Теоретико-методологические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 декабря, печатный экземпляр отправим 9 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Агбаева, У. Б. Теоретико-методологические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов / У. Б. Агбаева, Айгерим Бакытбекова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4712/ (дата обращения: 25.11.2020).



В данной статье рассматривается вопрос подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов вуза. Также представлен проделанный теоретический анализ существующих подходов к подготовке учителей к духовно-нравственному развитию личности студента.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, подготовка учителей, антропологический подход, личностно-гуманный подход, аксиологический подход, гуманистический подход, системный подход.

Когда идет поиск путей духовного возрождения общества, немаловажное место имеет обращение к духовному наследию всего человечества, так как современное общество Казахстана нуждается в образовательных моделях, которые реализуют духовно-нравственное воспитание молодежи.

Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев совершенно справедливо подчеркнул в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха» [1].

Надо отметить, что изменение общественного сознания всегда начинается с образования, где ключевую роль играет педагог, который может внести весомый вклад в переориентации людей от материальных ценностей на ценности духовно-нравственные. Следовательно, духовное возрождение общественного сознания возможно при активной трансформации сознания учителей, что является важнейшим условием решения глобальных проблем современности [2].

Проблема подготовки учителей к нравственному воспитанию рассматривались в трудах Ы. Алтынсарина (подготовка учителя к целостному развитию личности) М. Жумабаева, А. А. Бейсенбаевой, А. А. Калюжного, Г. Т. Хайруллина, Р. К. Толеубековой и Н. Д. Хмель (формирование учителя, готового к реализации гуманистически направленной педагогической деятельности) др.

В современной педагогической науке идет обновление педагогического образования. Этот процесс вызывает необходимость разработки базовой концепции, основа которой гармоничное и оптимальное соединение психолого-педагогической и специальной подготовки учителей [3]. В связи с этим на сегодняшний день в осмыслении сущности понятия «подготовка учителя к духовно-нравственному развитию личности студента» существует несколько концептуальных подходов.

Системный подход позволяет исследовать процесс подготовки как сложного системного образования, которое не сводится к сумме составляющих его частей, имеет иерархическую структуру. Системный подход в изучении процесса подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию личности студента предполагает выделение структурных компонентов, их функций, установление функциональных связей, определение системообразующего фактора, анализ внешних связей.

В рамках антропологического подхода, исследование подготовки будущего учителя к духовно-нравственному развитию личности студента осуществляется в классической педагогике великими учеными как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие). согласно антропологическому подходу примерами создания и организации практики являются дидактические системы Л. В. Занкова, воспитательные системы В. А. Сухомлинского, организация коллективной познавательной деятельности, педагогика сотрудничества. В ходе реализации данной практики учителя и обучающиеся развиваются целостно, их индивидуализация и социализация осуществляется гармонично.

С позиции личностно-гуманного подхода задачей подготовки учителей к духовно-нравственному развитию личности студента, является общее развитие обучающегося вуза, то есть развитие его познавательных, эмоционально-волевых, духовно-нравственных и эстетических качеств [4]. В качестве ее отличительной особенности является повышенное внимание к индивидуальности каждого студента и направленность на сотрудничество с ним.

Как отмечает Ш. А. Амонашвили личностно-гуманный подход предполагает гуманное отношение к личности и рассматривается «целостный личностный рост» [5]. Поэтому в основе подготовки учителя к духовно-нравственному развитию личности студента ученый рекомендовал рассматривать его направленность на познание своего духовного «Я», которая обеспечивает целостность его личности.

Аксиологический подход в подготовке будущего учителя реализуется только при возникновении духовной общности между педагогом вуза и студентом. Именно данный подход к подготовке будущих учителей способствует внесению коррективов в содержание и структуру психолого-педагогической подготовки будущих учителей.

Хотим отметить, что навыки сотрудничества у будущего учителя сформируются только тогда, когда сами студенты в условиях вуза будут обучаться согласно принципу сотрудничества. Психолого-педагогическая подготовка будущего педагога — это совместная деятельность преподавателя и студента, в непрерывном духовном подъеме преподавателя и обучающегося.

В условиях реализации гуманистического подхода в вузовской подготовке психолого-педагогическая подготовка будущих учителей нацелена на формирование нравственной личности студента, как будущего педагога готового выполнять социальные заказы современного общества по гуманизации системы образования.

Проделанный нами теоретический анализ существующих подходов к подготовке учителей к духовно-нравственному развитию личности студента позволяет прийти к выводу, что наиболее продуктивными из них являются: антропологический подход, личностно-гуманный, аксиологический, гуманистический, системный подходы.

Литература:

  1. Назарбаев Н. А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», 13 апреля 2017. https://liter.kz/ru/articles/show/31347_vzglyad_v_budushee_modernizaciya_obshestvennogo_soznaniya
  2. Духовное наследие человечества (5–11 кл.). Методическое пособие для учителей. / Омарова Г. А., Ахметова А. И., Абдрахманова А. М., Багадаева Ж. А. / — Алматы, ННПООЦ «Бӛбек», 2014.- 130 с.
  3. Санхаева А. Н. Значение готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в системе 12-летнего образования // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 5. — с.194–197.
  4. Омарова Г. А. Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей: Автореф.дис.канд.пед.наук — Алматы, 2010. — 25с.
  5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с. — С.112.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие личности студента, антропологический подход, системный подход, будущий учитель, личностно-гуманный подход, общественное сознание, подготовка учителей, будущий педагог, гуманистический подход, психолого-педагогическая подготовка будущих учителей.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

В статье освещены проблемы подготовки будущих учителей в Республике Узбекистан на основе единства их профессионального и личностного развития, изложены требования к процессу воспитания и развития личности будущего педагога...

Основные методологические подходы в педагогике

2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает

4.Полисубъектный (диалогический) подход. Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с...

Психолого-педагогические условия формирования...

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя.

«Целью гуманистического воспитания является формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с...

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Если обозреть роль педагога-учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Гуманно-личностный подход в образовании помогает школьнику духовно вырасти.

Идеи гуманной педагогики укрепляются в образовательной системе и тяга учителей и

 творческие разработки учителей по актуализации ценностного аспекта знаний в контексте того или иного...

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Под самореализацией личности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на

Самореализация личности связывается в психолого-педагогической интерпретации с

Личностно-деятельностный подход предполагает создание в процессе профессионального...

Совершенствование нравственного и профессионального...

Подготовка студентов по педагогическим направлениям сегодня требует особого подхода.

Всё это требует от учителей проявления их мастерства как педагога, профессиональных способностей

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

Гуманная педагогика – общечеловеческая ценность

Гуманный подход, считали они, важен не только для воспитуемого, но и для всего общества и государства (гуманный правитель, гуманный подданный – таков путь переустройства общества на гуманных началах). В трудах этих педагогов прослеживается идея развития личности, ее...

Педагогические проблемы развития личности будущего...

В основе общенаучных, психолого-педагогических идей развития личности будущего педагога лежат идеи В.В. Зеньковского (идея преодоления социальной инертности через развитие социальных чувств и социальной идентичности), Л.С. Выготского (теория социальной...

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов...

Философская антропология — это фундамент антропологического подхода в современном

- педагогические, включающие образовательный процесс, взаимодействие учителей и

Нравственно-духовное образование — это целенаправленный педагогический процесс...

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

В статье освещены проблемы подготовки будущих учителей в Республике Узбекистан на основе единства их профессионального и личностного развития, изложены требования к процессу воспитания и развития личности будущего педагога...

Основные методологические подходы в педагогике

2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает

4.Полисубъектный (диалогический) подход. Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с...

Психолого-педагогические условия формирования...

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя.

«Целью гуманистического воспитания является формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с...

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Если обозреть роль педагога-учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Гуманно-личностный подход в образовании помогает школьнику духовно вырасти.

Идеи гуманной педагогики укрепляются в образовательной системе и тяга учителей и

 творческие разработки учителей по актуализации ценностного аспекта знаний в контексте того или иного...

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Под самореализацией личности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на

Самореализация личности связывается в психолого-педагогической интерпретации с

Личностно-деятельностный подход предполагает создание в процессе профессионального...

Совершенствование нравственного и профессионального...

Подготовка студентов по педагогическим направлениям сегодня требует особого подхода.

Всё это требует от учителей проявления их мастерства как педагога, профессиональных способностей

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

Гуманная педагогика – общечеловеческая ценность

Гуманный подход, считали они, важен не только для воспитуемого, но и для всего общества и государства (гуманный правитель, гуманный подданный – таков путь переустройства общества на гуманных началах). В трудах этих педагогов прослеживается идея развития личности, ее...

Педагогические проблемы развития личности будущего...

В основе общенаучных, психолого-педагогических идей развития личности будущего педагога лежат идеи В.В. Зеньковского (идея преодоления социальной инертности через развитие социальных чувств и социальной идентичности), Л.С. Выготского (теория социальной...

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов...

Философская антропология — это фундамент антропологического подхода в современном

- педагогические, включающие образовательный процесс, взаимодействие учителей и

Нравственно-духовное образование — это целенаправленный педагогический процесс...

Задать вопрос