Патриотическое воспитание младших школьников на уроках технологии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 1123 раза

Библиографическое описание:

Богатенкова, Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках технологии / Я. А. Богатенкова, К. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4683/ (дата обращения: 24.04.2024).



В настоящее время одной из актуальных проблем современного общества является воспитание подрастающего поколения, в частности патриотическое, ключевой целью которого является формирование у молодого поколения патриотизма. Данная цель обусловливает необходимость ориентации образовательных учреждений, а, значит, педагогов на преодоление многих пробелов в этой области.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, младший школьник, технология.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось и сегодня также остается одной из главных задач современной школы, ведь детство является сензитивным периодом для привития чувства любви к Родине. Патриотизм представляет собой одну из наиболее значимых черт, характеризующих современную культурную личность, знающую и уважающую историю, культуру и традиции своей страны.

Современная действительность выдвигает школе большой спектр требований, перед ней стоит задача подготовки нового поколения к духовно-практической жизнедеятельности, его позитивной социализации. То есть образовательное учреждение должно дать необходимое и достаточное образование и воспитание в целом, в том числи уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Патриотизм отражает отношение граждан к своей, выражается готовностью служить ей и защищать ее; бережное и уважительное отношение к необъятным просторам страны, ее природе, героям истории прошлого и сегодняшним противоречивым реальностям, народу, населяющим ее, их национальным достоинствам: культуре, традициям, соотечественникам [2]. Следовательно, под патриотизмом следует понимать ощущение сопричастности человека к настоящему и прошлому Родины, ответственности за нее.

Патриотическое воспитание является частью общего учебно-воспитательного процесса, который представляет собой целенаправленную и систематическую работу органов государственной власти и общественных организаций для формирования у граждан высокой патриотической сознательности, чувства верности к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества [1, с. 4].

Для формирования чувства патриотизма у учащихся необходимо знание не только сущности и содержания, но и его структурных компонентов, выступающих носителями указанного чувства. В исследованиях И. Ф. Харламова, выделены следующие компоненты патриотизма: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эммоционально-чувственный, поведенческий и волевой [3].

Мы посчитали целесообразным определить уровень патриотической воспитанности у младших школьников.

Согласно полученным данным наблюдения, в котором определялись следующие характеристики, отражающие эмоционально-чувственный и поведенческо-деятельностный компоненты патриотической воспитанности: отношение к родной природе; гордость за свою страну; забота о своей школе, высокого уровня не наблюдается ни у кого из испытуемых, у 52 % учащихся — средний уровень, а у остальных 48 % — низкий уровень.

Нами были проведены три анкеты на выявление знаний, т. е. изучался когнитивно-интеллектуальный компонент: о патриотизме; о России; о Белгородской области.

Целью анкеты № 1 было выявить уровень знаний младших школьников о патриотизме. Проанализировав результаты, выяснили, что высокий уровень — 0 %; средний уровень — 84 %; низкий уровень — 16 %.

Цель следующего анкетирования состояла в выявлении уровня знаний о России. По результатам второго анкетирования пришли к выводу о том, что средний составил 52 %, низкий — 48 %.

Цель анкеты № 3 было определить уровень знаний учащихся о Белгородской области. Проанализировав полученные результаты, выявили, что высокий уровень составил 0 %, средний — 8 %, низкий — 92 %.

Обобщая результаты наблюдения и анкетирования, определили уровень патриотической воспитанности у младших школьников: низкий уровень составляет 48 %, у остальных детей наблюдается средний уровень –52 %.

Таким образом, результаты диагностики выявили, что только половина младших школьников имеет средний или низкий уровень патриотической воспитанности, высокого уровня не выявлено. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа по патриотическому воспитанию младших школьников в условиях образовательного учреждения.

В своей педагогической практике активно занимаемся проектированием образовательного процесса, направленного на патриотического воспитание младших школьников. На любых уроках (литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и др.) применяем множество разнообразных методов, приемов и средств, способствующих формированию патриотических чувств у учащихся, что, в свою очередь, помогает решать более масштабную цель — способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Из опыта известно, что младших школьников привлекает та деятельность, которая побуждает их к практической, творческой работе, поэтому считаем важным включать в уроки технологии ту деятельность, которая ненавязчиво будет содействовать патриотическому воспитанию младших школьников.

Работу по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках технологии рекомендуем организовывать согласно двум направлениям.

Первое направление решает следующие задачи: развивать интерес к истории своей родословной, учить бережно относиться к семейным традициям.

Второе направление предполагает решение таких задач как: изучать историю, культуру, быт, традиции своей Родины; участвовать в выставках.

Ярким примером решение задач первого направления является изучение истории семьи через составление родового древа своей семье, сбор старых фотографий, изучение семейного архива, знакомство с вещами бабушек и дедушек, описание увлечений семьи, создание герба семьи и пр.

Кроме этого, реализуя первое направление, учащимся предлагался ряд краткосрочных проектов: «Я и мое имя», «Фамилия нашей семьи», «Мой дом», «Мои родственники» и др.

Для решения задач второго направления мы использовали экологические экскурсии, что позволило прививать бережное отношение учащихся к природе, окружающему миру. Также были организованы экскурсии в музеи, которые познакомили младших школьников с историей, культурой и бытом страны.

Интересными для учащихся были школьно-семейные праздники, которые способствовали включению родителей в педагогический процесс школы, активному взаимодействию родителей и детей. Основной целью таких праздников была организация совместной деятельности детей и родителей, направленной на формирование патриотических чувств, осознание родителями ответственности за воспитание детей.

Также активно делали выставки, которые посвящены праздникам «День защитника Отечества», «День Великой Победы», «Мой безопасный город», «Мои герои», «Герои России», «Поле боя», «Открытка ветерану» и т. д.

Нами разработано календарно-тематическое планирование уроков технологии таким образом, что в него включаются задачи формирования патриотических качеств у младших школьников. Например, предлагается тема «Букет к 8 Марта», формируемым патриотическим чувством является уважительное отношение к старшему поколению, основное педагогическое условие — использование в работе разных способов изготовления различных изделий.

В темах «О чем могут рассказать игрушки», «Изготовление открыток в технике оригами и вышивки», «Мозаика как вид декоративного искусства», «Виды и свойства тканей» и др. формируется уважительное отношение к истории и культуре других народов. Условием является привлечение детей к отбору материала на основе информации о родной стране.

Таким образом, патриотическое воспитание является многоплановой, систематической и целенаправленной деятельностью как государственных органов и общественных объединений, так и школы, перед которыми стоит единая цель — сформировать у подрастающего поколения любовь к своему Отечеству.

Литература:

  1. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа: плюс и минус. 2002. № 4. С. 4–6.
  2. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. 2003. № 5. С. 17–18.
  3. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 349 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, высокий уровень, патриотическая воспитанность, подрастающее поколение, школьник, уважительное отношение, уровень, Белгородская область, образовательное учреждение, Россия.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему

В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание...

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность

Патриотическое воспитание школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Первым источником информации по этой и другим...

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном...

В гражданско-патриотическом воспитании, обоснована необходимость повышения эффективности воспитательного процесса через создания организационно-педагогических условий, определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач

Пытаясь сохранить всё лучшее, что было накоплено в данной образовательной области за...

Развитие патриотического воспитания в России

В период Древней Руси патриотическое воспитание осуществлялось с раннего возраста с целью воспитания будущих дружинников

Поэтому в дружинных семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе воинства.

Особенности патриотического воспитания обучающихся...

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота

Для изучения проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях был...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе при...

Воспитательный процесс — важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. В условиях школы при исправительном учреждении важно воспитывать патриотизм и гражданственность у учащихся.

Патриотическое воспитание младшего школьника

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Основная цель патриотического воспитания — формирование духовно и физически здорового...

Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории...

Патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса в основной школе, в ходе которого необходимо повысить уровень сознания подрастающего поколения перед Отечеством, привить чувства долга и ответственности перед своим народом...

Патриотическое воспитание младших школьников.

На начальном этапе мы изучили уровень сформированности патриотического воспитания

− 3 балла — высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков

В наше время для подрастающего поколения большую роль в процессе социализации играют...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему

В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание...

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность

Патриотическое воспитание школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Первым источником информации по этой и другим...

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном...

В гражданско-патриотическом воспитании, обоснована необходимость повышения эффективности воспитательного процесса через создания организационно-педагогических условий, определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач

Пытаясь сохранить всё лучшее, что было накоплено в данной образовательной области за...

Развитие патриотического воспитания в России

В период Древней Руси патриотическое воспитание осуществлялось с раннего возраста с целью воспитания будущих дружинников

Поэтому в дружинных семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе воинства.

Особенности патриотического воспитания обучающихся...

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота

Для изучения проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях был...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе при...

Воспитательный процесс — важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. В условиях школы при исправительном учреждении важно воспитывать патриотизм и гражданственность у учащихся.

Патриотическое воспитание младшего школьника

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Основная цель патриотического воспитания — формирование духовно и физически здорового...

Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории...

Патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса в основной школе, в ходе которого необходимо повысить уровень сознания подрастающего поколения перед Отечеством, привить чувства долга и ответственности перед своим народом...

Патриотическое воспитание младших школьников.

На начальном этапе мы изучили уровень сформированности патриотического воспитания

− 3 балла — высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков

В наше время для подрастающего поколения большую роль в процессе социализации играют...

Задать вопрос