В статье автор рассматривает сущность межличностного конфликта в диаде «воспитатель — родитель» в детском лагере и предлагает рассмотреть программу подготовки воспитателей в данной области деятельности.
Ключевые слова: детский лагерь, межличностный конфликт в диаде «воспитатель — родитель», роль медиатора.
В детской и подростковой среде довольно часто происходят конфликты, основой для которых может стать небольшая причина. Однако невнимательность и нежелание разрешать такие конфликты приводят к большим последствиям.
В лагере, когда подросток находится практически весь день в присутствии взрослых, у воспитателя есть уникальная возможность изучать причины появляющихся противоречий между воспитанниками, а так же помогать им в их преодолении, что чаще всего и происходит в практической деятельности [2]. Воспитатель всегда добросовестно подходит к разрешению проблем такого характера, принимая на себя роль медиатора, и интуитивно помогает подросткам решить конфликт. В случае если педагогу не хватает профильных знаний или личного опыта, то он может обратиться за помощью к педагогу-психологу или иному специалисту (старший воспитатель, куратор отряда и др.). Но в детском лагере в смену закрепляется 2–3 педагога-психолога на 700 детей-участников смены и 70 воспитателей. Такого количества специалистов не хватает для качественного сопровождения всех воспитателей.
Прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, каждый воспитатель проходит профильную подготовку, тем не менее, ни в одном из направлений подготовки воспитателей к практической деятельности не рассматривается эффективное разрешение межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель», их предупреждение и профилактика.
Чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, осознанно применять эффективные механизмы педагогического воздействия и техники общения [1].
Исходя из проведенного нами исследования, наиболее сложными видами межличностных конфликтов педагоги детского лагеря выделяют конфликты в диаде «воспитатель — родитель». Воспитатели отмечают следующие варианты причин сложности разрешения данных конфликтов: «родитель проявляет агрессию, не достаточно аргументов доказать свою позицию», «конфликтная ситуация решается в режиме телефонного звонка», «родитель эмоционально реагирует на небольшую проблему ребенка», «проблемы — нет, но родитель ее придумывает», «не могу спорить с человеком, который старше меня по возрасту» и др. Популярным ответом является — «не хватает знаний для грамотного разрешения конфликта».
Неразрешенность такого рода конфликтов может привести к ряду последствий: потеря авторитета у родителя, а вследствие и ребенка, негативный отзыв о работе педагога в администрацию детского лагеря, снижение престижа детского лагеря, испорченные впечатления об отдыхе в детском лагере и т. д.
Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться. Эту работу можно вести целенаправленно, например, на курсах по бесконфликтному общению, прибегать к помощи профильных специалистов, а также ежедневно на конкретных примерах, происходящих в отряде, происходящих в отряде, учить ребят конструктивно общаться друг с другом [2].
Также эффективным будет дополнительная подготовка воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». Мы рассматриваем воспитателя детского лагеря в роли медиатора, т. е. специалиста, осуществляющего, в первую очередь, свою профессиональную деятельность, и владеющего медиативными технологиями, которые непосредственно может применить в собственной возникшей конфликтной ситуации, в т. ч. и с родителем ребенка или выступить независимой стороной в конфликте других людей.
Деятельность воспитателя в роли медиатора в Российской Федерации осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых документов: ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования.
В указанных нормативно-правовых документах определены требования к воспитателю — уметь диагностировать, разрешать конфликты и осуществлять их профилактику, а также осуществлять взаимодействие с родителями или законными представителями детей, в том числе привлекать их к разрешению конфликтов.
С целью повышения конфликтологической грамотности воспитателей, была реализована программа подготовки воспитателей детского лагеря в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». В программе нами обозначены задачи, ориентированные на формирование знаний у воспитателя в области разрешения межличностных конфликтов в условиях детского лагеря, отработка их в практической деятельности, а также создание условий для формирования мотивации воспитателя к разрешению межличностных конфликтов.
Программа была реализована в рамках профильных курсов подготовки воспитателей к практической деятельности. В рамках данной программы освещались следующие темы: «Основы изучения конфликта», «Основы переговорных технологий», «Основы эффективного взаимодействия с родителями подростков», в ходе практических занятий педагоги отрабатывали навыки медиативных технологий.
Для замера эффективности программы проводились первичная (нулевой срез) и вторичная диагностики по познавательному, деятельностному и ценностно-эмоциональному компонентам в двух группах: экспериментальной (была реализована программа подготовки воспитателей) и контрольной (деятельность осуществлялась в естественных условиях).
Сравнительный анализ показал следующие результаты: повышение уровня конфликтологической грамотности воспитателей в экспериментальной группе на 50 %. В контрольной группе число воспитателей, имеющих высокий уровень конфликтологической грамотности, не изменилось и осталось на прежнем показателе.
Следовательно, программа подготовки воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» эффективна и ее следует рассмотреть как отдельное направление подготовки воспитателей к практической деятельности.
Литература:
- Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ «Орлёнок». Авторский коллектив/ Под общей ред. Джеуса А. В. к.п.н., Зубахина А. А. к.п.н., Сайфиной А. А., Яблоковой А. В. — ВДЦ «Орлёнок» — 2013 — стр. 123.
- Лобынцева Е. В., Лобынцева С. В. Невыдуманные истории из жизни детей и вожатых… — М.: АРКТИ, 2013. — 240 с.