Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках технологии

Общеобразовательная школа
04.12.2019
1359
Поделиться
Библиографическое описание
Богатенкова, Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках технологии / Я. А. Богатенкова, К. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4683/.


В настоящее время одной из актуальных проблем современного общества является воспитание подрастающего поколения, в частности патриотическое, ключевой целью которого является формирование у молодого поколения патриотизма. Данная цель обусловливает необходимость ориентации образовательных учреждений, а, значит, педагогов на преодоление многих пробелов в этой области.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, младший школьник, технология.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось и сегодня также остается одной из главных задач современной школы, ведь детство является сензитивным периодом для привития чувства любви к Родине. Патриотизм представляет собой одну из наиболее значимых черт, характеризующих современную культурную личность, знающую и уважающую историю, культуру и традиции своей страны.

Современная действительность выдвигает школе большой спектр требований, перед ней стоит задача подготовки нового поколения к духовно-практической жизнедеятельности, его позитивной социализации. То есть образовательное учреждение должно дать необходимое и достаточное образование и воспитание в целом, в том числи уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Патриотизм отражает отношение граждан к своей, выражается готовностью служить ей и защищать ее; бережное и уважительное отношение к необъятным просторам страны, ее природе, героям истории прошлого и сегодняшним противоречивым реальностям, народу, населяющим ее, их национальным достоинствам: культуре, традициям, соотечественникам [2]. Следовательно, под патриотизмом следует понимать ощущение сопричастности человека к настоящему и прошлому Родины, ответственности за нее.

Патриотическое воспитание является частью общего учебно-воспитательного процесса, который представляет собой целенаправленную и систематическую работу органов государственной власти и общественных организаций для формирования у граждан высокой патриотической сознательности, чувства верности к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества [1, с. 4].

Для формирования чувства патриотизма у учащихся необходимо знание не только сущности и содержания, но и его структурных компонентов, выступающих носителями указанного чувства. В исследованиях И. Ф. Харламова, выделены следующие компоненты патриотизма: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эммоционально-чувственный, поведенческий и волевой [3].

Мы посчитали целесообразным определить уровень патриотической воспитанности у младших школьников.

Согласно полученным данным наблюдения, в котором определялись следующие характеристики, отражающие эмоционально-чувственный и поведенческо-деятельностный компоненты патриотической воспитанности: отношение к родной природе; гордость за свою страну; забота о своей школе, высокого уровня не наблюдается ни у кого из испытуемых, у 52 % учащихся — средний уровень, а у остальных 48 % — низкий уровень.

Нами были проведены три анкеты на выявление знаний, т. е. изучался когнитивно-интеллектуальный компонент: о патриотизме; о России; о Белгородской области.

Целью анкеты № 1 было выявить уровень знаний младших школьников о патриотизме. Проанализировав результаты, выяснили, что высокий уровень — 0 %; средний уровень — 84 %; низкий уровень — 16 %.

Цель следующего анкетирования состояла в выявлении уровня знаний о России. По результатам второго анкетирования пришли к выводу о том, что средний составил 52 %, низкий — 48 %.

Цель анкеты № 3 было определить уровень знаний учащихся о Белгородской области. Проанализировав полученные результаты, выявили, что высокий уровень составил 0 %, средний — 8 %, низкий — 92 %.

Обобщая результаты наблюдения и анкетирования, определили уровень патриотической воспитанности у младших школьников: низкий уровень составляет 48 %, у остальных детей наблюдается средний уровень –52 %.

Таким образом, результаты диагностики выявили, что только половина младших школьников имеет средний или низкий уровень патриотической воспитанности, высокого уровня не выявлено. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа по патриотическому воспитанию младших школьников в условиях образовательного учреждения.

В своей педагогической практике активно занимаемся проектированием образовательного процесса, направленного на патриотического воспитание младших школьников. На любых уроках (литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и др.) применяем множество разнообразных методов, приемов и средств, способствующих формированию патриотических чувств у учащихся, что, в свою очередь, помогает решать более масштабную цель — способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Из опыта известно, что младших школьников привлекает та деятельность, которая побуждает их к практической, творческой работе, поэтому считаем важным включать в уроки технологии ту деятельность, которая ненавязчиво будет содействовать патриотическому воспитанию младших школьников.

Работу по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках технологии рекомендуем организовывать согласно двум направлениям.

Первое направление решает следующие задачи: развивать интерес к истории своей родословной, учить бережно относиться к семейным традициям.

Второе направление предполагает решение таких задач как: изучать историю, культуру, быт, традиции своей Родины; участвовать в выставках.

Ярким примером решение задач первого направления является изучение истории семьи через составление родового древа своей семье, сбор старых фотографий, изучение семейного архива, знакомство с вещами бабушек и дедушек, описание увлечений семьи, создание герба семьи и пр.

Кроме этого, реализуя первое направление, учащимся предлагался ряд краткосрочных проектов: «Я и мое имя», «Фамилия нашей семьи», «Мой дом», «Мои родственники» и др.

Для решения задач второго направления мы использовали экологические экскурсии, что позволило прививать бережное отношение учащихся к природе, окружающему миру. Также были организованы экскурсии в музеи, которые познакомили младших школьников с историей, культурой и бытом страны.

Интересными для учащихся были школьно-семейные праздники, которые способствовали включению родителей в педагогический процесс школы, активному взаимодействию родителей и детей. Основной целью таких праздников была организация совместной деятельности детей и родителей, направленной на формирование патриотических чувств, осознание родителями ответственности за воспитание детей.

Также активно делали выставки, которые посвящены праздникам «День защитника Отечества», «День Великой Победы», «Мой безопасный город», «Мои герои», «Герои России», «Поле боя», «Открытка ветерану» и т. д.

Нами разработано календарно-тематическое планирование уроков технологии таким образом, что в него включаются задачи формирования патриотических качеств у младших школьников. Например, предлагается тема «Букет к 8 Марта», формируемым патриотическим чувством является уважительное отношение к старшему поколению, основное педагогическое условие — использование в работе разных способов изготовления различных изделий.

В темах «О чем могут рассказать игрушки», «Изготовление открыток в технике оригами и вышивки», «Мозаика как вид декоративного искусства», «Виды и свойства тканей» и др. формируется уважительное отношение к истории и культуре других народов. Условием является привлечение детей к отбору материала на основе информации о родной стране.

Таким образом, патриотическое воспитание является многоплановой, систематической и целенаправленной деятельностью как государственных органов и общественных объединений, так и школы, перед которыми стоит единая цель — сформировать у подрастающего поколения любовь к своему Отечеству.

Литература:

  1. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа: плюс и минус. 2002. № 4. С. 4–6.
  2. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. 2003. № 5. С. 17–18.
  3. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 349 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
воспитание
патриотизм
патриот
патриотическое воспитание
младший школьник
технология

Молодой учёный