Опыт формирования конфликтологической грамотности у воспитателей детских лагерей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Сафина, Е. А. Опыт формирования конфликтологической грамотности у воспитателей детских лагерей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» / Е. А. Сафина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4865/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор рассматривает сущность межличностного конфликта в диаде «воспитатель — родитель» в детском лагере и предлагает рассмотреть программу подготовки воспитателей в данной области деятельности.

Ключевые слова: детский лагерь, межличностный конфликт в диаде «воспитатель — родитель», роль медиатора.

В детской и подростковой среде довольно часто происходят конфликты, основой для которых может стать небольшая причина. Однако невнимательность и нежелание разрешать такие конфликты приводят к большим последствиям.

В лагере, когда подросток находится практически весь день в присутствии взрослых, у воспитателя есть уникальная возможность изучать причины появляющихся противоречий между воспитанниками, а так же помогать им в их преодолении, что чаще всего и происходит в практической деятельности [2]. Воспитатель всегда добросовестно подходит к разрешению проблем такого характера, принимая на себя роль медиатора, и интуитивно помогает подросткам решить конфликт. В случае если педагогу не хватает профильных знаний или личного опыта, то он может обратиться за помощью к педагогу-психологу или иному специалисту (старший воспитатель, куратор отряда и др.). Но в детском лагере в смену закрепляется 2–3 педагога-психолога на 700 детей-участников смены и 70 воспитателей. Такого количества специалистов не хватает для качественного сопровождения всех воспитателей.

Прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, каждый воспитатель проходит профильную подготовку, тем не менее, ни в одном из направлений подготовки воспитателей к практической деятельности не рассматривается эффективное разрешение межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель», их предупреждение и профилактика.

Чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, осознанно применять эффективные механизмы педагогического воздействия и техники общения [1].

Исходя из проведенного нами исследования, наиболее сложными видами межличностных конфликтов педагоги детского лагеря выделяют конфликты в диаде «воспитатель — родитель». Воспитатели отмечают следующие варианты причин сложности разрешения данных конфликтов: «родитель проявляет агрессию, не достаточно аргументов доказать свою позицию», «конфликтная ситуация решается в режиме телефонного звонка», «родитель эмоционально реагирует на небольшую проблему ребенка», «проблемы — нет, но родитель ее придумывает», «не могу спорить с человеком, который старше меня по возрасту» и др. Популярным ответом является — «не хватает знаний для грамотного разрешения конфликта».

Неразрешенность такого рода конфликтов может привести к ряду последствий: потеря авторитета у родителя, а вследствие и ребенка, негативный отзыв о работе педагога в администрацию детского лагеря, снижение престижа детского лагеря, испорченные впечатления об отдыхе в детском лагере и т. д.

Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться. Эту работу можно вести целенаправленно, например, на курсах по бесконфликтному общению, прибегать к помощи профильных специалистов, а также ежедневно на конкретных примерах, происходящих в отряде, происходящих в отряде, учить ребят конструктивно общаться друг с другом [2].

Также эффективным будет дополнительная подготовка воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». Мы рассматриваем воспитателя детского лагеря в роли медиатора, т. е. специалиста, осуществляющего, в первую очередь, свою профессиональную деятельность, и владеющего медиативными технологиями, которые непосредственно может применить в собственной возникшей конфликтной ситуации, в т. ч. и с родителем ребенка или выступить независимой стороной в конфликте других людей.

Деятельность воспитателя в роли медиатора в Российской Федерации осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых документов: ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования.

В указанных нормативно-правовых документах определены требования к воспитателю — уметь диагностировать, разрешать конфликты и осуществлять их профилактику, а также осуществлять взаимодействие с родителями или законными представителями детей, в том числе привлекать их к разрешению конфликтов.

С целью повышения конфликтологической грамотности воспитателей, была реализована программа подготовки воспитателей детского лагеря в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». В программе нами обозначены задачи, ориентированные на формирование знаний у воспитателя в области разрешения межличностных конфликтов в условиях детского лагеря, отработка их в практической деятельности, а также создание условий для формирования мотивации воспитателя к разрешению межличностных конфликтов.

Программа была реализована в рамках профильных курсов подготовки воспитателей к практической деятельности. В рамках данной программы освещались следующие темы: «Основы изучения конфликта», «Основы переговорных технологий», «Основы эффективного взаимодействия с родителями подростков», в ходе практических занятий педагоги отрабатывали навыки медиативных технологий.

Для замера эффективности программы проводились первичная (нулевой срез) и вторичная диагностики по познавательному, деятельностному и ценностно-эмоциональному компонентам в двух группах: экспериментальной (была реализована программа подготовки воспитателей) и контрольной (деятельность осуществлялась в естественных условиях).

Сравнительный анализ показал следующие результаты: повышение уровня конфликтологической грамотности воспитателей в экспериментальной группе на 50 %. В контрольной группе число воспитателей, имеющих высокий уровень конфликтологической грамотности, не изменилось и осталось на прежнем показателе.

Следовательно, программа подготовки воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» эффективна и ее следует рассмотреть как отдельное направление подготовки воспитателей к практической деятельности.

Литература:

  1. Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ «Орлёнок». Авторский коллектив/ Под общей ред. Джеуса А. В. к.п.н., Зубахина А. А. к.п.н., Сайфиной А. А., Яблоковой А. В. — ВДЦ «Орлёнок» — 2013 — стр. 123.
  2. Лобынцева Е. В., Лобынцева С. В. Невыдуманные истории из жизни детей и вожатых… — М.: АРКТИ, 2013. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский лагерь, воспитатель, практическая деятельность, конфликт, область разрешения, программа подготовки воспитателей, родитель, роль медиатора, время конфликта, межличностный конфликт.

Ключевые слова

детский лагерь, межличностный конфликт в диаде «воспитатель — родитель», роль медиатора

Похожие статьи

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...

Участниками педагогического конфликта считаются педагоги, руководители, родители и дети.

Для того что бы избежать конфликты между педагогами и родителями, необходимо сделать

Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов...

Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.

Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике...

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо...

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном

Воспитатель (вожатый) – ключевая фигура, определяющая успешность развития личности ребенка. Развитие детского коллектива в...

Организация работы специалистов интернатного учреждения по...

В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками...

Психологические особенности конфликтов во временном...

Но при разрешении конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря немаловажен настрой и самого вожатого.Для организации работы педагогического и вожатского отряда в лагере с детьми рекомендуется в период подготовки лагерной мены...

Профилактика и преодоление конфликтов в детско-родительских...

В статье рассматриваются вопросы преодоления и профилактики конфликтов между родителями и детьми. Представлен комплекс мер, направленных на профилактику и преодоление конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...

Конфликт в профессиональной деятельности педагога часто расценивается как стремление учителя

Конфликт в педагогической среде — естественное социальное явление для такого динамичного

В последнее время в обществе встречается всё больше «проблемных» детей...

Профилактика межличностных конфликтов... | Молодой ученый

Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе

Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является

1. Психологическое просвещение, заключающееся в приобщении педагогов и родителей к...

Похожие статьи

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...

Участниками педагогического конфликта считаются педагоги, руководители, родители и дети.

Для того что бы избежать конфликты между педагогами и родителями, необходимо сделать

Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов...

Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.

Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике...

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо...

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном

Воспитатель (вожатый) – ключевая фигура, определяющая успешность развития личности ребенка. Развитие детского коллектива в...

Организация работы специалистов интернатного учреждения по...

В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками...

Психологические особенности конфликтов во временном...

Но при разрешении конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря немаловажен настрой и самого вожатого.Для организации работы педагогического и вожатского отряда в лагере с детьми рекомендуется в период подготовки лагерной мены...

Профилактика и преодоление конфликтов в детско-родительских...

В статье рассматриваются вопросы преодоления и профилактики конфликтов между родителями и детьми. Представлен комплекс мер, направленных на профилактику и преодоление конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...

Конфликт в профессиональной деятельности педагога часто расценивается как стремление учителя

Конфликт в педагогической среде — естественное социальное явление для такого динамичного

В последнее время в обществе встречается всё больше «проблемных» детей...

Профилактика межличностных конфликтов... | Молодой ученый

Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе

Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является

1. Психологическое просвещение, заключающееся в приобщении педагогов и родителей к...

Задать вопрос