Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Килина Г. Б., Власова Т. И. Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2020. — №1. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/154/4709/ (дата обращения: 29.01.2020).

Препринт статьи



Специфика работы МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82» города Новокузнецка заключается в том, что наряду с образовательно-воспитательной деятельностью, проводятся реабилитационные и лечебно-оздоровительные мероприятия для детей, нуждающихся в длительном лечении.

В санаторную школу-интернат поступают на лечение дети и подростки в возрасте от 6 до 16 лет с малыми и затихающими формами туберкулёза, состоящие на учете в детском отделении противотуберкулезного диспансера, а также на учете у врачей-фтизиатров поликлиник. Ежегодно в санаторной школе — интернате контингент воспитанников обновляется до 40 %.

51 % обучающиеся санаторной школы–интерната приходят из семьей, которые попали в трудную жизненную ситуацию — это многодетные, малообеспеченные, опекунские. Накопленный отрицательный опыт общения в семье переносится на отношения обучающихся с социальным окружением, находя выражение в агрессии, жестокости, в драках, правонарушениях, самовольных уходах из школы и дома. В связи с этим возникла необходимость правового воспитания воспитанников, т. е. формирование у них правовых знаний, правил поведения в обществе.

В структуру воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся входит система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Специфика формирования правовой культуры школы-интерната требует индивидуально–личностного подхода, поиска новых форм, методов и приёмов. На базе санаторной школы-интерната в 2016 году было организовано объединение правоохранительной направленности ‒ клуб «Мы и закон», для подростков, которые имели проблемы в обучении и поведении.

Актив правового клуба «Мы и закон» составляют обучающиеся с 5-го по 9 -й классы. Активная работа членов клуба по пропаганде правовой культуру вызвала повышенный интерес среди одноклассников. К концу учебного года количество членов клуба увеличилось с 15 чел. до 21 чел.

Особенностью данной модели организации клуба правовой направленности, реализуемого в санаторной — школе, является следующее:

– команда формируется внутри образовательного учреждения, имеет сменный характер;

– члены клуба работают не только со сверстниками, но и с младшими обучающимися, а также с их родителями.

Цели:

  1. Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  2. Содействовать утверждению в школьной жизни идей добра, духовного совершенствования детей и подростков.
  3. Пропагандировать здоровый образ жизни и ответственное поведение.
  4. Создать систему профилактики вредных привычек среди обучающихся.

Мероприятия клуба «Мы изакон»

Актуально для нашей школы является обучение детей поведению в конфликте. Для разрешения школьных конфликтов в рамках правового клуба специалисты учат детей вести переговоры, достигать согласия во взаимодействии обучающихся, учителей, воспитателей и родителей.

В мае 2019 года, для обучающихся 5-х — 9-х классов проведена театрализованная игра «Суд над воровством», цель которой — коррекция девиаций поведения и мировоззрения подростков. Заседание импровизированного суда проходило в актовом зале. На доске висел плакат «Хоть с умом воровать, а беды не миновать». Участники игры разбивается на группы. Каждой группе дается конфликтная ситуация, которую затем проигрывали по ролям — судьи, обвинителя, защитника, пострадавшего, свидетеля, присяжных. В конце игры проходило совместное обсуждение «Что чувствовали, когда были в той или иной роли? Можно ли было из этой ситуации выйти по-другому?». Акцентировалось внимание подростков об уголовной ответственности за кражи.

Участниками игры был сделан вывод, что везде и всегда пользуются уважением воспитанные и честные люди.

С целью формирования негативного отношения подростков к курению и снижения риска приобщения к этой вредной привычке, проведена театрализованная игра «Суд над папиросой». Судья обвиняет Табакову Папиросу Никотиновну, рожденной много веков назад до нашей эры, в убийстве и отравлении людей, а также в предумышленном разложении молодого поколения. Приводятся данные статистики — сколько человек курит, состав табака, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему одной минуты жизни. Суд в составе председательствующего, присяжных заседателей, секретаря, с участием свидетелей, обвинителя и защитника рассмотрел дело по обвинению папиросы в отравлении человечества, в возникновении пожаров на Земле, в засорении планеты Земля. Суд признал Папиросу виновной и приговорил ее к извлечению ее из жизни человека. Приговор суда окончательный, обжалованию не подлежит, приводится в исполнение немедленно.

Учитывая специфику образовательного учреждения, одним из направлений работы правового клуба является здоровьесбережение. Совместно с врачом наркологом, инспектором ПДН, педагогом — психологом проводятся дискуссии, круглые столы, акции на темы по ЗОЖ. Например, «О вреде употребления спайсов и солей», «Электронная сигарета — польза или вред?» и т. д.

Темы для разговора с воспитанниками школы — интерната предлагают сами участники клуба. Для большей наглядности создаются компьютерные презентации, применяются видеофильмы, музыкальное сопровождение, разыгрываются сценки. Наиболее популярен в работе правового клуба «Мы и закон» ток — шоу, где участники обсуждают актуальные проблемы, выражают своё мнение, происходит общение с взрослыми «на равных». Так, например, в ток-шоу «Скажите мне…» обсуждалась проблема профилактики асоциального поведения, охраны жизни и здоровья человека. Участниками игры были доцент кафедры социологии МГУ, депутат думы, президент ассоциации директоров школ и заместитель прокурора. Рассматривались разные ситуации, например, кража телефона в школе; ученик обнаружил в раздевалке таблетки, так называемые «колёса»; у одноклассника заметили на руке следы от уколов.

Каждая ситуация обсуждалась с участие приглашенных лиц и воспитанников. Мероприятие было очень интересным, не оставило никого равнодушным, у каждого участника было возможность высказаться. В конце мероприятия все пришли к единому выводу, что очень трудно, да и неприятно жить в условиях недоверия, настороженности. Очень хочется думать о тех, кто рядом с тобой только хорошее.

Клуб правоохранительной направленности «Мы и закон» активно участвует в областных акциях «Будущее без наркотиков», «Детство — без обид и унижений». Цель которой является формирование системы профилактики детского и семейного неблагополучия, противодействие жестокому обращению с детьми, повышение информированности школьников о правилах безопасного поведения в обществе. В рамках областной акции среди обучающихся среднего звена проведена конференция «Это должен знать каждый», с целью в понимания того, что никто не имеет право оскорблять, обижать или унижать их.

В таблице 1 по годам отражено участие членов клуба в научно-практических конференциях школьного, городского, международного уровней, в конкурсах и акциях, посвящённых ЗОЖ.

Таблица 1

Участие клуба «Закон имы» вобщественной жизни

Учебный год

Конференции

Конкурсы

Акции

2015–2016 уч.г.

12 %

21 %

53 %

2016–2017 уч.г.

14 %

28 %

57 %

2017–2018 уч.г.

17 %

35 %

62 %

Ежегодно в санаторной школе — интернате проводит психолого-правовая неделя, целью которой является профилактика психического здоровья обучающихся; формирование правовой культуры обучающихся. В проведении психолого-правовой недели принимают участие воспитанники с 1-по 9 классы. Итоги, подведенные в конце психолого-правовой недели, показывают знания основ правовой культуры и общей психологии, ЗОЖ, умение воспитанником санаторной школы — интерната работать в команде.

В результате деятельности клуба правовой направленности «Мы и закон», у обучающихся изменилось отношение к своему здоровью, повысился уровень культуры здоровья, сформировано негативное отношение к вредным привычкам. А также снизилось количество конфликтов среди воспитанников, наблюдается рост вовлеченности в социально-значимую деятельность.

Итак, опыт нашей работы свидетельствует, что одним из главных условий формирования правовой культуры обучающихся, повышение активной гражданской позиции является создание в школе детского объединения правоохранительной направленности ‒ правового клуба «Мы и закон». За три года работы клуба «Мы и закон» у воспитанников сформировалось негативное отношение к вредным привычкам, в частности к табакокурению. Участие в работе клуба «Мы и закон» способствует формированию у подростков активной гражданской позиции, повышает правовую грамотность, помогает интересно и творчески жить.Впроцессе работы происходит мощное восполнение дефицита социальной востребованности и реализация лидерского потенциала подростков. Клуб правоохранительной направленности «Мы и закон» пользуется огромной популярностью у воспитанников санаторной школы — интерната, обучающиеся приходят сами и приводят своих друзей и одноклассников.

Задать вопрос