Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева С. И. Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях // Образование и воспитание. — 2020. — №1. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/154/4841/ (дата обращения: 05.04.2020).



В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Ключевые слова: логопедия, коррекционная работа, сказка, технологии сохранения здоровья.

В настоящее время наблюдается устойчивый рост количества детей, имеющих речевые нарушения. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение артикуляционной, мелкой и общей моторики, эмоционально-волевой сферы, отставания в развитии высших психических процессов. Часто эти дети соматически ослаблены. Поэтому перед логопедом стоит важнейшая задача — сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим становится актуальным вопрос внедрения в практику логопеда здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованный процесс взаимодействия детей и педагога, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. В детских садах используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Использование данных технологий позволяют значительно повысить результативность коррекционной работы, разнообразить приёмы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

Одним из видов коррекционной технологии является сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. И на логопедических занятиях я использую сказки. Сказка — универсальный, комплексный метод воздействия на ребёнка. Она служит не только средством для логопедической работы, но и способом решения психологических проблем ребёнка. «Сказочные» занятия учат понимать добро и зло; пробуждают в детях доброту.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, стараюсь учитывать особенности детей: сложность речевого нарушения (общее недоразвитие речи II или III уровня, дизартрия, ринолалия), недостаточное развитие психических функций (слухового внимания и восприятия, памяти, низкая работоспособность), особенности возраста (повышенная возбудимость, эмоциональность). Перечисленные особенности приносят свою специфику в логопедические занятия.

Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу этих занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с элементами сказкотерапии.

На индивидуальных занятиях ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций. Артикуляционную гимнастику стараюсь связывать с определенной сказкой («Помоги колобку выполнить упражнения…»). Артикуляционные упражнения помогают выработать чёткие и согласованные движения органов речевого аппарата. Дети выполняют упражнения не только для языка, но и для щёк и губ («Зайчик»: поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. «Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.). Упражнения, связанные с определённым сказочным образом, вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивого внимания у детей. На этапе автоматизации звука одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в героев сказки. Таким образом, у них развивается воображение, творческая активность, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых и фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации звуков, развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи. В каждое занятие стараюсь включать задания на формирование психофизической сферы детей. Это игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, психогимнастика, релаксация, игры на внимание. Все задания объединяются сюжетом одной сказки. Иногда сказку сочиняют сами дети по ходу занятия.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

– развитие речи (монологической, диалогической);

– развитие сенсорных и моторных функций;

– формирование кинестетической основы артикуляционных движений;

– развитие мимической мускулатуры;

– развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки во времени и в пространстве);

– развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

– формирование черт гармоничной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Занятия с элементами сказкотерапии направлены на комфорт ребёнка, на его психическую защищённость, потребность в эмоциональном общении с педагогом. Предлагаю разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра в сказку, в другом — занятие-спектакль. Дети на таких занятиях и зрители, и участники спектакля. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания детей, поддерживать их интерес на протяжении всего занятия. Это очень важно для детей-логопатов, т. к. у них наблюдаются нестабильное психическое и эмоциональное состояние, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.

Приведу примеры сочетания сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Организационный момент

Нужно создать положительный настрой, пробудить интерес к занятию. Включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, использую релаксационное упражнение: «Представьте, что вы, как Колобок, лежите на окошке и остываете. Вам легко и приятно (расслабление). Подул ветерок, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)».

На другом занятии использую психогимнастику. «Вспомните сказку «Три медведя». Сейчас мы будем изображать Михайло Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Каким был Мишутка? Каким вы представляете Михайло Ивановича?» (Дети изображают маленького и весёлого медвежонка, злого и ворчливого медведя, строгую медведицу). Мимические упражнения развивают лицевые мышцы, улучшают подвижность артикуляционного аппарата.

Психофизическое упражнение использую на занятии по сказке «Колобок». Дети изображают хитрую лису, голодных зверей, показывают, как они подкрадываются к Колобку, как уныло бредут после неудавшейся попытки съесть Колобка. Изображают добродушного Колобка. Психофизические упражнения способствуют раскрепощению детей, преодолению двигательной неловкости, развивают воображение.

Сообщение темы занятия

В этой части нужно плавно и незаметно перейти к теме занятия. Детям можно представить изображения сказочных героев или игрушки — персонажи сказок. Дети называют героев, выделяют изучаемые звуки. Например, в занятии по сказке «Три поросёнка» сообщение темы будет звучать так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе и Нуф-Нуфе и изучать звуки [н], [н’]. Игровая форма сообщения темы занятия направляет внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию нового материала.

Автоматизация звуков в слогах словах и фразах

Основные задачи этого этапа: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, памяти, мимики и просодических компонентов речи (интонации, ритма, темпа). Произношение слоговых рядов сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Ряды слогов и слов, а также прибаутки, песенки-повторы дети произносят вместе с героями сказок. Например, на занятии по сказке «Теремок» дети несколько раз проговаривают слова: «Я мышка-норушка, Я лягушка-квакушка, Я зайчик-побегайчик, Я лисичка-сестричка, Я волчок-серый бочок…». Это задание позволяет автоматизировать и дифференцировать шипящие звуки, развивает слуховое внимание и память. Проговаривание песенки Колобка, слов-повторов из сказок «Заюшкина избушка», «Репка», «Маша и медведь» хорошо сочетается с движениями, а значит, развивает общую моторику.

Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия. Она является связующим звеном отдельных частей занятия. Физические упражнения снимают усталость и напряжение, вносят эмоциональный заряд, совершенствуют общую моторику, вырабатывают чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью. Физминутка может проводиться в форме подвижной игры («Волк и семеро козлят», «Репка»), а также в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных героев (зайка испугался, лиса грозится, петух рассердился — «Заюшкина избушка»).

Дыхательная гимнастика

Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания, можно использовать на разных этапах занятия. Детям предлагаются следующие упражнения: «Остуди Колобок» (холодная воздушная струя), «Согрей лапки Заюшке» (тёплая струя воздуха). Удлинению выдоха способствует «пропевание» гласных звуков («Заюшка плачет: «А-а-а…»), произнесение на одном выдохе согласных («Медведь зарычал: «Р-р-р…»). Дыхательные упражнения на логопедических занятиях способствуют снятию нервного напряжения, решают ряд оздоровительных задач: насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов, повышение иммунитета.

Пальчиковая гимнастика

На логопедических занятиях достаточно широко применяю пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Этот вид заданий позволяет разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения. Упражнения подбираю к конкретной сказке. Например, на занятии по сказке «Лиса и журавль» предлагаю следующие упражнения: «Лиса» (Соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведёнными в сторону. Это лисьи «уши». Соединить указательные пальцы — это лисий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».), «Птички летят» (Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз). На занятии по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» провожу такие упражнения: «Петух», «Курица», «Корова». Пальчиковая гимнастика создаёт положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности, стимулируют речевую активность детей, вносит в занятие элементы театрализованной деятельности.

Произношение звука в связной речи

На этом этапе автоматизируется правильное произношение звуков в связном тексте, т. е. в сказке. Попутно развивается воображение и творческая активность, словотворчество, интонационная выразительность, просодические компоненты речи. Например, сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Волк и семеро козлят» насыщены диалогами, вопросительными и восклицательными интонациями. Дети сначала подсказывают отдельные слова, потом — фразы. Постепенно переходят к диалогу. Дети могут изменить концовку сказки, придумать новые персонажи. Можно организовать пересказ сказки от имени героев с театрализацией действий (разыгрывание сценок, имитация движений).

Итог занятия

На заключительном этапе подводится итог, определяется результативность. Обязательное условие — передача положительных эмоций. Например: «Герою было приятно работать с вами. Вы его очень порадовали (помогли ему)». Важно узнать отношение детей к героям сказки, к его поступкам: «Кто вам понравился? Какие поступки он совершал? С кем бы хотели встретиться в следующий раз?» Подведение итогов и ответы на вопросы логопеда способствуют развитию мышления, творческой и речевой активности ребёнка.

Включение элементов сказкотерапии в логопедические занятия помогает решать разнообразные задачи:

– совершенствование лексико-грамматических средств языка;

– совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

– коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка;

– развитие диалогической и монологической речи;

– взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

– приобщение к прошлому и настоящему русской культуры, к фольклору.

– воспитание духовности, гуманности, доброты, внимания, ответственности, патриотизма.

Использование игрового сказочного сюжета оказывает позитивное воздействие на личность ребёнка. Сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья значительно повышает эффективность коррекционной работы. Качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению их здоровья.

Литература:

  1. Большева Т. Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
  2. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
  3. Развитие монологической речи детей 6–7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. — Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года).
  5. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, ребенок, сказка, стимулирование здоровья, технология сохранения, упражнение, коррекционная работа, общая моторика, развитие, слуховое внимание.

Ключевые слова

сказка, коррекционная работа, логопедия, технологии сохранения здоровья

Похожие статьи

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая работа, дыхательная гимнастика. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых... Вместе с тем, работа по развитию речи — это...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь

Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Пальчиковая гимнастика относится к направлению «Технологии сохранения и

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики.

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

У детей развивается слуховое внимание и слуховая память.

Использование приемов здоровье сберегающих технологий...

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические паузы.

Сказкотерапия. Сказка — любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, решается несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Коррекционная работа на дошкольном логопункте с использованием сюжетно-игровой основы, логоритмических игр и упражнений способствует повышению уровня мотивации детей. В соавторстве с коллегами Н.В. Емельяновой и Л.И. Жидковой мною были выпущены два...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность. Эффективны в работе упражнения на координацию речи...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровье сберегающих технологий.

Похожие статьи

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая работа, дыхательная гимнастика. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых... Вместе с тем, работа по развитию речи — это...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь

Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Пальчиковая гимнастика относится к направлению «Технологии сохранения и

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики.

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

У детей развивается слуховое внимание и слуховая память.

Использование приемов здоровье сберегающих технологий...

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические паузы.

Сказкотерапия. Сказка — любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, решается несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Коррекционная работа на дошкольном логопункте с использованием сюжетно-игровой основы, логоритмических игр и упражнений способствует повышению уровня мотивации детей. В соавторстве с коллегами Н.В. Емельяновой и Л.И. Жидковой мною были выпущены два...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность. Эффективны в работе упражнения на координацию речи...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровье сберегающих технологий.

Задать вопрос