причин сложности разрешения данных конфликтов: «родитель проявляет агрессию, не достаточно аргументов доказать свою позицию», «конфликтная ситуация решается в режиме телефонного звонка», «родитель эмоционально реагирует на небольшую проблему ребенка», «проблемы — нет, но родитель ее придумывает», «не могу спорить с человеком, который старше меня по возрасту» и др. Популярным ответом является — «не хватает знаний для грамотного разрешения конфликта».
Неразрешенность такого рода конфликтов может привести к ряду последствий: потеря авторитета у родителя, а вследствие и ребенка, негативный отзыв о работе педагога в администрацию детского лагеря, снижение престижа детского лагеря, испорченные впечатления об отдыхе в детском лагере и т. д.
Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться. Эту работу можно вести целенаправленно, например, на курсах по бесконфликтному общению, прибегать к помощи профильных специалистов, а также ежедневно на конкретных примерах, происходящих в отряде, происходящих в отряде, учить ребят конструктивно общаться друг с другом [2].
Также эффективным будет дополнительная подготовка воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». Мы рассматриваем воспитателя детского лагеря в роли медиатора, т. е. специалиста, осуществляющего, в первую очередь, свою профессиональную деятельность, и владеющего медиативными технологиями, которые непосредственно может применить в собственной возникшей конфликтной ситуации, в т. ч. и с родителем ребенка или выступить независимой стороной в конфликте других людей.
Деятельность воспитателя в роли медиатора в Российской Федерации осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых документов: ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования.
В указанных нормативно-правовых документах определены требования к воспитателю — уметь диагностировать, разрешать конфликты и осуществлять их профилактику, а также осуществлять взаимодействие с родителями или законными представителями детей, в том числе привлекать их к разрешению конфликтов.
С целью повышения конфликтологической грамотности воспитателей, была реализована программа подготовки воспитателей детского лагеря в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». В программе нами обозначены задачи, ориентированные на формирование знаний у воспитателя в области разрешения межличностных конфликтов в условиях детского лагеря, отработка их в практической деятельности, а также создание условий для формирования мотивации воспитателя к разрешению межличностных конфликтов.
Программа была реализована в рамках профильных курсов подготовки воспитателей к практической деятельности. В рамках данной программы освещались следующие темы: «Основы изучения конфликта», «Основы переговорных технологий», «Основы эффективного взаимодействия с родителями подростков», в ходе практических занятий педагоги отрабатывали навыки медиативных технологий.
Для замера эффективности программы проводились первичная (нулевой срез) и вторичная диагностики по познавательному, деятельностному и ценностно-эмоциональному компонентам в двух группах: экспериментальной (была реализована программа подготовки воспитателей) и контрольной (деятельность осуществлялась в естественных условиях).
Сравнительный анализ показал следующие результаты: повышение уровня конфликтологической грамотности воспитателей в экспериментальной группе на 50 %. В контрольной группе число воспитателей, имеющих высокий уровень конфликтологической грамотности, не изменилось и осталось на прежнем показателе.
Следовательно, программа подготовки воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» эффективна и ее следует рассмотреть как отдельное направление подготовки воспитателей к практической деятельности.
Литература:
- Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ «Орлёнок». Авторский коллектив/ Под общей ред. Джеуса А. В. к.п.н., Зубахина А. А. к.п.н., Сайфиной А. А., Яблоковой А. В. — ВДЦ «Орлёнок» — 2013 — стр. 123.
- Лобынцева Е. В., Лобынцева С. В. Невыдуманные истории из жизни детей и вожатых… — М.: АРКТИ, 2013. — 240 с.
Ключевые слова
детский лагерь, межличностный конфликт в диаде «воспитатель — родитель», роль медиатораПохожие статьи
Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях
‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...
Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...
Участниками педагогического конфликта считаются педагоги, руководители, родители и дети.
Для того что бы избежать конфликты между педагогами и родителями, необходимо сделать
Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации.
Предупреждение и способы разрешения конфликтов...
Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.
Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике...
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо...
Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...
Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном
Воспитатель (вожатый) – ключевая фигура, определяющая успешность развития личности ребенка. Развитие детского коллектива в...
Организация работы специалистов интернатного учреждения по...
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками...
Психологические особенности конфликтов во временном...
Но при разрешении конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря немаловажен настрой и самого вожатого.Для организации работы педагогического и вожатского отряда в лагере с детьми рекомендуется в период подготовки лагерной мены...
Профилактика и преодоление конфликтов в детско-родительских...
В статье рассматриваются вопросы преодоления и профилактики конфликтов между родителями и детьми. Представлен комплекс мер, направленных на профилактику и преодоление конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.
Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...
Конфликт в профессиональной деятельности педагога часто расценивается как стремление учителя
Конфликт в педагогической среде — естественное социальное явление для такого динамичного
В последнее время в обществе встречается всё больше «проблемных» детей...
Профилактика межличностных конфликтов... | Молодой ученый
Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе
Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является
1. Психологическое просвещение, заключающееся в приобщении педагогов и родителей к...
Похожие статьи
Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях
‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...
Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...
Участниками педагогического конфликта считаются педагоги, руководители, родители и дети.
Для того что бы избежать конфликты между педагогами и родителями, необходимо сделать
Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации.
Предупреждение и способы разрешения конфликтов...
Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.
Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике...
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо...
Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...
Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном
Воспитатель (вожатый) – ключевая фигура, определяющая успешность развития личности ребенка. Развитие детского коллектива в...
Организация работы специалистов интернатного учреждения по...
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками...
Психологические особенности конфликтов во временном...
Но при разрешении конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря немаловажен настрой и самого вожатого.Для организации работы педагогического и вожатского отряда в лагере с детьми рекомендуется в период подготовки лагерной мены...
Профилактика и преодоление конфликтов в детско-родительских...
В статье рассматриваются вопросы преодоления и профилактики конфликтов между родителями и детьми. Представлен комплекс мер, направленных на профилактику и преодоление конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.
Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...
Конфликт в профессиональной деятельности педагога часто расценивается как стремление учителя
Конфликт в педагогической среде — естественное социальное явление для такого динамичного
В последнее время в обществе встречается всё больше «проблемных» детей...
Профилактика межличностных конфликтов... | Молодой ученый
Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе
Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является
1. Психологическое просвещение, заключающееся в приобщении педагогов и родителей к...