Генезис дополнительного профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Генезис дополнительного профессионального образования / Я. А. Макарова, Ю. А. Долгих, А. В. Станкевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4667/ (дата обращения: 25.04.2024).



Изменения, внесенные последней образовательной реформой в отечественную высшую школу, имеют настолько противоречивый характер, что Закон «Об образовании» 2012 года, обсуждается, применительно к профессиональному образованию, как правило, только в её контексте. Но, дополнительное профессиональное образование претерпело не менее существенные изменения в процессе данной реформы. Система дополнительного профессионального образования, на сегодняшний день, законодательно выделено в отдельную систему. Профессиональная подготовка стала одним из компонентов, который отдельно упоминается в законе вне традиционного повышения квалификации. До проведения реформы в сфере образования, данный вид образования рассматривался, с точки зрения законодательства, как одна из неотъемлемых частей дополнительного образования в целом. Проведенная реформа, в настоящее время, не предполагает государственную аккредитацию профессиональных дополнительных образовательных программ, что лишает лиц их прошедших получения документов государственного образца, заменив их на документы образца установленного. Данные изменения двойственно сказываются на развитии дополнительного профессионального образования. С одной стороны, закон укрепляет его нормативно-правовой статус, но с другой… Появление магистратуры, как возможности повышения квалификации и переквалификации кадров, (законом предусмотрено выбирать магистерскую программу по профилю не соответствующему основному образованию) дополнительное профессиональное образование испытывает кардинальное соперничество с магистерскими программами. На сегодняшний день, дополнительное профессиональное образование, как и образование в целом, рассматривается как услуга, что лишает оценку образования как педагогического феномена. Экономический спад повлек за собой трудности в трудоустройстве и отсутствие гарантий стабильной работы даже лиц, имеющих несколько высших образований, включая магистров. Поэтому с точки зрения экономической ситуации в стране, дополнительное профессиональное образование стало менее полезным, чем могло бы быть при более стабильной экономике. Современные исследования связывают дополнительное профессиональное образование с новыми технологиями и стремительно развивающимся технологическим прогрессом, которые нуждаются в расширении знаний за все более короткий промежуток времени. Представляется, что такое обоснование необходимости дополнительного профессионального образования не является вполне достаточным. Спрос на получение дополнительного профессионального образования может стать одним из инструментов влияния на рынок данных услуг. Однако, создание неэластичного спроса на данном рынке услуг, может привести к сбору документов для портфолио, и не иметь значения для профессионального развития. Получение свидетельства или сертификата превратится в самоцель, а содержание образовательной программы уйдет на второй план.

Основу дополнительного профессионального образования составляет идея развития и непрерывного образования и профессионального роста личности, а также стремление к самосовершенствованию независимо от спроса и квалификационных требований на рынке труда, которые непрерывно меняются. Дополнительное профессиональное образование должно помочь в реализации данной идеи, однако, в современных условиях этого добиться невозможно в полной мере. Несмотря ни на что, система дополнительного профессионального образования стремительно развивается. Происхождение этой системы интересны для анализа тем, что в ней изначально заложены богатые педагогические традиции и многие современные идеи берут свои истоки с самого начала ее возникновения. Как и в любой системе образования основным фактором развития дополнительного профессионального образования является социальный заказ. На сегодняшний день такое развитие определяется спросом на образовательные услуги конкретных людей готовых за них заплатить, в то время как социальный заказ определяет потребность общества в лицах с определенной квалификацией и профессиональными навыками. Данная потребность возникла задолго до коммерциализации образовательных систем.

Дополнительное образование на сегодняшний день является родовым понятием для дополнительного профессионального образования. Это связано с тем, что кроме профессиональных программ существует множество общеразвивающих образовательных программ без профессионального уклона. Еще в 19 веке такого разделения дополнительного образования не существовало. В те временя дополнительное образование существовало только в рамках профессионального уклона. Основными задачами дополнительного профессионального образования были: обучение грамоте и ремеслу. Зарождение профессионального дополнительного образования относится к эпохе Петра. В это время возникали первые культурные и образовательные структуры, происходило зарождение прогрессивной философии и гуманистической литературы. Возникают первые типографии гражданской печати, начинает развиваться книжное дело, появляются светские библиотеки. Несмотря на профессиональный уклон, петровская школа имела общекультурное значение. Российское общество делало важные шаги в сфере развития общественного понимания роли человеческой личности в обществе.

Революция 1905–1907 гг. создала благоприятные условия для совершенствования культурно-просветительской деятельности. В эти годы легально создаются общественные организации, профессиональные союзы и политические партии, обществу позволено организовываться по интересам. Появляются организации для низших слоев общества наряду с организациями для интеллигенции.

Первая мировая война поставила под угрозу сохранение культурно-просветительской деятельности, однако, ее длительность позволила понять, что выход из нее и восстановление экономики страны будет невозможно без образования народи и культурной работы с ним. Именно это понятие позволило сохранить деятельность общественных организаций содействия народному образованию, обществ народных чтений и пр.

Октябрьская революция поставила новую задачу по перестройке системы народного образования, так как большая часть населения все еще оставалась безграмотным. Ликвидация безграмотности и подготовка специалистов достигается путем внешкольного образования взрослого населения, которое помогает решить следующие задачи: ликвидация безграмотности взрослых; развитие библиотек; подготовка специалистов для различных отраслей внешкольного образования; подготовка работников самоуправления. В данный момент внешкольное образование выполняет роль дополнительного профессионального образования, выполняя функцию повышения квалификации и переквалификации образованной части населения, что определило основную на тот момент функцию — компенсаторную, заполняя пробелы базового образования, а не дополняя его.

В 1918 г. в Петрограде начинает функционировать Институт внешкольного образования. Он занимается разработкой педагогических проблем образования взрослых, наряду с подготовкой педагогических кадров для дополнительного профессионального образования. Посредством промышленных академий развивается система профессиональной переподготовки специалистов и руководителей производства. Происходит существенное расширение сети техникумов и вузов, что способствует сближению теоретического обучения с производственной практикой. Определяется потребность в совершенствовании деловых качеств, связанных с профессиональной деятельностью, что к середине 20-х годов приводит к созданию курсов и факультетов повышения квалификации, а также учреждений усовершенствования руководителей и специалистов народного хозяйства.

Таким образом, именно в 1920-е годы в нашей стране дополнительное профессиональное образование приобретает ту форму, которую оно имеет в наши дни.

Литература:

  1. Богуславский, М. В. Истории российского образования ХХ века: десятилетие за десятилетием // Вестник образования. 2003. № 15. 17–24 с.
  2. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1896. 380 с.
  3. История образования взрослых в России / Под ред. Е. П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. 114 c.
  4. Морозова Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление. Дис.... д-ра пед. наук. М., 2003. 332 c.
  5. Мухина Т. Г., Копосов Е. В., Бородачев В. В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы: Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2013. 289 с
  6. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. Воронеж, 1995. 232 с.
  7. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 2008, 528 c.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, внешкольное образование, дополнительное образование, профессиональный уклон, день, культурно-просветительская деятельность, народное образование, подготовка специалистов, система, социальный заказ.

Похожие статьи

Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание 1.

В российской образовательной системе структура дополнительное образование детей в 1992 году заменило «внешкольное воспитание». Закон «Об образовании» изменил положение работников внешкольных учреждений, их деятельность стала определяться...

История становления дополнительного образования детей...

Актуальность проблемы дополнительного образования детей является на сегодняшний день бесспорной, так как она непосредственно связана с новым пониманием сущности образования детей. Система дополнительного образования детей в современных российских условиях...

Культурно-просветительская деятельность в образовательном...

Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры

Чтобы осуществлять эту деятельность учитель должен понимать, что любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в...

Анализ системы дополнительного профессионального...

В Послании Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию».

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Культурно-просветительская деятельность, содействие профессиональному самоопределению обучающихся, знакомство с профессиями данного профиля. «Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова», библиотека ИПООВ РАО и др.

Становление социального партнерства в системе...

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и

Современное дополнительное образование детей имеет отличия не только от своего

Социально-культурное партнерство выступает фактором формирования положительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда.

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть...

4. Дополнительное образование детей является своеобразной педагогической системой, обусловленной сочетанием объективно существующих особенностей социокультурного, социально-экономического развития общества и индивидуального развития детей и подростков.

Педагогическая ценность дополнительного образования детей...

- между сложившейся системой дополнительного образования детей и социальными

Термин «дополнительное образование» в структуре российской образовательной системы

Учреждения внешкольного образования в конце XIX века создавались на общественные и...

Культурно-познавательный туризм в образовательной...

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях...

Похожие статьи

Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание 1.

В российской образовательной системе структура дополнительное образование детей в 1992 году заменило «внешкольное воспитание». Закон «Об образовании» изменил положение работников внешкольных учреждений, их деятельность стала определяться...

История становления дополнительного образования детей...

Актуальность проблемы дополнительного образования детей является на сегодняшний день бесспорной, так как она непосредственно связана с новым пониманием сущности образования детей. Система дополнительного образования детей в современных российских условиях...

Культурно-просветительская деятельность в образовательном...

Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры

Чтобы осуществлять эту деятельность учитель должен понимать, что любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в...

Анализ системы дополнительного профессионального...

В Послании Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию».

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Культурно-просветительская деятельность, содействие профессиональному самоопределению обучающихся, знакомство с профессиями данного профиля. «Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова», библиотека ИПООВ РАО и др.

Становление социального партнерства в системе...

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и

Современное дополнительное образование детей имеет отличия не только от своего

Социально-культурное партнерство выступает фактором формирования положительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда.

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть...

4. Дополнительное образование детей является своеобразной педагогической системой, обусловленной сочетанием объективно существующих особенностей социокультурного, социально-экономического развития общества и индивидуального развития детей и подростков.

Педагогическая ценность дополнительного образования детей...

- между сложившейся системой дополнительного образования детей и социальными

Термин «дополнительное образование» в структуре российской образовательной системы

Учреждения внешкольного образования в конце XIX века создавались на общественные и...

Культурно-познавательный туризм в образовательной...

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях...

Задать вопрос