Как приучить ребенка слушать музыку: консультация | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Хоцанян, А. С. Как приучить ребенка слушать музыку: консультация / А. С. Хоцанян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4818/ (дата обращения: 25.04.2024).



Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми.

А между тем давно замечено, что музыка — самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и, разумеется, в слушании музыки.

В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.

Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией.

После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера, подготовленные заранее.

Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки.

Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя. Следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и любящего ее.

Учимся слушать классику

Все знают, что слушать классическую музыку надо в абсолютной тишине.

Для начала выбранную музыкальную пьесу надо дать ребенку «проиграть». Пусть он подыгрывает в такт мелодии на любом инструменте. Спросите его, что он чувствует, слушая ее. Попросите его станцевать свою фантазию под эту пьесу.

Теперь, когда ребёнок «прощупал» ее телом, нашел ее в себе с помощью фантазии и эмоций, можно рассказать о том, как слушают музыку в концертных залах. Ребенок по вашей просьбе посидит тихонько, а вы предложите ему сыграть в «угадайку».

Попросите его назвать известную мелодию среди незнакомых отрывков. Увидите, как он обрадуется, когда услышит " свою».

Вот теперь он готов к прослушиванию музыки. Это станет для него настоящим удовольствием, ведь с этой пьесой у него связана масса положительных эмоций.

Музыка с ребёнком? Консультация для родителей.

Сегодня уже установлено, что музыку может слышать даже ещё не родившийся ребёнок. И позже, когда он родился, музыка остаётся с ним. Она незаметно влияет на его настроение, формирует вкусы и даже черты характера: созерцательность или активность, оптимизм или склонность к унынию.

Запомните, что лучше всего влияет на развитие маленькой личности классика, но не вся.

Купите в магазинах диски под маркой «Моцарт-эффект», программа которых подобрана американским специалистом Доном Кэмпбеллом. Все композиции записаны с помощью традиционных (не электронных) инструментов — это важно. Все пьесы отобраны с красивой мелодией и светлым настроем — то, что любят дети до 3-х лет.

Слушайте с ребёнком весёлую и задорную музыку, в жанре марша или, наоборот, спокойно-умиротворённую. Но ни в коем случае не трагическую!

Самый подходящий композитор для развития детской психики, творческого начала и интеллекта — Моцарт. Слушайте с ребёнком его произведения — «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш» и др.

Слушайте произведения Баха («Шутка»), Бетховена («К Элизе», «Сурок»), Чайковского (пьесы из «Детского альбома» и «Времён года» и др.). Эта музыка наполнит жизнь ребенка совершенно особым светом и радостью.

После 3-х лет знакомьте ребёнка и с более печальной, серьёзной музыкой, но ограничьте её долю звучания. Понаблюдайте за реакцией малыша.

Обратите внимание, что поначалу дети под музыку просто живут. А потом постепенно привыкают слушать музыку в определённом стиле. Это может быть уровень Шопена или попевка из 3-х нот. Есть разница!

Уважаемые Родители!

Слушая с ребёнком музыку, отбирайте его любимые мелодии. Они помогут Вам создать изысканный домашний ритуал. Для этого расставьте красивые «вехи» из мелодий Чайковского, Моцарта, Вивальди:

–одна пьеса может служить вечерней колыбельной;

–другая — колыбельной для дневного сна;

–третья — для зарядки;

–можно подобрать музыку для завтрака и обеда, занятий рисованием и т. п.

Со временем ребёнок запомнит и фамилии этих композиторов.

Устраивайте по вечерам по возможности семейное прослушивание. Это будет хорошей традицией! Соберитесь как-нибудь вечером, зажгите свечи и вместе послушайте хорошую музыку. Конечно, маленький ребёнок далеко не сразу сможет спокойно посидеть. Но когда-нибудь он обязательно будет это делать, искренне наслаждаясь музыкой!

Музыкаэто искусство, волшебный мир звуков, которые создают для ребёнка атмосферу радости, обеспечивают право детей на выдумку, шутку, веселье.

Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность!

Мир кажется ребёнку добрым и солнечным. И не удивительно, что запахи, звуки и краски тех дней навсегда оставляют в памятиощущение чуда.

Учитесь вместе с ребёнком удивляться и радоваться красивым звукам, необязательно чисто музыкальным.Это может быть шуршание листвы, шум дождя, пение птиц.

Научиться замечать такие чудеса — это тоже особое искусство: искусство ценить красоту мира!

Если ребёнок слушает музыку…

Обратите внимание на то, что слушание музыки является одним из любимых видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок не просто слушает музыку, но и эмоционально реагирует на неё, способен запоминать, узнавать и называть многие знакомые произведения…

Давайте ребёнку для прослушивания музыку народного, классического и современного репертуара из Вашей домашней фонотеки.

При этом помните:

Продолжительность слушания музыки должна быть чётко регламентирована, так как произвольность поведения ребёнка только формируется, и музыкальная деятельность его может иметь, в зависимости от возраста, неустойчивый характер.

Музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной, потому что у дошкольника ещё продолжается процесс развития органов слуха. Его барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось.

Бережно относитесь к ребёнку, не перегружайте его большим количеством различных музыкальных впечатлений!

Рекомендации родителям:использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными.

Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей.

Отношение родителей к музыке очень передаётся ребёнку.

Задумайтесь, как Вы относитесь к музыке и какое отношение к ней выбираете?

Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

О. П. Радынова.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, слушание музыки, жизнь ребенка, произведение, пьеса, Родитель.

Похожие статьи

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью

Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети

Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития.

Музыкальные будни в дошкольном учреждении

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность. Ключевые слова: экология, музыка, музыкальное... Велика роль музыки в...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение , музыкальное восприятие , ребенок , музыкальный образ, музыка , слушание музыки , музыкальная

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог...

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать...

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок...

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех...

восприятие музыки , музыка , ребенок , слушание музыки...

Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше...

Роль музыки в воспитании и развитии ребенка | Статья в журнале...

Музыка — единственное искусство, Проникающее в сердце человеческое так глубоко, Что может изображать переживания этих душ. Стендаль. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться...

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство способно воздействовать на

Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей.

Похожие статьи

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью

Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети

Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития.

Музыкальные будни в дошкольном учреждении

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность. Ключевые слова: экология, музыка, музыкальное... Велика роль музыки в...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение , музыкальное восприятие , ребенок , музыкальный образ, музыка , слушание музыки , музыкальная

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог...

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать...

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок...

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех...

восприятие музыки , музыка , ребенок , слушание музыки...

Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше...

Роль музыки в воспитании и развитии ребенка | Статья в журнале...

Музыка — единственное искусство, Проникающее в сердце человеческое так глубоко, Что может изображать переживания этих душ. Стендаль. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться...

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство способно воздействовать на

Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей.

Задать вопрос