Программа корпоративного обучения «Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме одаренности» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 20 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 18.10.2019

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Афанасьева, С. В. Программа корпоративного обучения «Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме одаренности» / С. В. Афанасьева, О. В. Бондарь, Е. В. Денежко, И. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4492/ (дата обращения: 07.06.2020).



Пояснительная записка

Среди самых интересных и загадочных явлений природы особое место занимает детская одаренность. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, ведь современное общество нуждается в личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать любые жизненные задачи.

Учитель является ключевой фигурой в обеспечении качестваобразовательного процесса. Для работы с одаренными детьми учитель должен обладать определенными видами компетенций, что обусловлено: во-первых, наличием у одаренных детей специфических особенностей и, соответственно, необходимых для их учета знаний, умений, личностных качеств у педагога; во-вторых, одаренные дети нуждаются в дополнительном обучении, что требует от учителя владения различными обучающими технологиями; в-третьих, программы обучения для одаренных могут преследовать различные цели, что подразумевает не только профессиональную подготовку педагога, но и принятие им тех или иных целей образования.

В современном мире очень много возможностей для получения информации по проблеме одаренности. Каждый педагог может пройти те или иные курсы повышения квалификации дистанционно, заочно или очно. Но для отдаленных сельских территорий самый удачный вариант повышения квалификации–дистанционный. К сожалению, этот вариант не является удобным для повышения квалификации всего коллектива школы.

Именно с такой проблемой столкнулась администрация МБОУ СОШ рп. Корфовский, работая над проектом «Одаренные дети-наше будущее» в 2018 году. Повысить квалификацию всех педагогов школы по проблеме одаренности было возможным только с помощью корпоративного обучения.

В связи с этим в МБОУ СОШ рп. Корфовский был организован опрос коллектива с целью изучение образовательных потребностей педагогов в вопросах одаренности. На основании опроса была составлена программа корпоративного обучения «Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме одаренности».

Цель курса- повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.

Задачи:

–углубить знания о понятии одаренности, видах и признаках одаренности;

–изучить психолого-педагогические методики диагностики одаренности;

–познакомить с методами, технологиями и средствами обучения высокомотивированных и одаренных учащихся;

–изучить эффективные формы работы с одаренными учащимися;

–рассмотреть базовый и специфический компоненты профессиональной квалификации педагогов.

В основу программы положена технология модульного обучения. Курс состоит из четырех модулей:

1 блок

Теоретические основания проектирования и реализация образовательного процесса с высокомотивированными и одаренными учащимися

2 блок

Принципы выявления одаренности учащихся, педагогические и психологические методы диагностики

3 блок

Стратегии и тактики реализации образовательного процесса с высокомотивированными и одаренными учащимися

4 блок

Требования к личности и профессиональной компетентности педагогов для работы с высокомотивированными и одаренными учащимися

Работа с блоками строится как дистанционно (самостоятельное изучение теоретического материала), так и очно (брифинг, педагогический совет, семинар-практикум, круглый стол и др.). По завершению работы над каждым модулем все педагоги выполняют задание. Задание может выполняться как в группах, так и индивидуально.

Программа корпоративного обучения апробирована в 2018–2019 учебного году в МБОУ СОШ рп. Корфовский.

1 Блок

Теоретические основания проектирования иреализация образовательного процесса свысокомотивированными иодаренными учащимися

Цель: углубить знания о понятии «одаренность», познакомить с видами и признаками одаренности.

Содержание

  1. Понятие «одаренность», виды одаренности, признаки одаренности
  2. Особенности личности с гармоничным и дисгармоничным типом развития
  3. Мотивация учебной деятельности учащихся, ее виды, уровни развития и методы стимулирования.

Форма обучения: дистанционная

Задание модуля:

1) Изучить: Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с. Авторы: Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. [7].

2) Выполнить тестирование по теме «Теоретические основания проектирования и реализация образовательного процесса с высокомотивированными и одаренными учащимися». Для выполнения тестирования пройти по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1VIUtUOM35SRKjh-JisP1wCL5A3pn0Hof3OaQapvz8gA/edit?usp=sharing

2 Блок

Принципы выявления одаренности учащихся, педагогические ипсихологические методы диагностики

Цель: познакомить с основными этапами, методами, психолого-педагогическими методиками комплексной оценки одаренности учащихся.

Содержание

  1. Основные этапы и методы комплексной оценки одаренности учащихся
  2. Психолого-педагогические методики диагностики одаренности учащихся

Форма обучения: заочная и очная (брифинг)

Задание модуля:

  1. Познакомиться с принципами выявления одаренных детей.
  2. Отобрать психолого-педагогические диагностики
  3. Составить карту наблюдений за одаренными и высокомотивированными учащимися.

3 Блок

Стратегии и тактики реализации образовательного процесса свысокомотивированными иодаренными учащимися

Цель: расширить понятия о методах, технологиях и средствах обучения высокомотивированных и одаренных учащихся.

Содержание

  1. Методы, технологии и средства обучения высокомотивированных и одаренных учащихся.
  2. Контрольно-оценочная деятельность педагога при работе с высокомотивированными и одаренными учащимися.

Форма обучения: очная (педсовет)

Задание модуля:

  1. Изучить методы, технологии и средства обучения высокомотивированных и одаренных учащихся.
  2. Познакомиться с особенностями контрольно-оценочной деятельности педагога при работе с высокомотивированными и одаренными учащимися.

4 Блок

Требования к личности и профессиональной компетентности педагогов для работы с высокомотивированными и одаренными учащимися

Цель: познакомить с требованиями к личности и профессиональной компетентности педагогов для работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Содержание

  1. Базовый и специфический компоненты профессиональной квалификации педагогов для работы с высокомотивированными и одаренными учащимися.
  2. Личностные, профессиональные и поведенческие качества учителя как показатель педагогической компетентности при работе с одаренными учащимися.

Форма обучения: дистанционная (google-форма)

Задание модуля:

Познакомиться с компонентами профессиональной квалификации педагогов, показателями педагогической компетентности.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.
  2. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова) / А. Б. Воронцов. –М.: Издатель Рассказов А. И., 2002.
  3. Запрудский, Н..И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н. И. Запрудский. — Мн.: Сэр-Вит, 2003. — 288 с.
  4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Матюшкина — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 192 с.
  5. Ксензова Г. Ю. «Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»?» / Журнал «Директор школы» № 5, 2000 г., ст. с. 49–57
  6. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 336 с.
  7. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — 544с.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, образовательный процесс, задание модуля, средство обучения, форма обучения, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная квалификация педагогов, Теоретическое основание проектирования, корпоративное обучение, признак одаренности.

Похожие статьи

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов; раскрывается эффективность применения обучающегося...

Формирование у будущих преподавателей колледжей...

В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс организуемый как система последовательно...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе. системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Форма обучения «работа в подгруппах» - занятие, направленное на изучение учебного материала или выполнение задания в малых группах, что обеспечивает активизацию студентов. По этой форме обучения обучающиеся выполняют задание и проблемные задачи в подгруппах.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Для многих педагогов знание форм педагогического проектирования является весьма актуальным, что позволяет педагогу совершенствовать в методическом плане. Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

По сути, педагог профессионального обучения — это

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические

Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов...

Профессиональная карта педагога Индивидуальный модуль...

На основании анализа результатов исследования уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения были выделены следующие проблемы (на критическом и недостаточном уровнях): 62 % педагогов пассивны в инновационной...

Похожие статьи

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов; раскрывается эффективность применения обучающегося...

Формирование у будущих преподавателей колледжей...

В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс организуемый как система последовательно...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе. системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Форма обучения «работа в подгруппах» - занятие, направленное на изучение учебного материала или выполнение задания в малых группах, что обеспечивает активизацию студентов. По этой форме обучения обучающиеся выполняют задание и проблемные задачи в подгруппах.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Для многих педагогов знание форм педагогического проектирования является весьма актуальным, что позволяет педагогу совершенствовать в методическом плане. Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

По сути, педагог профессионального обучения — это

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические

Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов...

Профессиональная карта педагога Индивидуальный модуль...

На основании анализа результатов исследования уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения были выделены следующие проблемы (на критическом и недостаточном уровнях): 62 % педагогов пассивны в инновационной...

Задать вопрос