Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 17.12.2019

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Петров, В. Е. Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого / В. Е. Петров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4746/ (дата обращения: 29.03.2024).



Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Ключевые слова: культурологический подход, социально-гуманитарные дисциплины, СПО, Медицинский колледж.

Культурологический подход — достаточно известный, хорошо научно разработанный и широко применяемый комплекс педагогических методов и образовательных технологий. У А. Н. Галагузова культурологический подход понимается как неотъемлемая часть методологического обеспечения профобразования, реализация которого направлена на решение социально значимой задачи, состоящей в создании условий для устойчивого развития общества и социально-профессионального сообщества на основе культурной преемственности (например, в части сохранения традиций), а также в создании условий для гармонизации взаимодействия человека как субъекта культуры с социумом и социокультурной средой [2]. Мы видим сущность культурологического подхода в преподавании учебных дисциплин и осуществлении воспитательной деятельности через призму культуры и ее ресурсов. Большинство авторов обращают внимание на тесную связь культурологического с компетентностным подходом в образовании [4].

Рассмотрим, как может применяться культурологический подход в условиях преподавания социально-гуманитарных дисциплин (цикла ОГСЭ) на площадке Медицинского колледжа в части как элементов содержания учебных дисциплин, так и педагогических методик их преподавания. Для начала следует сразу же заметить, что сами социально-гуманитарные дисциплины уже априори содержат темы из области культуры и предполагают тот или иной учебный анализ феноменов культуры. Например, на дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» рассматривается как отчужденная от естественной природы общественно-культурная сущность человека, так и отдельно представлен большой блок «Духовная сфера», в котором анализируется обществоведческое значение понятий «культура», «мораль», «наука», «образование», «религия» и «искусство». При изучении данного раздела у студентов и преподавателя существует практически безграничное поле возможностей для актуализации культурологического содержания, имеющего значение «здесь и сейчас» — сравнения классического и современного искусства, рассмотрения религиозных ценностей и практик, анализа универсальных и национальных моральных норм, обсуждении новейших культурных событий, течений и т. д. Кроме того, здесь студент начинает видеть, что понятие «духовность» имеет отношение не только к религии и морали, но и к искусству (в том числе — современному), науке, материальной и повседневной культуре. Аналогично культурологический подход применяется нами в разделах «экономика» и «право», где уместно вспомнить про экономическую и правовую культуру личности и общества, проблеме отношения к культуре как к услуге и экономическому благу.

Похожим образом культурологический компонент и подход реализуется на дисциплине «Основы философии», присутствующей на всех специальностях СПО в соответствии с ФГОС 3+. Полагагаем, что любой преподаватель философии упоминает про появление философии из мифологии как попытку критического переосмысления последней, показывает неразрывную связь истории философии (в особенности, восточной, античной и средневековой) с культурно-цивилизационными факторами, обсуждает значение философии для всей духовной культуры.

Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» также не исключает, а настойчиво предполагает применение культурологического подхода. Уже на первой теме при обсуждении социологии как науки и ее основных разделов широко используется обращение к культурологическому материалу. Так, при перечислении разделов социологической науки мы говорим про социологию культуры, где, в качестве примера ее предмета изучения, предлагаем студентам провести социологический анализ собственного уровня культурного потребления, ответив (про себя или по желанию — вслух), сколько раз за последний год они сходили в театр или музей (и в какие?), сколько книг прочли (и каких?) или сколько книг хранится в их домашней семейной библиотеке, куда бы студенты пошли бы вечером для досуга, если бы сегодня или накануне был выходной, и т. д. Подобный провокативный вопрос преподавателя имеет сильный образовательный и воспитательный эффект, ведь студент не только начинает лучше понимать и представлять специфику и содержание количественных и качественных исследований в социологии, но и задумывается о собственном социально-культурном благополучии и доступе к ресурсам культуры. Аналогично при упоминании такого раздела современной социологии, как социология города, мы упоминаем такую сложившуюся в российской урбанистике и социологии проблему, как «города без городской культуры», т. е. проявления отсутствия в значительной части российских средних и даже крупных городов сложившейся городской или локальной культуры. Студентам задается вопрос, согласны ли они с констатацией такого факта и подобной постановкой проблемы, и в чем видят причины данного эффекта.

При изучении истории социологии на последующих темах вновь мы применяем культурологический подход, в частности, сравнивая концепции М. Вебера и К. Маркса о статусе культуры и духовной сферы для общества как первичной или вторичной, об отличиях ценностно-рационального и традиционного типов социальных действий, понятиях «габитуса» П. Бурдье и культурных проявлений социального отчуждения в концепциях неомарксизма. В разделе «основы политологии» мы акцентируем внимание студентов на значении категории «политическая культура» и ее основных разновидностях, применительно к современному обществу. Вникая в значение категории «политическая культура», студенты уже глубоко, аналитически видят причины и сценарии происходящих политических процессов, алгоритмы принятия политических решений в среде широких общественных масс и политических элит.

Дисциплина «Краеведение» представляется нам культурологической не менее чем на 60 % своего содержания (остальные компоненты дисциплины — география, экономика, экология края). В этой связи в процессе преподавания краеведения мы придавали посещению музеев, исследованиям культурных и исторических объектов и традиций Новгородской земли и региональных культур мест проживания иногородних студентов.

И, наконец, учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» (ранее — «Основы исследовательской деятельности») также наполняется культурологическими методиками и содержанием. В качестве основной цели данной дисциплины в новой, проектной версии ставится научить студентов создавать социально-значимые проекты и эффективно управлять ими, получая необходимый результат. Пр этом учебные проекты, которые обязательно должны быть «под ключ» подготовлены студентами индивидуально или в мини-группах (помимо изучения теории проектного менеджмента), могут носить не только профессиональный, медицинский, но и любой другой характер и формат содержания, поэтому достаточно часто студенты самостоятельно выбирают социокультурные и даже художественные вариации тем проектов.

В «научно-исследовательской» части данной учебной дисциплины изучается методология научного исследования и общая исследовательская культура, необходимая любому студенту, в чем опять же находит свое применение культурологический подход. Иногда некоторые научные методы, например, технику «располовинить» при анализе сложных объектов, легче объяснить и проиллюстрировать на конкретном культурологическом примере, в частности, на основе произведения изобразительного искусства — полотна Тивадара Чонтвари «Старый рыбак» (как известно, непонятный изначально образ бедного немолодого рыбака раздваивается при помощи зеркала на божественный и дьявольский, что наполняет картину множеством метафорических и аллегорических значений).

Другие дисциплины общеобразовательного и социально-гуманитарного цикла, преподаваемые в Медицинском колледже НовГУ имени Ярослава Мудрого, также в той или иной степени, но всегда включают в себя описываемый подход. При этом, культурологический подход не может быть ограничен лишь дисциплинами ОГСЭ — он обоснованно и гармонично способен найти свое применение даже в узких профессиональных дисциплинах, МДК и профессиональных модулях практически в любой области профессионального образования.

Культурологический подход находит свое применение и во внеучебной, воспитательной деятельности преподавателя и куратора, необходимости его высокой личной и профессиональной культуры, и в организации досуга студентов (стимулирование посещения мест культурных индустрий — театров, музеев, центров современного искусства, библиотек), формировании в студенческой аудитории потребностей и навыков самостоятельного поиска и критического выбора для участия в культурных событиях, культурного волонтерства, мотивирования поддержания и приращения личной культуры учащихся, взаимной культуры общения студентов между собой, студентов и преподавателей, студентов как будущих практикующих медиков и их пациентов. Сама медицинская наука и сфера деятельности представляется нам как прежде всего гуманитарная, и, следовательно, неразрывно связанная с культурой, поэтому культурологический подход в образовательном процессе в учебных учреждениях медицинской направленности, безусловно, видится как один из ключевых. В современной ситуации снижения общего уровня культуры в обществе и нивелирования духовно-воспитательного элемента образования, это особенно актуально.

Литература:

  1. Алексеева Е. В. Культурологический подход в воспитании личности студента в условиях реализации ФГОС СПО // Инновации и традиции педагогической науки — 2019 [Электронный ресурс]: сборник трудов ХIХ Международной научно-практической конференции (30 марта 2019 г., г. Якутск) / [под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной]. — Электрон. текст. дан. (6,7 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — C.18–20.
  2. Галагузов А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: дисс. … д-ра пед. наук. ‒ М.: РГСУ, 2012.
  3. Крылова Ю. С. Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 721–724. — URL https://moluch.ru/archive/65/10340/ (дата обращения: 15.12.2019).
  4. Мочулаев В. Е., Остромухова П. В. Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1483–1490. — URL https://moluch.ru/archive/115/30996/ (дата обращения: 15.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): культурологический подход, дисциплина, Медицинский колледж, студент, значение категории, создание условий.

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности студентов...

Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа.

Необходимо искать более действенные методы, которые способствовали бы формированию профессиональной компетентности студентов уже в стенах колледжа, на...

Специфика профессиональных личностных особенностей...

Студенты медицинского колледжа имеют своей целью в будущем оказывать помощь и лечить больных людей. Они уже имеют зачатки личностных свойств, характерных для работников медицины. Они еще не подверглись профессиональной деформации.

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

В данном случае образовательная среда музыкального колледжа a priori влияет на формирование способов творческой деятельности и создание базы практических умений и...

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

Кроме этого, особую роль играет культурологический подход, представляющий собой метод интегративно-системной организации образовательного процесса, обуславливающий создание педагогических условий, обеспечивающих формирование личности инвалида как субъекта...

Формирование профессиональной компетентности у студентов...

Это возможно достичь при создании условий имитирующих профессиональную деятельность студентов

Важным звеном является работа студентов у постели больного, на рабочих местах в подразделениях лечебно-профилактических учреждений (процедурный кабинет...

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Компетентностный подход – это создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих способности личности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического...

Инновационные модели обучения в медицинском колледже...

Медицинский колледж «Болашак» организован в 2013 году и расположен в 6-ти этажном здании. Основная задача является воспитание интеллектуальных, культурных, толерантных личностей, а также создание условий для получения профессионального обучения.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

- компетентностный и культурологический подход — для гармонизации профессиональных и культурологических составляющих подготовки на

- определение условий, целей, принципов и функций в процессе формирования профессиональной культуры будущего специалиста, а...

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...

Обучение практическим навыкам студентов медицинского колледжа специальности Лечебное дело начинается с первого курса обучения, где студенты согласно учебному плану обучаются базовым мануальным навыкам. На 2-м курсе обучения осваиваются вмешательства средней...

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности студентов...

Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа.

Необходимо искать более действенные методы, которые способствовали бы формированию профессиональной компетентности студентов уже в стенах колледжа, на...

Специфика профессиональных личностных особенностей...

Студенты медицинского колледжа имеют своей целью в будущем оказывать помощь и лечить больных людей. Они уже имеют зачатки личностных свойств, характерных для работников медицины. Они еще не подверглись профессиональной деформации.

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

В данном случае образовательная среда музыкального колледжа a priori влияет на формирование способов творческой деятельности и создание базы практических умений и...

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

Кроме этого, особую роль играет культурологический подход, представляющий собой метод интегративно-системной организации образовательного процесса, обуславливающий создание педагогических условий, обеспечивающих формирование личности инвалида как субъекта...

Формирование профессиональной компетентности у студентов...

Это возможно достичь при создании условий имитирующих профессиональную деятельность студентов

Важным звеном является работа студентов у постели больного, на рабочих местах в подразделениях лечебно-профилактических учреждений (процедурный кабинет...

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Компетентностный подход – это создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих способности личности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического...

Инновационные модели обучения в медицинском колледже...

Медицинский колледж «Болашак» организован в 2013 году и расположен в 6-ти этажном здании. Основная задача является воспитание интеллектуальных, культурных, толерантных личностей, а также создание условий для получения профессионального обучения.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

- компетентностный и культурологический подход — для гармонизации профессиональных и культурологических составляющих подготовки на

- определение условий, целей, принципов и функций в процессе формирования профессиональной культуры будущего специалиста, а...

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...

Обучение практическим навыкам студентов медицинского колледжа специальности Лечебное дело начинается с первого курса обучения, где студенты согласно учебному плану обучаются базовым мануальным навыкам. На 2-м курсе обучения осваиваются вмешательства средней...

Задать вопрос