Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 28.11.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова Э. А., Лизуненко М. Э. Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования // Образование и воспитание. — 2019. — №6. — С. 39-42. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/146/4612/ (дата обращения: 15.12.2019).



В данной статье рассматривается нормативно-правовая база в области охраны здоровья педагогов дополнительного образования. Представлена анкета-опросник для педагогов дополнительного образования, на основе которой будет разработана программа мероприятий, направленных на укрепление здоровья и организацию двигательной активности в режиме трудового дня.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, трудовая деятельность, педагог дополнительного образования, здоровье.

Преподаватель дополнительного образования детей является одной из ключевых фигур в системе образования. Его моральное и физическое здоровье должно позволять выполнять трудовые обязанности в полном объеме, к тому же, в основном работа выполняется либо стоя у доски или мольберта, либо сидя за столом с иголкой, спицами или крючком в руках, зачастую работа является монотонной, однотипной. Как известно, статическое положение, сидя или стоя, дает большую нагрузку на весь организм, особенно на опорно-двигательный аппарат, органы зрения. Поэтому крайне важно на рабочем месте преподавателя соблюдать установленные на законодательном уровне нормы труда и отдыха и обязательно выполнять упражнения производственной гимнастики, которые позволят снять мышечное напряжение, поддержать работоспособность. [7].

Например, в Советском Союзе производственная гимнастика внедрялась в 1930-х годах, но в настоящее время не во всех регионах нашей страны разработаны и введены в действие методические рекомендации, примерные комплексы производственной гимнастики.

Нормы, принципы охраны здоровья закреплены в законодательных актах, а их реализация осуществляется через стратегии и программы [2]. Нормативно-правовые акты, разработанные и утвержденные в нашей стране, в области охраны здоровья, регулирующие режим труда и отдыха педагогических работников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Нормативно-правовые акты, регулирующие режим труда иотдыха педагогических работников

Нормативно-правовой акт

Краткое содержание

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6].

Закрепляет основные права и обязанности государства и граждан в области охраны здоровья.

Так, согласно статьи 18 каждый имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Согласно статьи 19 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7]

В обязанности образовательной организацией входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, также закон устанавливает обязанность педагогических работников проходить предварительные, периодические, а также внеочередные медицинские осмотры, а также

(ст.28. п.15, ст.48. п.9,)

СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [5]

Содержат требования по содержанию учреждений дополнительного образования детей, требования к помещениям, образовательному процессу, температурному и питьевому режиму.(п.1.8–1.9, 5.6, 6.2, 6.7., гл. VII-VIII, IХ, ХI)

Приказ от 21 марта 2014 года N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» [4]

Устанавливает критерии, возраст граждан и наименование профилактических прививок, а также порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок

Постановление правительства Пензенской области от 29 октября 2007 года n 728-пП «О производственной гимнастике и регламентированных перерывах на предприятиях и в организациях пензенской области» [3].

Рекомендует организациям, финансируемым из бюджета Пензенской области, установить специальные перерывы, обусловленные технологией, организацией производства и условиями труда, которые включаются в рабочее время, для активного отдыха с выполнением прилагаемых примерных комплексов производственной гимнастики.

Как мы видим в таблице 1, не во всех регионах нашей страны есть установленные законом рекомендации по проведению производственной гимнастики, остальные нормативно — правовые акты регулируют общие вопросы прав и обязанностей государства, образовательных учреждений и граждан, но нет конкретных рекомендаций, которые помогали бы педагогам дополнительного образования на рабочем месте проводить гимнастику.

Для оценки влияния трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования нами разработана анкета-опросник.

Анкета-опросник для педагогов дополнительного образования

1. Укажите ваш пол

а) ж

б) м

2. Укажите ваш возраст

а) 18–24

б) 25–30

г) 31–36

д) 37–42

е) 43–48

ж) 49–54

з) 55–60

и) 61 и выше

3. Ваш трудовой стаж на данном рабочем месте составляет

а) до 1 года

б) 1 год

в) 2–5 лет

г) 6–9 лет

д) 10–13 лет

е) 14–17 лет

ж) 18–21 год

и) 22–25 лет

к) 26–29 лет

л) 30–34 года

м)35–39 лет

4. Какое количество занятий вдень вы проводите?

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4 и более

5. Продолжительность ваших занятий составляет

а) 20–25 минут

б) 30–35 минут

в) 40–45 минут

г) 50–60 минут

д) 90 минут

6. Берете ли вы «работу на дом»?

а) никогда

б) иногда

7. Знаете ли вы нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы здоровья человека?

а) да

б) нет

Если вы ответили «да», укажите какие ____________________.

8. Курите ли вы?

а) да

б) курил (а), но бросил (а)

в) нет

9. Испытываете ли вы стресс на работе (стресс, связанный сисполнением ваших трудовых обязанностей).

а) никогда

б) иногда

в) часто

г) постоянно

10. Во время проведения занятий чувствуете ли вы усталость или напряжение (например, вногах, спине, усталость глаз)?

а) никогда

б) иногда

в) часто

г) постоянно

11. Во время занятий или вперерывах между ними делаете ли вы простейшие упражнения, чтобы снять напряжение?

а) никогда не делаю

б) делаю во время занятий

в) делаю во время перерывов

г) делаю во время занятий и перерывов

Если не делаете, то почему? ____________________________

12. Занимаетесь ли вы активными физическими нагрузками?

а) нет

б) 1–2 раза в неделю

в) 3–4 раза в неделю

г) каждый день делаю легкую гимнастику

13. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?

а) 1 раз в месяц

б) 1 раз в 3 месяца

в) 1 раз в 6 месяцев

г) 1 раз в год

14. Имеются ли увас нарушения/заболевания (допустимо несколько вариантов ответа)

а) сердечно-сосудистой системы

б) опорно-двигательного аппарата

в) желудочно-кишечного тракта

г) дыхательной системы

д) эндокринной системы

е) иммунной системы

ж) мочевыделительной системы

з) нарушение зрения

15. Готовы ли вы следовать «Памятке здорового педагога», которая будет включать всебя рекомендации по снятию напряжения во время работы, комплексы упражнений для туловища, ног ирук, глаз.

а) да

б) да, если это займет не более 10 минут

г) да, если это займет не более 15 минут

д) нет

Если вы ответили нет, то почему? ___________________________

в) часто

г) постоянно

На основе полученных данных с помощью анкеты, мы сможем понять, имеются ли проблемы со здоровьем у педагогов дополнительного образования, а также разработать перечень мероприятий, направленных на укрепление их здоровья и организацию двигательной активности в режиме трудового дня.

Литература:

  1. Багнетова Е. А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога [Электронный ресурс]: монография/ Багнетова Е. А.— Электрон. текстовые данные.— Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017.— 100 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87014.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 25.10.2019);
  2. Кузнецова Э. А., Чернова Е. Ю., Чиглинцев В. М. Основные нормативные документы в сфере охраны здоровья // Географические науки и образование: материалы XII Всероссийской науч-но-практической конференции (г. Астрахань, 25 марта 2019 г.) / сост.: В. В. Занозин, М. М. Иолин, А. З. Карабаева, М. В. Валов. — Астрахань: Астраханский государ-ственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. — С.
  3. Постановление правительства пензенской области от 29 октября 2007 года n 728-пП «О производственной гимнастике и регламентированных перерывах на предприятиях и в организациях пензенской области» URL: http://docs.cntd.ru/document/949107215 (дата обращения 26.10.2019).
  4. Приказ от 21 марта 2014 года N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/499086215 (дата обращения 25.10.2019);
  5. СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420207400 (дата обращения 25.10.2019);
  6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения 26.10.2019г.);
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 26.10.2019);
  8. Цибульникова В. Е. Профессиональное здоровье работников образования [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины/ Цибульникова В. Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2016.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72509.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 25.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, производственная гимнастика, Пензенская область, время занятий, нормативно-правовая база, национальный календарь, медицинская помощь, двигательная активность, Российская Федерация, образовательная организация.

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации [8]

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

нормативно-правовая база: приведение в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовых документов в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; повышение статуса тренера-преподавателя...

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной...

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Содержаниетематических выступлений определяется нормативно-правовыми (ФГОС ДО – образовательная область «Физическое развитие») и организационно-методическими документами (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности в образовании, метод педагогического проектирования, инновационная деятельность в образовании, информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного...

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

Двери образовательных школ для дополнительного размещения и проведения учебно-тренировочных занятий спортсменам закрыты.

Вот где главный источник единства целей, с помощью которого можно переворот совершить, если правильно им управлять.

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Для организации и координации деятельности всех служб разработана нормативно-правовая база: программа развития ДОУ; основная образовательная программа; годовой план работы (при разработке годового плана ДОУ одной из годовых задач обязательно берётся задача из...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников...

Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и

Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру

Продолжительность занятий, интенсивность и количество повторений двигательных действий...

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации [8]

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

нормативно-правовая база: приведение в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовых документов в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; повышение статуса тренера-преподавателя...

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной...

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Содержаниетематических выступлений определяется нормативно-правовыми (ФГОС ДО – образовательная область «Физическое развитие») и организационно-методическими документами (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности в образовании, метод педагогического проектирования, инновационная деятельность в образовании, информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного...

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

Двери образовательных школ для дополнительного размещения и проведения учебно-тренировочных занятий спортсменам закрыты.

Вот где главный источник единства целей, с помощью которого можно переворот совершить, если правильно им управлять.

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Для организации и координации деятельности всех служб разработана нормативно-правовая база: программа развития ДОУ; основная образовательная программа; годовой план работы (при разработке годового плана ДОУ одной из годовых задач обязательно берётся задача из...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников...

Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и

Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру

Продолжительность занятий, интенсивность и количество повторений двигательных действий...

Задать вопрос