Исследовательский подход при решении текстовых задач (по УМК «Перспектива», 3-й класс) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 декабря, печатный экземпляр отправим 16 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Тесля, И. А. Исследовательский подход при решении текстовых задач (по УМК «Перспектива», 3-й класс) / И. А. Тесля. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4800/ (дата обращения: 29.11.2020).



Исследовательский подход в математическом образовании является методологией реализации на практике компетентностной парадигмы образования и является педагогической проекцией исследовательской работы в области математики. Исследовательский подход в математическом образовании базируется на идеях проблемного подхода в обучении, эвристических методов обучения, социального конструктивизма и т. д.; исследовательский подход в математическом образовании является очень затратным по времени и усилиям для педагога. Для использования исследовательского подхода на практике требуется использование ИКТ для выполнения большинства рутинной работы и представление результатов вычислений в виде динамических образов в удобной для исследования форме.

Математическое исследование в начальной школе включает в себя следующие этапы:

− постановка задачи;

− моделирование условия;

− постановка вопроса;

− решение;

− интерпретация полученных результатов. На каждом шагу математического исследования педагог может эффективно использовать ИКТ. Перейдём к рассмотрению возможностей продуктивного использования исследовательского подхода при решении текстовых задач на уроках математики в 3 классе (УМК «Перспектива»).

Тема: Решение задач на приведение к единице.

Цель: сформировать умение решать задачи на возведение к единице.

Задачи:

1) формировать умение решать взаимно обратных задач на приведение к единице, к записи условия задачи в виде схемы, таблицы; оформлению решения задач по действиям и выражением;

2) актуализировать способность к решению задач на приведение к единице (когда неизвестно значение величины, актуализировать понятие «взаимно обратная задача»);

3) тренировать вычислительные навыки вне табличного умножения и деления, способность к выполнению операции пересечения множеств, к ее графической и знаковой фиксации;

4) развивать внимательность, скорость мышления, воспитывать интерес к изучению математики.

Оборудование: опорные схемы, компьютер, тестовые задания, карточки с дидактическим материалом.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Список информационных источников: учебник «Математика» 3 класс авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Уроки по математике. 3 класс. Дидактический и раздаточный материал авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с Вами будем не просто учениками, а попробуем себя в роли работников банка. Мы будем работать в математическом банке, у которого есть своя формула успеха (слайд 1).

В нашем банке есть 3 отдела (ряда): бухгалтерский, экономический, финансовый.

Чтобы бухгалтером, экономистом, финансистом стать,

Нужно прежде всего математику хорошо знать.

II. Мотивация и сообщение темы.

Каждый работник банка имеет право открыть «накопительную» карту, на которую будут приходить заработанные деньги. Мы также сегодня откроем свои «накопительные» карточки, на которые будут зачисляться баллы за Вашу работу на уроке.

— Чтобы делать расчёты, надо быстро и правильно считать. Как вы думаете, что мы будем сегодня делать? (Совершенствовать вычислительные навыки, а именно закрепим табличные случаи умножения и деления, порядок действий в выражениях, а также умение решать задачи.)

— Во время вашей работы вашими верными помощниками будут внимательность, смекалка, скорость мышления.

III. Осмысление знаний.

1. Минутка каллиграфии.

Начинаем свою работу. Обязательно во всех документах указывается дата.

Давайте и мы запишем число и название работы (Классная работа) и тему урока (слайд 2).

Записи в документах должны быть опрятными и каллиграфическими. Проведём минутку каллиграфии.

Запишите каллиграфически цифры, которые будут встречаться в моих утверждениях.

− в начале 15 в. возник первый банк современного типа.

− в древней Руси за право торговли пищевыми продуктами надо было заплатить налог — куницу. Куница стоила 12 монет.

− Во времена Советского союза крупные купюры имели от 6 до 9 нулей.

− Отпуск работника банка составляет 24 календарных дня.

(15, 12, 6, 9, 24).

А теперь уменьшите эти числа в 3 раза и внизу запишите результат.

(Самопроверка)

Работники банка должны быть очень внимательными. Давайте проверим себя на внимательность.

2. Математическая разминка.

2.1 Программа нашего компьютера дала сбой. Он не может закончить ряд чисел. Какую закономерность вы заметили? Как продолжить этот ряд?

2.2 На наш счёт ошибочно зачислены средства из другого банка. Удалите лишнее число.

24, 18, 36, 39, 12, 42 (39 нечётное, не делится на 6) Из каких двух множителей состоит число 42, 36?

2.3 А сейчас вы должны показать уровень своих профессиональных знаний.

Вычислить первое действие каждого выражения (устно).

Знания вы показали неплохие. А сейчас давайте пополним свои накопления, работая в банке.

IV. Развитие математических знаний.

Работникам банка приходится решать самые сложные экономические задачи.

Именно поэтому мы должны уметь решать задачи различных типов. Сегодня познакомимся с задачами на способ сведения к единице.

Упр. 2, с. 93.Условие задачи читает сильный ученик. Задачу на доске пишет и объясняет учитель.

6 б. — 24 л.

7 б.-?

Обратите внимание на то, что первое число с парой, а у второго — нет пары, ее надо найти.

— Вместимость в 7 бидонах будет меньше или больше, чем в 6 бидонах? (Больше)

— Значит, ответ будет больше или меньше? (Больше)

— Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

— Почему? (Чтобы выяснить вместимость 7 бидонов, надо знать ёмкость 1 бидона)

— А, мы можем выяснить вместимость 1 бидона, зная вместимость 6 бидонов? (да)

— Каким арифметическим действием? (Делением)

— Зная ёмкость 1 бидона, сможем узнать ёмкость 7 бидонов? (Да)

— Каким действием? (Умножением) (Запись на доске)

Чтобы убедиться в качестве усвоенных знаний, заместитель директора прислал по электронной почте задачи, которые надо срочно решить. Чтобы быстро дать ответ каждый отдел будет решать свою задачу

Начальник каждого отдела отчитается о проделанной работе.

Физкультминутка (7 слайд)

Послушайте утверждения. Если согласны — наклонитесь, если нет — хлопните в ладоши.

— В общественном месте следует громко кричать.

— Надо уважать мнение другого человека.

— Тратить время не годится.

— Надо стараться быть трудолюбивым.

— Привлекать внимание других лучше всего плохим поведением.

— Следует ответственно относиться к любому делу.

— Спасибо, Садитесь.

V. Закрепление знаний учащихся.

1. Ребята, начальник банка спешил к нам, чтобы выдать зарплату, но начался дождь, а его зонтик не открывается. Давайте решим задачу, чтобы он смог открыть свой зонтик. Прочитайте задачу 7, с. 93.

Запишем условие задачи в таблице.

— Что нам известно?

— Если нам известно, что мастерская отремонтировала за 6 дней 42 зонтика, то, о чем отсюда можно узнать?

— Какое действие для этого надо выполнить?

1) 42: 6 = 7(з.) — отремонтирует мастерская за 1 день;

— Если нам известно, сколько зонтиков отремонтировала мастерская за один день, и известно, что они начали работать лучше и каждый день ремонтировать на 2 зонта больше, то о что тогда сможем узнать?

— Каким действием об этом узнаем?

2) 7 + 2 = 9 (з.) — будут ремонтировать за 1 день;

— Если нам известно, сколько зонтиков будут ремонтировать за один день, то, о чем мы сможем узнать?

— Какое действие для этого надо выполнить?

3) 9 * 3 = 27 (з.)

Ответ: 27 зонтиков отремонтирует мастерская на 3 дня.

Попробуйте составить схему к задаче.

— Спасибо вам, вы правильно решили задачу и зонт начальника открылся. Он уже бежит к нам. А пока выполним заключительное задание

2. Вычисление выражений самостоятельно по уровням.

Нам надо составить отчёт. Для этого необходимо вычислить выражения. Выберите задачу по уровню своих возможностей.

— Подсчитайте, сколько баллов вы сегодня заработали. Запишите число в свою накопительную карточку. Ваши баллы — это не деньги, это гораздо ценнее — ваши знания. Сегодня вы сделали вклад в своё будущее.

Этот вклад вы будете пополнять с урока в урок. И, возможно, в недалёком будущем кто-то из вас будет работать в одном из самых престижных банков мира.

VІ. Итог урока.

Вот и закончился наш урок.

Ваше мнение о работе сотрудников банка?

— Кто из вас после нашего урока захотел стать банкиром?

VІІ. Сообщение домашнего задания.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, исследовательский подход, Какое действие, бидон, день, математическое образование, работник банка, III, ваша работа, минутка каллиграфии.

Похожие статьи

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей.

Изучение приемов быстрого счета будущими учителями математики

Статья посвящена вопросам изучения приемов рациональных вычислений бакалавров педагогико-математического образования. Ключевые слова: рациональные вычисления, приемы быстрого счета, проектная деятельность, педагогико-математическое образование.

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется обучению решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по...

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования.

- выявить формы организации учебной исследовательской деятельности при изучении математики в начальных классах

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

Рассматривая математическое творчество как высшую форму самостоятельности

Третья составная часть заключительного этапа работы с задачей

Развитие темы задачи приучает учащихся к переконструированию задач, а это, как известно, основной прием поиска решения.

Интересные способы быстрого счета | Статья в журнале...

Введение. Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.

Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике

На сегодняшний день, прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.

Среди них выделяют формализацию, реализацию и интерпретацию. В математике выделяют следующие принципы работы над задачей

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня

В соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах.

Применение метода вспомогательных задач при анализе текста...

Учащиеся смогут овладеть решением олимпиадных математических задач, только если

Практическую работу можно провести с помощью вспомогательной задачи, в которой на

Выполняя эту практическую работу, учащиеся могут найти общий способ решения таких задач.

Похожие статьи

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей.

Изучение приемов быстрого счета будущими учителями математики

Статья посвящена вопросам изучения приемов рациональных вычислений бакалавров педагогико-математического образования. Ключевые слова: рациональные вычисления, приемы быстрого счета, проектная деятельность, педагогико-математическое образование.

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется обучению решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по...

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования.

- выявить формы организации учебной исследовательской деятельности при изучении математики в начальных классах

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

Рассматривая математическое творчество как высшую форму самостоятельности

Третья составная часть заключительного этапа работы с задачей

Развитие темы задачи приучает учащихся к переконструированию задач, а это, как известно, основной прием поиска решения.

Интересные способы быстрого счета | Статья в журнале...

Введение. Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.

Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике

На сегодняшний день, прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.

Среди них выделяют формализацию, реализацию и интерпретацию. В математике выделяют следующие принципы работы над задачей

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня

В соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах.

Применение метода вспомогательных задач при анализе текста...

Учащиеся смогут овладеть решением олимпиадных математических задач, только если

Практическую работу можно провести с помощью вспомогательной задачи, в которой на

Выполняя эту практическую работу, учащиеся могут найти общий способ решения таких задач.

Задать вопрос